Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:49, курсовая работа
Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.
Проблема поиска оптимального финансово-б
применение в межбюджетном регулировании единых для всех субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные или групповые особенности;
распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, отстающих по объективным причинам, для соблюдения минимальных государственных социальных гарантий;
обязательность компенсаций бюджетам недостающих средств при уменьшении их доходов или увеличении расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня; недопустимость изъятия или принудительной централизации в бюджеты другого уровня собственных доходов, дополнительно полученных или сэкономленных бюджетных средств; взаимную ответственность органов власти разных уровней за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;
наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета другого уровня;
ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений [12].
В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию от 9 марта 2007 г. "О бюджетной политике в 2008-2010 гг." можно считать обоснованными предложенные Правительством РФ меры, которые касаются повышения стимулов для субъектов РФ и муниципальных образований к снижению уровня дотационности [31].
Разграничение полномочий между уровнями публичной власти в основном завершено. Теперь следует обеспечить неукоснительное соблюдение принципа разграничения ответственности за принимаемые решения и безусловного исполнения закрепленных за соответствующими бюджетами расходных обязательств.
При подготовке и реализации решений о делегировании полномочий в сфере регулирования экономического и социального развития Правительство РФ должно исходить из необходимости оптимизации структуры и численности территориальных органов федеральных служб и агентств, сохраняя за федеральным уровнем в основном контрольные и надзорные функции [8,35].
Необходимо продолжить передачу реализации инвестиционных проектов по строительству объектов, которые находятся в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности, на финансирование из региональных и местных бюджетов. При этом по уже строящимся объектам, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, включавшимся в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, в федеральном бюджете необходимо предусмотреть средства софинансирования расходов субъектов Российской Федерации в размере, соответствующем федеральной доле в общем объеме ассигнований, необходимых для завершения строительства указанных объектов.
В 2008 г. с высокодотационными субъектами РФ необходимо заключить соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и не налоговых доходов, а контрольным органам - провести проверки отчетов об исполнении соответствующих бюджетов за 2007 г.
Необходимо наладить действенный контроль за соблюдением дотационными и высокодотационными субъектами РФ и муниципальными образованиями вводимых для них дополнительных требований и ограничений.
Органам публичной власти всех уровней необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала является стабильность закрепления налоговых доходов за соответствующими бюджетами, а также отсутствие прямой зависимости между фактическими или прогнозируемыми доходами и расходами, с одной стороны, и объемами дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности - с другой [28].
Следует продолжить практику поддержки бюджетных реформ, оказываемую через Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.
Вновь созданным муниципальным образованиям должна быть оказана действенная поддержка в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.
Для совершенствования межбюджетных отношений как гарантии укрепления местного самоуправления необходимо:
1) оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;
2) сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной;
3) ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.
2 Практическая часть: Анализ районного бюджета Солнечного
муниципального района за 2008 – 2009гг.
2.1 Анализ исполнения доходов бюджета Солнечного района
Анализ исполнения доходов бюджета Солнечного района за 2008г.
Таблица 2.1 – анализ исполнения доходов бюджета Солнечного района за
2008г.
Наименование показателей | План | Исполнено | Процент испол- |
| 2008 год | в 2008 году | нения плана |
Д О Х О Д Ы |
|
|
|
Налоговые доходы | 710376 | 719355 | 101,26 |
Налог на прибыль предприятий | 325300 | 344614 | 105,94 |
Налоги на совокупный доход | 146150 | 118355 | 80,98 |
Налоги на товары и услуги: | 204306 | 220978 | 108,16 |
НДС | 132502 | 115485 | 87,16 |
Акцизы | 31485 | 41534 | 131,92 |
Спецналог | 32685 | 28549 | 87,35 |
Проч. налоги на товары и услуги | 7634 | 6335 | 82,98 |
Налог на имущество | 14635 | 17540 | 119,85 |
Платежи за польз. природными ресурсы | 19885 | 17778 | 89,40 |
Плата за недра | 7654 | 7520 | 98,25 |
Отчислен. на воспроизв. МСБ | 545 | 545 | 100,00 |
Земельный налог | 11686 | 8689 | 74,35 |
Прочие налоги,сборы,пошлины | 100 | 90 | 90,00 |
Неналоговые доходы | 146725 | 172761 | 117,74 |
Доходы от приватизации | 2600 | 3120 | 120,00 |
Прочие неналоговые доходы | 144125 | 169641 | 117,70 |
ИТОГО ДОХОДОВ | 857101 | 892116 | 104,09 |
Средства федер. бюджета. | 939793 | 939793 |
|
Вз.расч.полученные из МФРФ | 343554 | 343554 |
|
Трансферты из МФРФ | 596239 | 596239 |
|
|
|
|
|
ВСЕГО ДОХОДОВ | 1796894 | 1831909 | 101,95 |
Структура бюджета доходов Солнечного района на 2008 г. представлена в Приложении Б.
