Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:55, дипломная работа
В рамках работы по развитию корреспондентских отношений банки разрабатывают и реализуют свою политику по отношению к другим банковским учреждениям, определяют, с какими банками, в каких областях и на каких условиях развивать операции. Эта работа включает в себя анализ финансового положения банков-корреспондентов, их репутации и платежеспособности, разработку мер по обеспечению интересов банков, защите от риска неплатежа по операциям с корреспондентом, совершенствование условий межбанковских расчетов и повышение их эффективности.
Введение 1
1.Необходимость, сущность и значение межбанковских расчетов
1.1. Правовое обеспечение деятельности банков 3
1.2. Основы организации корреспондентских отношений 8
1.3. Эволюция межбанковских расчетов 11
2.Учет и характеристика межбанковских расчетов, и их влияние на денежно-кредитную сферу деятельности клиентов
2.1. Общие положения и понятия о компании S.W.I.F.T 14
2.2. Характеристика формы расчетов по валютным операциям в виде банковского перевода 18
2.3.Клиринговые расчеты 35
2.4. Исполнение банковских переводов в белорусских рублях 39
2.5. Бухгалтерский учет операций исполнения банковского
перевода в иностранной валюте и белорусских
рублях по внешнеэкономическим сделкам клиентов банка 44
3.Проблемы межбанковских расчетов и рекомендации по улучшению схемы межбанковских расчетов.
3.1. Сбои и задержки платежей. 50
3.2. Нарушения в расчетах по вине коммерческих банков 53
3.3. Материальная ответственность участников безналичных расчетов за несвоевременность платежей 55
3.4. Сущность банковских рисков и их классификация
3.5. Методы оценки банковских рисков
3.6. Характеристика Х-банка и анализ платежей проводимых банком
Заключение 58
Список литературы
К-т 170Х “Корреспондентские счета других банков”
К-т 6601 “Расчеты по платежам в бюджет” - на сумму удерживаемого налога на доходы по корреспондентским счетам банков–нерезидентов, если это предусмотрено налоговым законодательством РБ.
На сумму процентов в иностранной валюте, по которой бухгалтерская проводка по наращиванию не осуществлялась:
Д-т 9010 “Процентные расходы по корреспондентским счетам других банков
К-т 170Х “Корреспондентские счета других банков”,
6601 “Расчеты по платежам
в бюджет” - на сумму удерживаемого
налога на доходы по
Учет доходов и расходов в иностранной валюте осуществляется на балансовых счетах 8 и 9 классов с обязательным ежедневным пересчетом в белорусские рубли через балансовые счета №6901 “Валютная позиция”, №6911 “Рублевый эквивалент валютной позиции”.
В филиалах и управлениях бухгалтерские проводки осуществляются службой бухгалтерии.
Вывод: Исполнения банковского перевода в иностранной валюте и белорусских рублях по внешнеэкономическим сделкам клиентов банка отражаются в учете бухгалтерскими проводками на сумму перевода в учреждении банка. Контроль за своевременностью и правильностью исполнения возлагается на главного бухгалтера или его заместителя
3.Проблемы межбанковских расчетов и рекомендации по улучшению схемы межбанковских расчетов.
3.1Сбои и задержки платежей.
Одной из причин сбоев и задержек является рутинная бу-мажная технология межхозяйственных расчетов. При акцептной форме расчетов, а также расчетах платежными поручениями, на которые в со-вокупности приходилось свыше 90% платежного оборота, используют-ся расчетные документы в 5-ти и более экземплярах при каждой опла-те, что обусловливает большой поток бумажных носителей финансово - денежной информации. Помимо высокой трудоемкости подобных расчетных операций больше вероятность совершения различного рода ошибок при их проведении. Характерные из них: неполное комплектование документов, ; утеря и разукомплектование их в ходе пересылки,; засылка не по адресу.
