Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:49, курсовая работа
Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.
Проблема поиска оптимального финансово-б
В районе сохраняется напряженная обстановка в финансовой сфере. В 2008 году дополнительные затраты, связанные с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы и пособий на детей составили в целом 526000 млн. руб.
Кроме того, были выделены средства на поддержку отдаленных территорий в сумме 28900 млн. руб. Финансирование по отраслям бюджета складывалось следующим образом (Приложение Г). Финансирование таких отраслей как государственное управление, правоохранительные органы, охрана окружающей среды производилось только на заработную плату в связи с недопоступлением средств в районный бюджет.
На финансирование ЖКХ в отчетном году было направленно 70236 млн. руб. или 65,7% от планируемых расходов. В целях обеспечения реализации мероприятий по подготовке этой отрасли к работе в зимних условиях были образованы фонды финансирования указанных мероприятий.
В частности, в течение 2008 года из фонда ЖКХ территории района было выделено 26000 млн. руб. Эти средства на конец года должны были возвратить администрации поселков с уплатой 40 % ставок за пользование ими.
На развитие сельского хозяйства в 2008 году было направленно 112604 млн. руб., что составило лишь 59 % от годового плана. На оказание помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам направленно около 2000 млн. руб. Социально-культурная сфера профинансирована в размере 349658 млн. руб. или 51,6 % от планового показателя (676581 млн. руб.).
В 2008 году из федерального фонда финансовой поддержки было выделено 28900 млн.руб. в виде кредитов отдаленным территориям района и предприятиям - 344836 млн. руб. Положение с возвратом средств в региональный фонд аналогично возврату в Федеральный фонд: Должно быть возвращено 13400 млн. руб., а возвращено всего 3300 млн. руб.
Анализ исполнения расходов бюджета Солнечного района за 2009 г.
Бюджет был исполнен на 88,44 %. Низкий процент исполнения плана объясняется тем, что финансирование производилось за счет фактически поступивших доходов в бюджет района в 2009 году (Приложение Д).
Таблица 2.4 - Анализ исполнения расходов бюджета Солнечного района
за 2009 г.
Наименование показателей | План | Исполнено | Процент испол- |
| 2009г | в 2009 году | нения плана |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 2314598 | 2419272 | 104,52 |
Р А С Х О Д Ы |
|
|
|
Государственное управление | 89000 | 70600 | 79,33 |
Правоохранительные органы | 219078 | 149300 | 68,15 |
Промышл, энергетика,строит. | 414225 | 357500 | 86,31 |
Сельское хозяйство | 190828 | 156700 | 82,12 |
Охрана окруж. среды | 1700 | 1100 | 64,71 |
Транспорт, дор.хоз-во и связь | 120049 | 60100 | 50,06 |
Жилищно-коммунальное хоз-во | 120422 | 103800 | 86,20 |
Предупр. и ликв. чрезв. ситуац. | 4700 | 4500 | 95,74 |
Образование | 211943 | 133600 | 63,04 |
Культура и искусство | 57535 | 40900 | 71,09 |
Средства массовой информации | 256 | 130 | 50,78 |
Здравоохранение | 352128 | 220000 | 62,48 |
Физическая культура | 9600 | 9400 | 97,92 |
Социальная политика | 320509 | 157600 | 49,17 |
Прочие расходы | 1251127 | 1301134 | 104,00 |
Фонд фин. поддержки террит | 446200 | 445900 | 99,93 |
Фонд завоза прод. и товаров в |
|
|
|
северные районы | 235927 | 234900 | 99,56 |
Бюджетные ссуды | 240000 | 342500 |
|
ИТОГО РАСХОДОВ | 4285227 | 3789664 | 88,44 |
Превыш. расх. над доходами | 1970629 | 1370392 |
|
Источники финансир. дефицита: |
|
|
|
Заемные средства: | 1970629 | 1370392 |
|
в т.ч. |
|
|
|
Ссуды из МФ РФ | 600195 | 434125 |
|
Заемные средства | 1370434 | 936267 |
|
Финансирование по отраслям сложилось следующим образом.
