Межбюджетные отношения и их реформирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.
Проблема поиска оптимального финансово-б

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

                 применение в межбюджетном регулировании единых для всех субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные или групповые особенности;

                 распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, отстающих по объективным причинам, для соблюдения минимальных государственных социальных гарантий;

                 обязательность компенсаций бюджетам недостающих средств при уменьшении их доходов или увеличении расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня; недопустимость изъятия или принудительной централизации в бюджеты другого уровня собственных доходов, дополнительно полученных или сэкономленных бюджетных средств; взаимную ответственность органов власти разных уровней за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;

                 наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета другого уровня;

                 ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений [12].

В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию от 9 марта 2007 г. "О бюджетной политике в 2008-2010 гг." можно считать обоснованными предложенные Правительством РФ меры, которые касаются повышения стимулов для субъектов РФ и муниципальных образований к снижению уровня дотационности [31].

Разграничение полномочий между уровнями публичной власти в основном завершено. Теперь следует обеспечить неукоснительное соблюдение принципа разграничения ответственности за принимаемые решения и безусловного исполнения закрепленных за соответствующими бюджетами расходных обязательств.

При подготовке и реализации решений о делегировании полномочий в сфере регулирования экономического и социального развития Правительство РФ должно исходить из необходимости оптимизации структуры и численности территориальных органов федеральных служб и агентств, сохраняя за федеральным уровнем в основном контрольные и надзорные функции [8,35].

Необходимо продолжить передачу реализации инвестиционных проектов по строительству объектов, которые находятся в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности, на финансирование из региональных и местных бюджетов. При этом по уже строящимся объектам, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, включавшимся в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, в федеральном бюджете необходимо предусмотреть средства софинансирования расходов субъектов Российской Федерации в размере, соответствующем федеральной доле в общем объеме ассигнований, необходимых для завершения строительства указанных объектов.

В 2008 г. с высокодотационными субъектами РФ необходимо заключить соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и не налоговых доходов, а контрольным органам - провести проверки отчетов об исполнении соответствующих бюджетов за 2007 г.

Необходимо наладить действенный контроль за соблюдением дотационными и высокодотационными субъектами РФ и муниципальными образованиями вводимых для них дополнительных требований и ограничений.

Органам публичной власти всех уровней необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала является стабильность закрепления налоговых доходов за соответствующими бюджетами, а также отсутствие прямой зависимости между фактическими или прогнозируемыми доходами и расходами, с одной стороны, и объемами дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности - с другой [28].

Следует продолжить практику поддержки бюджетных реформ, оказываемую через Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

Вновь созданным муниципальным образованиям должна быть оказана действенная поддержка в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.

Для совершенствования межбюджетных отношений как гарантии укрепления местного самоуправления необходимо:

1) оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;

2) сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной;

3) ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.

 

 

 


2 Практическая часть: Анализ районного бюджета Солнечного

             муниципального района за 2008 – 2009гг.

2.1 Анализ исполнения доходов бюджета Солнечного района

 

Анализ исполнения доходов бюджета Солнечного района за 2008г.

Таблица 2.1 – анализ исполнения доходов бюджета Солнечного района за  

                        2008г.                                                                                     (млн.р.)

Наименование показателей

План  

  Исполнено

Процент испол-

 

  2008 год

в 2008 году

нения плана

          Д О Х О Д Ы

 

 

 

     Налоговые доходы

710376

719355

101,26

Налог на прибыль предприятий

325300

344614

105,94

Налоги на совокупный доход

146150

118355

80,98

Налоги на товары и услуги:

204306

220978

108,16

НДС

132502

115485

87,16

Акцизы

31485

41534

131,92

Спецналог

32685

28549

87,35

Проч. налоги на товары и услуги

7634

6335

82,98

Налог на имущество

14635

17540

119,85

Платежи за польз. природными ресурсы

19885

17778

89,40

Плата за недра

7654

7520

98,25

Отчислен. на воспроизв. МСБ

545

545

100,00

Земельный налог

11686

8689

74,35

Прочие налоги,сборы,пошлины

100

90

90,00

Неналоговые доходы

146725

172761

117,74

Доходы от приватизации

2600

3120

120,00

Прочие неналоговые доходы

144125

169641

117,70

     ИТОГО  ДОХОДОВ

857101

892116

104,09

Средства федер. бюджета.

