Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях, характеристика основных методов финансового регулирования экономики в России и механизм их применения.
Задачи курсовой работы :
изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
дать понятие методов государственного финансового регулирования экономики и рассмотреть их классификацию;
проанализировать механизм применения различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах
подвести итоги исследования.
Введение
1.Общая характеристика государственного финансового регулирования экономики и его методов…………………………………………………….
6
1.1 Понятие государственного финансового регулирования экономики..
6
1.2 Понятие методов государственного финансового регулирования экономики и их классификация…………………………………………….
9
2.Применение различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах…………………………………………
2.1 Денежно – кредитная политика…………………………………………
13
13
2.2 Фискальная политика…………………………………………………..
18
2.3 Бюджетное регулирование……………………………………………..
32
2.4 Валютное регулирование и валютный контроль………………………
36
Заключение
Список использованной литературы
При этом ограничения валютных операций осуществляются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. При этом они носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Таким образом, впервые законодательно установлены цели введения ограничений. Вместе с тем необходимо отметить расплывчатость критериев, при которых могут быть введены ограничения. В частности, на практике велика вероятность возникновения разногласий при толковании таких общих терминов, как «существенное сокращение», «резкое колебание».
Необходимо также отметить, что перечень регулируемых мер, определяемых Правительством РФ и Банком России в рамках установления порядка осуществления отдельных валютных операций, является закрытым. Таким образом, впервые введено законодательное ограничение полномочий органов валютного регулирования [19, с.27].
В ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» приведено толкование одного из основных понятий валютного законодательства - «резервирование».
Установлению механизма резервирования предшествовала длительная полемика о его целесообразности, эффективности и необходимых критериях (срок, сумма, субъекты) [19, с. 28].
В Законе №173-ФЗ предпринята попытка нахождения баланса интересов всех заинтересованных лиц.
В целях Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» под резервированием понимается внесение суммы денежных средств в валюте Российской Федерации на отдельный счет в Банке России или в уполномоченном банке без начисления процентов с последующим внесением суммы резервирования в Банк России. Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрен порядок расчета суммы резервирования, в частности, расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования. Уполномоченный банк и Банк России не вправе проводить иные операции с размещенными суммами резервирования, кроме предусмотренных операций, то есть связанных с самим резервированием.
На суммы резервирования, внесенные на счет в уполномоченные банки, не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченных банков. Установлено специальное правило для случая банкротства уполномоченных банков: суммы резервирования не включаются в конкурсную массу. По общему правилу, сумма резервирования должна быть возвращена Банком России уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования. Кроме того, предусмотрены основания досрочного возврата полной или части суммы резервирования. В частности, досрочный возврат осуществляется: в случае отказа лица, внесшего сумму резервирования, от полного или частичного проведения валютной операции - в сумме, равной сумме резервирования, или в сумме, пропорциональной той, на которую уменьшена валютная операция; в случае признания лица, внесшего сумму резервирования, несостоятельным (банкротом) - в сумме, пропорциональной сумме резервирования; в случае принятия соответствующим органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании или решения об уменьшении размера резервирования - в соответствующей сумме.
Порядок резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается Банком России. При этом к одной валютной операции не может быть предъявлено более одного требования о резервировании.
Внутренний валютный рынок регулируется статьей 11 Закона №173-ФЗ, где прямо указывается, что правила о внутреннем валютном рынке относятся как к купле-продаже иностранной валюты, так и к купле-продаже чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» вновь подтверждено, что купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, может осуществляться исключительно уполномоченными банками.
При этом требование об идентификации личности физического лица, осуществляющего операцию на внутреннем валютном рынке, возможно исключительно в случаях, прямо установленных федеральными законами.
В иных случаях идентификация личности возможна только по просьбе самого физического лица.
В части установления правил регулирования внутреннего валютного рынка Банку России предоставлено право предъявлять к участникам внутреннего валютного рынка следующие требования: об использовании резидентами и нерезидентами специального счета; о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты; о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы продаваемой иностранной валюты, на срок не более года.