В 2009 году фактическое увеличение заработной платы не производилось. Плановые данные, как уже отмечалось выше, были составлены с учетом коэффициента роста по заработной плате. Из-за низких поступлений средств финансировались защищенные статьи бюджета. В результате, аппарат управления был профинансирован в сумме 70600 млн. руб., что составило 79,3 % к плану, из них 76 % - финансирование на заработную плату. Правоохранительные органы получили из бюджета ассигнования в размере 149300 млн. руб., в том числе векселями - 17000 млн. руб., на 20000 млн. руб. проведено зачетов. Заработная плата профинансирована на 84,7 %.
На финансирование ЖКХ из бюджета было выделено 103800 млн. руб., что составило 86,2% к плану. На финансирование транспорта выделено 60100 млн. руб. На развитие сельского хозяйства выделено 156700 млн. руб., или 82,1% по уточненному плану. Социально-культурная сфера профинансирована на 58,6 %. На содержание лечебно-профилактических учреждений выделено 185590 млн. руб. Взносы в фонд медстрахования составили 51414 млн.руб.
Неполное финансирование объясняется недостаточностью средств в бюджете. Расходы на социальную политику составили 157600 млн. руб. или 49 % от плана. На содержание социальных учреждений направлено 49300 млн. руб. (83,1 %) , расходы по заработной плате составили 95,7 % , на питание – 78,9 % , медикаменты – 98,1 %. По прочим расходам план перевыполнен на 4 %. Это связано с тем, что возросли расходы по распоряжениям Главы администрации района за счет резервного фонда.
Динамика расходов бюджета представлена в приложении Е.
2.3 Анализ сбалансированности бюджета
Дефицит бюджета Солнечного района в 2008г. составил 185212 млн.руб. Покрыть дефицит планировалось за счет средств из федерального бюджета. Таким образом, доходов, аккумулированных в бюджет района оказалось недостаточно для финансирования запланированных расходов.
Финансирование учреждений производилось в меру фактического поступления денежных средств в бюджет района.
Таблица 2.5 – Анализ сбалансированности бюджета
| 2008 г |
| 2009 г |
|
Р А С Х О Д Ы | Факт. | Удельный | Факт. | Уд. |
| расходы | вес | расходы | вес |
| (млн. р.) | % | (млн. р.) | % |
Государственное управление | 37028 | 1,8 | 70600 | 1,6 |
Правоохранительные органы | 110532 | 5,4 | 149300 | 3,7 |
Промышл, энергетика,строит. | 481209 | 23,4 | 357500 | 8,7 |
Сельское хозяйство | 112604 | 5,5 | 156700 | 3,8 |
Охрана окруж. среды | 702 | 0,0 | 1100 | 0,0 |
Транспорт, дор.хоз-во и связь | 53050 | 2,6 | 60100 | 1,5 |
Жилищно-коммунальное зоз-во | 70236 | 3,4 | 103800 | 2,5 |
Предупр. и ликв. чрезв. ситуац. | 10456 | 0,5 | 4500 | 0,1 |
Образование | 69741 | 3,4 | 133600 | 3,3 |
Культура и искусство | 25007 | 1,2 | 40900 | 1,0 |
Средства массовой информации | 135 | 0,0 | 130 | 0,0 |
Здравоохранение | 146881 | 7,1 | 220000 | 5,4 |
Физическая культура | 5277 | 0,3 | 9400 | 0,2 |
Социальная политика | 102617 | 5,0 | 157600 | 3,9 |
Прочие расходы | 379910 | 18,5 | 1301134 | 31,8 |
Фонд фин. поддержки террит | 344836 | 16,8 | 445900 | 10,9 |
Фонд завоза прод. и товаров в |
| 0,0 |
| 0,0 |
Отдаленные поселки | 28900 | 1,4 | 234900 | 5,7 |
Прочие расх. неотнес . к другим. |
| 0,0 |
| 0,0 |
Бюджетные ссуды | 38000 | 1,8 | 342500 | 8,4 |
ИТОГО РАСХОДОВ | 2017121 | 98,0 | 3789664 | 92,7 |
В первую очередь финансировались защищенные статьи бюджета (основная доля пришлась на заработную плату – 70% - 90 %).