939793

939793

 

Вз.расч.полученные из МФРФ

343554

343554

 

Трансферты из МФРФ

596239

596239

 

 

 

 

 

    ВСЕГО ДОХОДОВ

1796894

1831909

101,95

 

Структура бюджета доходов Солнечного района на 2008 г. представлена в Приложении Б.

Бюджет Солнечного района на 2008 год по доходам был утвержден в сумме 857,101 млрд. рублей. По отчету за 2008 год доходы краевого бюджета составили 892,116 млрд. рублей или 104,09 % годового плана. Кроме того, из Федерального бюджета поступили взаимные расчеты в сумме 343554 млн. руб., трансферты в сумме 596239 млн. руб. Учитывая средства бюджета, доходная часть бюджета составила 1831909 миллионов рублей.

По отдельным видам налогов и доходам выполнение плана сложилось различным образом. По ряду налогов план в 2008 году был перевыполнен, в частности:

- по  налогу на прибыль - на 5,94 %,

- по налогу на товары и услуги – 8,16 %,

- по акцизам - на 31,92 %,

- по налогу на имущество  предприятий - на 19,85 %,

- по доходам от приватизации - на 20 %

Недопоступления по ряду налогов в основном связано с продолжающимся спадом производства, углублением кризиса неплатежей, ухудшением финансового состояния предприятий и организаций.

Наибольший удельный вес в общем объеме поступлений  составляют налоговые доходы  - 83 %. Основными источниками доходов в 2008 году составили:

- налог на прибыль - 38%,

- по налогу на товары и услуги – 23,8 %,

- налог на добавленную стоимость – 15,5%,

Удельный вес косвенных налогов (11,77%) в 2 раза меньше удельного веса прямых налогов (23,22%).

 

 

 

Анализ исполнения доходов бюджета Солнечного района за 2009г.

 

Районный бюджет на 2009 год по доходам был утвержден в сумме 1232,496 млрд. рублей. По отчету за 2009 год доходы бюджета составили 1337,17 млрд. рублей или 108,49 % годового плана. Кроме того, из Федерального бюджета поступили взаимные расчеты в сумме 456125 млн. руб., трансферты в сумме 625977 млн. руб.

Таблица 2.2 - анализ исполнения доходов бюджета Солнечного района за  

                        2009г.                                                                                     (млн.р.)

Наименование показателей

План 

  Исполнено

Процент испол-

 

  2009 год

  в 2009 году

нения плана

          Д О Х О Д Ы

 

 

 

     Налоговые доходы

966821

1125605

116,42

Налог на прибыль предприятий

33562

330270

984,06

Налоги на совокупный доход

211140

221400

104,86

Налоги на товары и услуги:

626808

491100

78,35

НДС

195200

190500

97,59

Акцизы

99680

85430

85,70

Спецналог

11325

24350

215,01

Проч. налоги на товары и услуги

247500

108300

43,76

Налог на имущество

16701

22600

135,32

Платежи за польз. прир ресурс-и

77624

59500

76,65

Плата за недра

8824

9200

104,26

Отчислен. на воспроизв. МСБ

60000

29300

48,83

Земельный налог

8800

21000

238,64

Прочие налоги,сборы,пошлины

986

735

74,54

    Неналоговые доходы

265675

211565

79,63

Доходы от приватизации

850

1025

120,59

Прочие неналоговые доходы

264825

210540

79,50

     ИТОГО  ДОХОДОВ

1232496

1337170

108,49

Средства из федерального бюдж

1082102

1082102

 

Взаимные расчеты из МФ РФ

456125

456125

 

Трансферты из МФ РФ

625977

625977

 

 

 

 

 

     ВСЕГО  ДОХОДОВ

2314598

2419272

104,52

Структура бюджета доходов Солнечного района на 2009 год представлена в Приложении В.

Рост доходов по сравнению с 2008 годом  составил 1,5 раза. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые поступления - 84 % . Их доля по сравнению с прошлым годом выше на 1 %. Основными источниками доходов в 2009 году по-прежнему остаются следующие налоги:

- налог на прибыль - 25 %;

- налог на товары и услуги - 36 %;

- налоги на совокупный доход – 16,6 %.