Все эти трудности и недостатки особенно обострились в началь-ный период внедрения межбанковских расчетов отлаживания работы БМРЦ. Возникли многочисленные неувязки, сбои в платежах и задержки поступления средств на корреспондентские счета банков и расчетные счета их клиентов. Замедлилось также зачисление налоговых и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Коммерческие банки
и их клиенты часто не знали
реального со-стояния своих
Однако неточности и ошибки, сбои, хотя и в меньших масштабах, к сожалению, продолжают иметь место. Например :
1. Имеются случаи не зачисления или зачисления не в полной сум-ме на корреспондентские счета банков платежей в пользу их клиентов.
2. Допускаются факты зачисления на корреспондентские счета банков денежных сумм, не принадлежащих им, или сумм, не соответ-ствующих суммам, обозначенным в документах.
3. Продолжается практика несвоевременной проводки БМРЦ по корсчетам банков документов, что представляет собой серьезное нарушение расчетной дис-циплины.
4. В ряде БМРЦ бытует практика зачисления средств на корсчета банков без расчетных документов клиентов. По-видимому, это проис-ходит потому, что при сортировке банковской почты не проверяется, ко всем ли поступившим авизо приложены расчетные документы, клиентов. Зачисленные же без документов клиентов на корреспондентские счета банков суммы не могут быть проведены по счетам клиентуры, поскольку по реквизитам, имеющимся в корсчете, не-возможно определить принадлежность денежных средств. Поэтому при разработке выписок из корсчетов банки вынуждены суммы, зачисленные на их корсчета без приложений, учитывать как невыясненные поступления. Такие суммы часто достигают сотни миллионов рублей и по некоторым оценкам составляют до 10% баланса коммерческих банков. В результате страдают интересы и клиентуры и самих банков. Из-за не зачисления средств на счета клиентов у последних не-редко срывается выполнение обязательств по платежам партнерам по хозяйственным сделкам, по платежам в бюджет и внебюджетные фонда, по кредитам банков и т.п. Штрафы банков и БМРЦ за несвое-временное и неправильное зачисление (списание) средств клиентов исчисляются в миллионных суммах.
5. При розыске сумм платежей во многих случаях возникает необходимость запросов дубликатов авизо, в том числе и телеграф-ных. Но нередко дубликаты авизо теряются в каналах БМРЦ. По этой причине банки-филиалы вынуждены посылать дубликаты теле-графных, а в ряде случаев и почтовых авизо, непосредственно ком-мерческим банкам - своим корреспондентам (филиалам ). БМРЦ же такие телеграммы и почтовые авизо от банков к проводу не при-нимает, что вызывает задержку в зачислении средств и ущемляет интересы клиентов.
Причины столь неблагополучного
положения дел в области меж-
И все же более всего обусловил плохое качество межбанковских расчетов слабый уровень их технического обеспечения.
Основной причиной плохого качества межбанковских расчетов является отставание в уровне технической оснащенности участников расчетов
Переход банков на расчеты
через корреспондентские счета
не был подготовлен заранее в
организационно-техническом
Важно отметить и такое
обстоятельство. Неудовлетворительное
техническое обеспечение
Для укрепления материально-технической базы принимаются необходимые меры. Прежние устаревшие ЭВМ заменены на современную банковскую технику. Внедрили систему электронных платежей по сч. 872 Внедрена система прямого ввода информации о платежах коммерческих банков через компью-терные связи посредством модемов, что ускоряет расчеты примерно на 30%.
Рассмотренные выше нарушения в межбанковских расчетах вызваны, главным образом, плохой работой БМРЦ. Но в ряде случаев они происходят и по вине коммерческих банков.
.
3.2Нарушения в расчетах по вине коммерческих банков
Сбои в расчетах иногда заведомо возникают по вине самих коммерческих банков. Последние, стремясь увеличить свою ресурсную базу, в ряде случаев преднамеренно задерживают расчетные операции.
Нередки случаи, когда деньги уже перечислены коммерческим банкам на их корсчета, но клиенты в течение длительного периода времени не могут получить причитающиеся им суммы. При этом банки уверяют клиентов, что платежи за товары и услуги еще не поступали от экономических контрагентов и "застряли".