При этом Банк России не вправе предъявлять применительно к одной валютной операции одновременно требования о резервировании к резиденту и к нерезиденту.
А.А. Деменков обращает внимание на то, что действие положений Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривающих возможность предъявления вышеуказанных требований, прекращается с 1 января 2007 года. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает перечень случаев, при которых Банк России заведомо не может предъявлять к участникам внутреннего валютного рынка вышеуказанные требования.
Так, Банк России не может предъявлять вышеуказанные требования в отношении: операций на внутреннем валютном рынке, осуществляемых физическими лицами, при условии, что вышеуказанная операция осуществляется не для целей предпринимательской деятельности; операций на внутреннем валютном рынке, осуществляемых уполномоченными банками; операций на внутреннем валютном рынке, применительно к которым требования о резервировании уже установлены в связи с осуществлением валютной операции, для проведения которой производится купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте [12, с. 10].
Следует отметить, что последний случай в очередной раз подтверждает либеральную тенденцию Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», поскольку запрещает применять дважды обременение за осуществление резидентом, по сути, единой сделки.
В ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»прописан порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
При этом данный порядок распространяется не только на физических лиц - резидентов, но и на физических лиц - нерезидентов. Физические лица - резиденты и нерезиденты - могут единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 тыс. долл. США или не превышающей эту сумму. При этом не требуется представления таможенным органам Российской Федерации каких-либо документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию или приобретена в Российской Федерации. При единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 3 тыс. долл. США, вывозимая валюта не подлежит декларированию таможенному органу. При единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 тыс. долл. США, вывозимая валюта подлежит декларированию таможенному органу посредством подачи таможенной декларации на всю сумму вывозимой валюты. По общему правилу, не допускается единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и нерезидентами - наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США. Следует обратить внимание на то, что документы, подтверждающие приобретение иностранной валюты в Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, не дают права на вывоз валюты.
Заключение
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.
Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они: не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации; базируются на силе и авторитете государственной власти; включают меры запрещения, разрешения и принуждения.
Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий. Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов: государственного экономического прогнозирования; государственного экономического программирования; бюджетно – налоговой системы; денежно – кредитной политики; валютной политики и т.д.
Государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).
А также государственное регулирование экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. К основным проблемам формирования сбалансированного федерального бюджета в области основных статей доходов относятся: высокий уровень косвенных (прямых) доходов; низкий уровень национального дохода.
Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2008 г.// СЗ РФ. – 2008. – №24. – Ст.4562.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ с изменениями от 2 февраля 2006 г.// СЗ РФ.- 2006. - №5. - Ст.3579.
3. Федеральный закон от 19 декабря 2008 года №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год».// СЗ РФ. – 2008. – №24. – Ст.3572.
4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 18 июля 2005 г.) // СЗ РФ. – 2005. – №6. – Ст.1052.
5. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 29 июля 2008 г.// Российская газета. – 2 августа 2008 г.
6. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» с изменениями от 2 февраля 2006 г.// СЗ РФ. – 2006. – №3. – Ст.1985.
7. Агапцов С. А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. – М.: Академия, 2007.- 278 с.
8. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Норма, 2006.- 378 с.
9. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник./ А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Маркетинг, 2008. – 342 с.
10. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. – М.: Маркетинг, 2005. – 284 с.
11. Витрянский В. Обязательство коммерческого кредита // Хозяйство и право. – 2007. – №3. С.27 – 39.
12. Деменков А.А., Эрдни-Горяева С.В. О валютном регулировании и валютном контроле.// Налоговый вестник. – 2006. – №4.
13. Ионов В.Я. Роль государства в экономике.// Экономист. – 2005. – №8. С.23 – 45.
14. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Городец, 2006.- 456 с.
15. Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. – М.: Налоговый вестник, 2005.- 289 с.
16. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы.// Вопросы экономики. – 2005. – №3. – С.4-23.
17. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2006.- 314 с.
Информация о работе Методы регулирования финансов в экономике