Недопоступления по ряду налогов связано с продолжающимся спадом производства, углублением кризиса неплатежей, ухудшением финансового состояния предприятий и организаций. За 2009 год снижение объемов промышленного производства  составило 12,7 %. 

Неналоговые доходы составили 211565 млн. руб. Из них  план по доходам  от приватизации  перевыполнен на 20,6 % . А в составе прочих неналоговых поступлений  - возврат кредитов - 106500 млн. руб., поступления в погашение дефицита бюджета  - 16900 млн. руб., возврат ссуд. - 37500 млн. руб., прочие поступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика доходов бюджета Солнечного района 2008 – 2009 гг.

Проанализируем поступление доходов в районный бюджет Солнечного района в динамике за 2008 - 2009 годы (Приложение А).

Удельный вес по налогу на прибыль в 2008 г., 2009 г.  снизился с 16 % до 12 %. Удельный вес налога на совокупный доход по сравнению с 2008 годом увеличился в 2009 году на 1,1 % и составил  8,3 %  в общей сумме доходов. Хотя в районе наблюдается небольшая задержка по выплате заработной платы, увеличение удельного веса объясняется  повышением заработной платы  в связи с постоянным нарастанием  инфляции.

Удельный вес по налогам  на товары и услуги  в 2009 году  увеличился  по сравнению с 2008 годом на 8,5 %. Увеличение  удельного веса  по налогам на товары и услуги  объясняется увеличением удельного веса таких налогов как НДС, акцизы. На снижение удельного веса по налогам на товары и услуги повлияло снижение удельного веса налогов на товары и услуги.              

Наибольший удельный вес среди налогов на товары и услуги приходится на налог на добавленную стоимость. Его удельный вес по сравнению с 2008 годом возрос с 6,5 % до 7,1 %. Увеличение  удельного веса по НДС на фоне снижения объема производства произошло в результате проведения  взаимозачетов  по погашению недоимки с некоторыми предприятиями Солнечного района.

Удельный вес по акцизам увеличился  с 1,5 % до 3,2 % в результате увеличения  объемов подакцизных товаров и проведения взаимозачетов.

Удельный  вес по платежам за пользование природными ресурсами увеличивался  на протяжении двух лет. Удельный вес по земельному налогу также возрос с 0.6 % в 2008 году до 0.8% в 2009 году.

 

 

 

 

 

2.2 Анализ исполнения расходов бюджета Солнечного района

      за 2008-2009 гг. 

 

Анализ исполнения расходов бюджета Солнечного района за 2008 г. 

Бюджет по расходам 2008 года  был утвержден в сумме 2196871 млн. р.

Таблица 2.3 - Анализ исполнения расходов бюджета Солнечного района

                        за 2008 г.                                                                                (млн.р.)

Наименование показателей

План

  Исполнено

Процент испол-

 

2008 год

  в 2008 году

нения плана

    ВСЕГО ДОХОДОВ

1796894

1831909

101,95

          Р А С Х О Д Ы

 

 

 

Государственное управление

66372

37028

55,79

Правоохранительные органы

177033

110532

62,44

Промышл, энергетика,строит.

501725

481209

95,91

Сельское хозяйство

190828

112604

59,01

Охрана окруж. среды

1200

702

58,5

Транспорт, дор.хоз-во и связь

76783

53050

69,09

Жилищно-коммунальное хоз-во

106839

70236

65,74

Предупр. и ликв. чрезв. ситуац.

10800

10456

96,81

Образование

147435

69741

47,3

Культура и искусство

55018

25007

45,45

Средства массовой информации

345

135

39,13

Здравоохранение

224050

146881

65,56

Физическая культура

9066

5277

58,21

Социальная политика

240667

102617

42,64

Прочие расходы

388710

379910

97,74

Фонд фин поддержки террит.

 

344836

 

Фондзавоза прод. и товаров в

 

 

 

районы крайнего Севера

 

28900

 

Бюджетные ссуды

 

38000

 

     ИТОГО  РАСХОДОВ

2196871

2017121

93,66

Превыш.  расх.  над   дох.

399977

185212

 

Источники финансир. дефицита:

 

 

 

Ссуда из МФРФ

232778

27440

 

Заемные средства

167199

157772

 

Информация о работе Межбюджетные отношения и их реформирование