Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:49, курсовая работа
Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.
Проблема поиска оптимального финансово-б
В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере агропромышленного комплекса за 2008–2009годы привлечены инвестиционные кредиты на срок до 5 лет в объёме 66,3 млрд. рублей, на срок до 8 лет – 148,9 млрд. рублей, кредиты малым формам хозяйствования – на сумму 91,9 млрд. рублей. При федеральной финансовой поддержке обеспечены жильём 32,3 тыс. молодых специалистов на селе. Реализация этого приоритетного национального проекта продолжится в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2010–2012 годы.
Заключение
В данной работе были исследованы межбюджетные отношения Российской Федерации, рассмотрена история развития межбюджетной системы, изучена характеристика государственных фондов межбюджетного регулирования, исследованы направления совершенствования реформирования межбюджетных отношений РФ. Также в практической части был проведен анализ бюджета Солнечного района.
В результате исследований мы пришли к следующим выводам: современное состояние межбюджетных отношений требует серьезного реформирования. Практика трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации не только не привлекала к выравниванию уровней социально-экономического развития регионов, но и усугубляла их различия. Зависимость регионов от помощи федерального бюджета нарастает.
В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.
Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет. Очевидна необходимость стимулирования в этом вопросе и регионов-доноров.
Следует исключить практику многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъекта Российской Федерации. Вся поддержка по текущим бюджетным расходам должна осуществляться только через федеральный фонд финансовой поддержки регионов по единой методике. В федеральном бюджете следует предусматривать капитальные субвенции, определяемые по единой формуле, направляемые на развитие инфраструктуры субъектов РФ.
Для повышения заинтересованности регионов в наращивании налогооблагаемой базы и создания условий среднесрочного бюджетного прогнозирования на региональном уровне требуется обеспечить стабильность устанавливаемых в рамках межбюджетных отношений нормативов отчислений от Фонда финансовой поддержки регионов. Их следует закрепить как минимум на три года с фиксацией на тот же период удельного веса фонда финансовой поддержки регионов в доходной части федерального бюджета.
Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важным условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом будут:
- доля приоритетных расходов (образование, здравоохранение, культура) в расходах регионального бюджета;
- доля населения в оплате издержек жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта;
- наличие административного контроля цен;
- наличие и интенсивности ограничений доступа на региональные товарные рынки отечественных товаров и услуг;
- предельные бюджетные заимствования и гарантия, а также объем налоговых освобождений и льгот.
Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.
Должна быть установлена стандартная финансовая и отраслевая отчетность, обеспечивающая единство методологии мониторинга проводимой в субъектах РФ социально-экономической политики.
Обязательными условиями предоставления финансовой поддержки из федерального бюджета должны стать:
- безусловность отчислений в федеральный бюджет налогов и доходов по установленным законом нормативам;
- предоставление ежегодного квалифицированного аудиторского заключения об исполнении бюджета регионов в отчетном году;
- регулярное представление установленной отчетности о доходах и расходах, структурные затрат бюджета, формирование и расходование внебюджетных фондов;
- заключение Министерства юстиции РФ о соответствии действующих и принимаемых в субъекте РФ нормативно-правовых актов федеральному законодательству.
Важное условие нормального функционирования межбюджетных отношений - финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов регионов, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Уклониться от федерального контроля за использованием бюджетных средств можно будет при единственном условии - полном отказе от получения субвенций из федерального бюджета и отчислений от общегосударственных доходов и налогов.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СПС "Гарант".
2. Бюджетный кодекс РФ (текст по состоянию на 16 октября 2006 года).
3. Бюджетная система России: Учебник для вузов под ред. академика Г.Б. Поляка, Москва, 1999;
4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007;
5. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - N 31. - Ст.3824; СЗ РФ. - 2000. - N 32. - Ст.3340.
6. Постановлением от 18.08.2005 г. № 524 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из Федерального фонда регионального развития в 2005 году" [Текст] // СПС "Гарант".
7. Федеральный закон от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [Текст] // СПС "Гарант".
8. Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Текст] // СПС "Гарант".
9. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник / И.М. Александров. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2008. - 486 с.
10. Ассекритов С., Широкобокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению // Экономист, 2001, №1.
11. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст]. - М.: Финансы ЮНИТИ, 2007. - 357 с.
12. Борескова Е.В., Китова Е.Н. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местном уровнях [Текст] // Финансы. 2008. № 5.
13. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Конспект лекций / И.В. Бурханова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
14. Берг О. О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. // Вопросы экономики, 2002, №5.
15. Берлин С.И. Теория финансов. – М.: «Издательство Приор», 2000.
16. Бюджетная система России / Под ред. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
17. Годин А.М., Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие [Текст] / А.М. Годин и др. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. - 340 с.
18. Газета «Солнчный меридиан» от 28.11.2008г.
19. Доклад Министерства финансов РФ о реформировании межбюджетных отношений [Электронный ресурс] // URL: www.minfin.ru. - 18 января 2000 г.
20. Игудин А.Г., Папанова Н.А. Некоторые проблемы межбюджетных отношений в Германии и России // Финансы, 1999, №4.
21. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования // Финансы, 2002, №2.
22. Лавров А., Христенко В. Экономика и политика российского бюджетного федерализма //http://www. mmfin.ru/off_inf/93.htm.
23. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 1998, №3.
24. Марченко Г.В., Мачульская О.В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания // Финансы и кредит, 2000, №1.
25. Миляков Н.В. Финансы. – М.: ИНФРА‑М, 2002.
26. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Учебник / И.М. Мысляева. - изд.2-е перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 360 с.
27. Новикова М.В. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Конспект лекций / М.В. Новикова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
28. Нестеренко Т.Г. Основные принципы межбюджетных отношений // Финансы, 2001, №11.
29. Семенов В., Семенов Г., Сингатуллина Г., Овчинников М. Перспективы российского федерализма // Российский экономический журнал, 1994, №4, 5.
30. Финансы / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 2003.
31. Финансы / Под ред. Ковалева В.В. – М.: «Проспект», 2001. 31. Ходасевич.
32. Финансы: Учебник, 2-е издание / Под ред. В.В. Ковалева, М.: ТК Велби, 2003;
33. Цейтлин Р.С. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учеб. пособие [Текст] / Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев. - М.: Омега - Л, 2007. - 120 с.
34. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник [Текст] / В.Е. Чиркин. - М: Юрист, 2008. - 214 с.
35. Экономическое развитие России в 2008 году [Текст] // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2008. № 23 (154).
36. Ялуткин В. Основные направления оптимизации бюджетных расходов на муниципальном уровне В. Ялуткин [Текст] // Бюджет. 2006. № 5.
37. Якушев А.В., Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций – М.: «А-Приор», 2006.
6
Информация о работе Межбюджетные отношения и их реформирование