Отдельные коммерческие банки специально задерживают в последний рабочий день месяца операции по зачислению средств на расчетные счета хозорганов, с тем чтобы улучшить экономические нормативы.
Для повышения экономической ответственности банковских структур действует штрафная санкция, пре-дусмотрено, что за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или непра-вильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, послед-ний вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день .задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета.
Однако такого рода ошибки при совершении расчетных операций все еще нередки. В результате банковские структуры замедлили дви-жение платежных средств производителей. К тому же высокие темпы инфляции в значительной мере снижают эффективность указанной штрафной санкции.
В отдельных странах СНГ установлены предельные сроки осуществления расчетов.
Национальный банк Беларуси установил максимальный срок осуществления расчетов - 5 рабочих дней с момента принятия расчетно-платежного документа от клиента до момента зачисления средств на счет получателя. За задержку сверх этого срока коммерческий банк уплачивает своему клиенту пени в размере, определенном до говором, но не менее 0,5% от несвоевременно зачисленной суммы за каждый просроченный день. Данная мера применяется и к Центру межгосударственных и межбанковских расчетов.
Верховный Совет Республики Казахстан принял временное положение об экономических санкциях за нарушение порядка проведем пня безналичных расчетов. Указанные санкции применяются как к коммерческим финансовым структурам, так и к РКЦ Национального банка. Этим же документом установлен сроки прохождения расчет платежных документов в пределах города (района) - 3, области 7 и респубпики-12 банковских дней.
Претензии плательщиков и получателей средств друг к другу, связанные с осуществлением расчетных операций, рассматриваются ими без участия банка. В то же время в договоре между хозяйствующими субъектами может быть предусмотрена необходимость уплаты и соответственно размер пени за просрочку платежа. Однако банк начисляет и взыскивает пеню в оговоренных случаях только при условии, что ему предоставлено такое право договором на расчетно-кассовое обслуживание.
Ответственность банков за несвоевременное перечисление средств клиентов определяется действующим законодательством. При этом банки не несут ответственности, если платеж был просрочен вследствие задержки или утери расчетных документов предприятиями связи. Когда нарушение установленного порядка расчетов происходит по вине банка, клиент должен предъявить свои претензии непосредственно обслуживающему его банковскому учреждению. Если при этом имеет место нарушение данным учреждением действующих нормативных актов, клиент вправе обратиться с обжалованием неправомерных действий банковских работников либо в вышестоящее учреждение банка, либо в суд.
Материальная ответственность банков за своевременность расчетов реализуется путем уплаты штрафов. В настоящее время определено, что если банк по своей вине допустил несвоевременное списание денежных средств со счета плательщика либо задержку их зачисления на счет получателя, он обязан уплатить в пользу клиента пеню за каждый день просрочки платежа в размере 0,15 % от суммы платежа (если законодательством или договором на расчетно-кассовое обслуживание не предусмотрен иной размер пени). В случае же неправильного списания средств со счета клиента по вине банка последний выплачивает в пользу этого клиента штраф, размер которого предусматривается в договоре на расчетно-кассовое обслуживание.
В современных условиях
банки не вправе устанавливать и
проверять направления
Банки имеют право взыскивать штрафы при нарушении порядка проведения расчетных операций другими участниками расчетов. В настоящее время предусмотрено, что при ошибочном зачислении денежных средств на счет клиента владелец счета обязан в течении десяти календарных дней после получения выписки из счета уведомить об этом банк. В противном случае данный клиент должен уплатить банку пеню в размере 0,15 % от ошибочно зачисленной ему суммы, если договором на расчетно-кассовое обслуживание не предусмотрен иной размер пени. Кроме того, банки могут взыскать штраф с Белорусского межбанковского расчетного центра, если по его вине банки несвоевременно перечислили средства по счетам своих клиентов (в случае, когда договором между банком и БМРЦ предусмотрена такая форма ответственности).