Бюджетный дефицит в 2009г. планировался в сумме 1970629 млн. руб., а фактически его сумма составила 1370392 млн. руб. Покрыть дефицит планировалось за счет заимствований из целевых фондов, за счет ссуды МФ РФ и других заемных средств.
Подводя итоги исполнения бюджета за 2008 - 2009 годы, можно сказать, что объем финансирования расходов бюджета Солнечного района за 2008 - 2009 годы был жестко ограничен рамками привлеченных доходов. В дальнейшем объем финансирования также будет зависеть от того, насколько эффективно будет реализовываться политика по повышению собираемости налогов.
Для сбалансированности бюджета и достижения реальности его показателей необходимо: сократить поддержку отраслей, осуществляющих производство неэффективной, неконкурентноспособной продукции, стимулируя отечественных производителей, выпускающих быстроокупаемую продукцию соответствующую мировым стандартам.
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размерам в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволят стабилизировать финансовое положение нашего района.
2.4 Анализ соответствия бюджетного планирования задачам
и приоритетам бюджетной политики
Действовавший в 2006–2009годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.
Сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.
В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.
В 2009 году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2010–2012 годы в формате «скользящей трёхлетки». Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-летние бюджеты.
Дальнейшее совершенствование системы среднесрочного финансового планирования сдерживается, в частности, отсутствием утверждённого Правительством Российской Федерации порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
Поправками к Бюджетному кодексу Российской Федерации более чётко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчётности. С 2008 года внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.
В то же время переход к новой организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного и муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, а также сложившейся практикой внесения изменений в утверждённые бюджеты, особенно в конце финансового года. С 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введён повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.
В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, стимулирующие более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении социальной деятельности за счёт исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам. Введён новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей. Бюджетные расходы в целом способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития страны. С 1 февраля 2008г. на 14 процентов увеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, на 9 процентов повышено денежное довольствие военнослужащих. Была продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров. С 1 декабря 2007г. увеличен размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008г. предусмотрена её индексация на 15 процентов. С 1 февраля 2008г. страховая часть трудовой пенсии проиндексирована на 12 процентов, а с 1 апреля 2008г. – еще на 7,5 процента.
В 2007 году существенно увеличены размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг, размеры «детских» и других социальных пособий. Соответствующие бюджетные ассигнования предусмотрены и на 2008 год.
В сфере здравоохранения осуществлялись дополнительные денежные выплаты 690 тыс. медицинских работников первичного звена. Средняя заработная плата врачей первичного звена в 2007 году достигла 22 тыс. рублей. Практически все амбулаторно-поликлинические учреждения страны переоснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым и эндоскопическим оборудованием, электрокардиографами, обновлено свыше 70 процентов парка санитарного автотранспорта. В рамках программы «Родовой сертификат» медицинская помощь оказана 92 процентам рожениц. В сфере образования осуществлялись выплаты за классное руководство – более чем 800 тыс. учителей. За 2008–2009годы предоставлено 20 тыс. грантов лучшим учителям. Гранты на реализацию инновационных образовательных программ получили 6 тыс. школ. В 15 тыс. школ установлено современное учебное оборудование.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» оказала существенное воздействие на расширение объёмов жилищного строительства. За 2009 год они возросли на 19,4 процента и составили 60,4 млн. кв. метров. В 2008–2009 годах в уставный капитал открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» внесено 8,2 млрд. рублей, кроме того, ему были предоставлены государственные гарантии в объёме 30 млрд. рублей. Совокупный объём ипотечных кредитов достиг 538 млрд. рублей. Выполнены государственные обязательства по предоставлению жилья 31,2 тыс. семей. Обеспечены жильём за счёт средств федерального бюджета 13,7 тыс. семей ветеранов и инвалидов. Предоставлена государственная поддержка в улучшении жилищных условий 82 тыс. молодых семей.
Информация о работе Межбюджетные отношения и их реформирование