Бюджет Солнечного района на 2008 год по доходам был утвержден в сумме 857,101 млрд. рублей. По отчету за 2008 год доходы краевого бюджета составили 892,116 млрд. рублей или 104,09 % годового плана. Кроме того, из Федерального бюджета поступили взаимные расчеты в сумме 343554 млн. руб., трансферты в сумме 596239 млн. руб. Учитывая средства бюджета, доходная часть бюджета составила 1831909 миллионов рублей.
По отдельным видам налогов и доходам выполнение плана сложилось различным образом. По ряду налогов план в 2008 году был перевыполнен, в частности:
- по налогу на прибыль - на 5,94 %,
- по налогу на товары и услуги – 8,16 %,
- по акцизам - на 31,92 %,
- по налогу на имущество предприятий - на 19,85 %,
- по доходам от приватизации - на 20 %
Недопоступления по ряду налогов в основном связано с продолжающимся спадом производства, углублением кризиса неплатежей, ухудшением финансового состояния предприятий и организаций.
Наибольший удельный вес в общем объеме поступлений составляют налоговые доходы - 83 %. Основными источниками доходов в 2008 году составили:
- налог на прибыль - 38%,
- по налогу на товары и услуги – 23,8 %,
- налог на добавленную стоимость – 15,5%,
Удельный вес косвенных налогов (11,77%) в 2 раза меньше удельного веса прямых налогов (23,22%).
Анализ исполнения доходов бюджета Солнечного района за 2009г.
Районный бюджет на 2009 год по доходам был утвержден в сумме 1232,496 млрд. рублей. По отчету за 2009 год доходы бюджета составили 1337,17 млрд. рублей или 108,49 % годового плана. Кроме того, из Федерального бюджета поступили взаимные расчеты в сумме 456125 млн. руб., трансферты в сумме 625977 млн. руб.
Таблица 2.2 - анализ исполнения доходов бюджета Солнечного района за
2009г.
Наименование показателей | План | Исполнено | Процент испол- |
| 2009 год | в 2009 году | нения плана |
Д О Х О Д Ы |
|
|
|
Налоговые доходы | 966821 | 1125605 | 116,42 |
Налог на прибыль предприятий | 33562 | 330270 | 984,06 |
Налоги на совокупный доход | 211140 | 221400 | 104,86 |
Налоги на товары и услуги: | 626808 | 491100 | 78,35 |
НДС | 195200 | 190500 | 97,59 |
Акцизы | 99680 | 85430 | 85,70 |
Спецналог | 11325 | 24350 | 215,01 |
Проч. налоги на товары и услуги | 247500 | 108300 | 43,76 |
Налог на имущество | 16701 | 22600 | 135,32 |
Платежи за польз. прир ресурс-и | 77624 | 59500 | 76,65 |
Плата за недра | 8824 | 9200 | 104,26 |
Отчислен. на воспроизв. МСБ | 60000 | 29300 | 48,83 |
Земельный налог | 8800 | 21000 | 238,64 |
Прочие налоги,сборы,пошлины | 986 | 735 | 74,54 |
Неналоговые доходы | 265675 | 211565 | 79,63 |
Доходы от приватизации | 850 | 1025 | 120,59 |
Прочие неналоговые доходы | 264825 | 210540 | 79,50 |
ИТОГО ДОХОДОВ | 1232496 | 1337170 | 108,49 |
Средства из федерального бюдж | 1082102 | 1082102 |
|
Взаимные расчеты из МФ РФ | 456125 | 456125 |
|
Трансферты из МФ РФ | 625977 | 625977 |
|
|
|
|
|
ВСЕГО ДОХОДОВ | 2314598 | 2419272 | 104,52 |
Структура бюджета доходов Солнечного района на 2009 год представлена в Приложении В.
Рост доходов по сравнению с 2008 годом составил 1,5 раза. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые поступления - 84 % . Их доля по сравнению с прошлым годом выше на 1 %. Основными источниками доходов в 2009 году по-прежнему остаются следующие налоги:
- налог на прибыль - 25 %;
- налог на товары и услуги - 36 %;
- налоги на совокупный доход – 16,6 %.
