Межбюджетные отношения и их реформирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.
Проблема поиска оптимального финансово-б

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

 

                    Показатели

   2007 г.

   2008 г.

  2009 г.

Финансовая помощь субъектам Федерации, всего

   100,0

   100,0

  100,0

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ

    72,0

    73,8

   88,5

Субвенции г. Москве для осуществления им функций столицы РФ

      4,9

      3,3

    ---

Дотации закрытым административно-территориальным образованиям

      4,8

      4,6

     7,8

Дотации г. Сочи

    0,35

      0,4

    0,4

Финансирование расходов по содержанию объектов жилого фонда и социальной сферы, передаваемых в ведение органов местного самоуправления

    12,4

    11,8

     ---

Бюджетные ссуды на оказание финансовой поддержки завоза в районы Крайнего Севера

      5,5

     3,4

     ---

Средства, передаваемые по взаимным расчетам

      ---

    1,3

    3,3

Прочие мероприятия в области регионального развития

      ---

    1,4

    ---

Источник выделения трансфертов - целевой Федеральный фонд финансовой поддержки регионов, формируемый в определенном размере от суммы налоговых поступлений федерального бюджета (см. табл.1.1).

Методика формирования фонда и расчета сумм трансфертов с момента введения и по настоящее время претерпела существенные изменения, постоянно совершенствуясь в результате проб и ошибок, выявляемых практикой применения.

В частности, в федеральном бюджете на 2008 г. и 2009 г. предусматривалось, что источником формирования фонда финансовой поддержки будут 14% всех налогов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов, контроль за поступлением которых осуществляет Государственный таможенный комитет РФ (2007 г. этот норматив составлял 15%).

Горизонтальное выравнивание доходов на душу населения по бюджетам территории начиная с 2007 г. осуществляется по трем группам регионов. Они объединяются в зависимости от географического положения, а также от факторов, в наибольшей степени влияющих на доходы и расходы бюджетов. Такими факторами являются:

 отдаленность от центральных районов страны при отсутствии или слабом развитии железнодорожного или автомобильного сообщения;

 более длительный отопительный сезон из-за климатических условий;

 ограниченные сроки завоза товаров из-за климатических и географических условий, а также удельный вес численности населения, проживающего в районах с ограниченными сроками завоза товаров [34].

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов [28].

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшими эти средства.

Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Общую схему собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов можно представить в следующем виде (Рис.1.1)

 

Доходы территориальных бюджетов

             

Собственные доходы

 

Регулирующие доходы

 

Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом

Неналоговые доходы соответствующего бюджета

 

Отчисления от федеральных и региональных налогов

Средства из фондов финансовой поддержки регионов

Дотации, субвенции, из вышестоящих бюджетов

Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов

 

Рисунок 1.1 - Общая схема собственных и регулирующих доходов

территориальных бюджетов

 

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы, на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя.

При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено.

Это приведёт к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий [5].

Поэтому не всегда и не везде нужно стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населённых пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов.

Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и посёлки – курорты, города – исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определённые мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной части территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчётов часть средств передаётся из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.

В значительной степени этот вид доходов в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами.

Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субсидии, субвенции заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в ещё большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

Основные подходы к реформированию межбюджетных отношений определены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В основе реформирования межбюджетных отношений в РФ лежат следующие мероприятия:

                  существенное сокращение объёмов финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки регионов, при этом число регионов, получающих средства, уменьшается незначительно;

                  определение расходов региональных бюджетов на нормативной основе;

                  постепенный переход к оказанию помощи инвестиционного характера на принципах самофинансирования;

                  ведение особого финансового режима для регионов, особо нуждающихся в финансовой поддержке [8].

Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать: повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы страны; выравнивание возможностей реализации на всей территории РФ минимального уровня установленных Конституцией РФ и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней.

Для реализации поставленных задач намечены следующие направления их решения:

1) разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней;

2) разграничение налоговых источников между уровнями бюджетной системы РФ;

3) выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ для реализации текущих расходов их бюджетов за счёт средств Фонда финансовой поддержки;

4) консолидация расходов федерального бюджета, предназначенных для финансирования капитальных вложений в субъектах РФ в Федеральном фонде регионального развития;

Предполагается осуществить переход на нормативную основу определения бюджетных потребностей при оказании помощи на текущие расходы из федерального бюджета. При этом нормативы должны базироваться на минимальных государственных стандартах и социальных нормативов с учётом реальных возможностей консолидированного бюджета РФ по их финансированию в данном финансовом году.

Дифференциация нормативов по регионам должна производиться по единой методике с учётом объективно обусловленных географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей.

Данные мероприятия должны обеспечить переход к формированию новой системы межбюджетных отношений, основанной на сбалансированном разграничении доходных и расходных полномочий по разным уровням управления.

Информация о работе Межбюджетные отношения и их реформирование