Недопоступления по ряду налогов связано с продолжающимся спадом производства, углублением кризиса неплатежей, ухудшением финансового состояния предприятий и организаций. За 2009 год снижение объемов промышленного производства составило 12,7 %.
Неналоговые доходы составили 211565 млн. руб. Из них план по доходам от приватизации перевыполнен на 20,6 % . А в составе прочих неналоговых поступлений - возврат кредитов - 106500 млн. руб., поступления в погашение дефицита бюджета - 16900 млн. руб., возврат ссуд. - 37500 млн. руб., прочие поступления.
Динамика доходов бюджета Солнечного района 2008 – 2009 гг.
Проанализируем поступление доходов в районный бюджет Солнечного района в динамике за 2008 - 2009 годы (Приложение А).
Удельный вес по налогу на прибыль в 2008 г., 2009 г. снизился с 16 % до 12 %. Удельный вес налога на совокупный доход по сравнению с 2008 годом увеличился в 2009 году на 1,1 % и составил 8,3 % в общей сумме доходов. Хотя в районе наблюдается небольшая задержка по выплате заработной платы, увеличение удельного веса объясняется повышением заработной платы в связи с постоянным нарастанием инфляции.
Удельный вес по налогам на товары и услуги в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом на 8,5 %. Увеличение удельного веса по налогам на товары и услуги объясняется увеличением удельного веса таких налогов как НДС, акцизы. На снижение удельного веса по налогам на товары и услуги повлияло снижение удельного веса налогов на товары и услуги.
Наибольший удельный вес среди налогов на товары и услуги приходится на налог на добавленную стоимость. Его удельный вес по сравнению с 2008 годом возрос с 6,5 % до 7,1 %. Увеличение удельного веса по НДС на фоне снижения объема производства произошло в результате проведения взаимозачетов по погашению недоимки с некоторыми предприятиями Солнечного района.
Удельный вес по акцизам увеличился с 1,5 % до 3,2 % в результате увеличения объемов подакцизных товаров и проведения взаимозачетов.
Удельный вес по платежам за пользование природными ресурсами увеличивался на протяжении двух лет. Удельный вес по земельному налогу также возрос с 0.6 % в 2008 году до 0.8% в 2009 году.
2.2 Анализ исполнения расходов бюджета Солнечного района
за 2008-2009 гг.
Анализ исполнения расходов бюджета Солнечного района за 2008 г.
Бюджет по расходам 2008 года был утвержден в сумме 2196871 млн. р.
Таблица 2.3 - Анализ исполнения расходов бюджета Солнечного района
за 2008 г.
Наименование показателей | План | Исполнено | Процент испол- |
| 2008 год | в 2008 году | нения плана |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 1796894 | 1831909 | 101,95 |
Р А С Х О Д Ы |
|
|
|
Государственное управление | 66372 | 37028 | 55,79 |
Правоохранительные органы | 177033 | 110532 | 62,44 |
Промышл, энергетика,строит. | 501725 | 481209 | 95,91 |
Сельское хозяйство | 190828 | 112604 | 59,01 |
Охрана окруж. среды | 1200 | 702 | 58,5 |
Транспорт, дор.хоз-во и связь | 76783 | 53050 | 69,09 |
Жилищно-коммунальное хоз-во | 106839 | 70236 | 65,74 |
Предупр. и ликв. чрезв. ситуац. | 10800 | 10456 | 96,81 |
Образование | 147435 | 69741 | 47,3 |
Культура и искусство | 55018 | 25007 | 45,45 |
Средства массовой информации | 345 | 135 | 39,13 |
Здравоохранение | 224050 | 146881 | 65,56 |
Физическая культура | 9066 | 5277 | 58,21 |
Социальная политика | 240667 | 102617 | 42,64 |
Прочие расходы | 388710 | 379910 | 97,74 |
Фонд фин поддержки террит. |
| 344836 |
|
Фондзавоза прод. и товаров в |
|
|
|
районы крайнего Севера |
| 28900 |
|
Бюджетные ссуды |
| 38000 |
|
ИТОГО РАСХОДОВ | 2196871 | 2017121 | 93,66 |
Превыш. расх. над дох. | 399977 | 185212 |
|
Источники финансир. дефицита: |
|
|
|
Ссуда из МФРФ | 232778 | 27440 |
|
Заемные средства | 167199 | 157772 |
|
Информация о работе Межбюджетные отношения и их реформирование