Методы регулирования финансов в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях, характеристика основных методов финансового регулирования экономики в России и механизм их применения.
Задачи курсовой работы :
 изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
 дать понятие методов государственного финансового регулирования экономики и рассмотреть их классификацию;
 проанализировать механизм применения различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах
 подвести итоги исследования.

Оглавление

Введение

1.Общая характеристика государственного финансового регулирования экономики и его методов…………………………………………………….

6
1.1 Понятие государственного финансового регулирования экономики..
6
1.2 Понятие методов государственного финансового регулирования экономики и их классификация…………………………………………….

9
2.Применение различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах…………………………………………
2.1 Денежно – кредитная политика…………………………………………

13
13
2.2 Фискальная политика…………………………………………………..
18
2.3 Бюджетное регулирование……………………………………………..
32
2.4 Валютное регулирование и валютный контроль………………………
36
Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

 

1.2 Понятие методов государственного финансового регулирования экономики и их классификация

Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: валютный курс; процентные ставки на денежный капитал;курсы международных платежных средств и ценных бумаг;разнообразные методы страхования от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся: операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг; политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка; изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов) [7, с. 124].

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач[7, с. 124]. Оно может охватывать как всю экономику  целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают: краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет, среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет, долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.

Применяемые элементы-регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме; поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития [16, с. 24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Применение различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах

 

2.1 Денежно – кредитная политика

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий Центрального банка. Центробанк может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. Наиболее широко применяются: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, лимитирование размеров комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание различных видов услуг, определение процентных ставок, видов обеспечения, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, операций с валютой и драгметаллами). Административные методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Российский Центробанк часто пытается сделать упор именно на административные методы.

Финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г., потребовал усиления взаимодействия органов исполнительной власти и Центрального банка Российской Федерации по стабили­зации социально-экономического положения в стране, в том числе принятия неотложных мер по реструктуризации банковской сис­темы Российской Федерации, с целью восстановления полноцен­ной кредитной деятельности банковской системы, создания усло­вий для эффективной работы банков с реальным сектором эконо­мики, усиления банковского надзора [10, с. 203].

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осущест­вляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организа­циями банковского законодательства. Надзорные и регулирую­щие функции осуществляются Банком России непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, кото­рый образуется по решению Совета директоров.

Для осуществления своих функций в области банковского регу­лирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для ис­полнения предписания об устранении выявленных в их деятель­ности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров, представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами. В соответст­вии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случае нарушения предписаний Банка России, непредставления информации, представления не­полной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных на­рушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения и совершаемые кредитной организацией операции со­здали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплачиваемого уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению

кредитной организации, в том числе изменения структуры ак­тивов;

замены руководителей кредитной организации; реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации обязательные норма­тивы на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией от­дельных банковских операций, предусмотренных выданной ли­цензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кре­дитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначе­ния и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами банка России [5].

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России [6].

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», не допускается.

Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается[6].

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечис­ляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними актами Банка России.

Как отмечалось выше, кредитные организации при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения, принятых на себя обязательств, могут обращаться за получением кредитов в Банк России на условиях, определяемых Банком России [10, с. 47].

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, оказывающие в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами (прежде всего, коммерческими банками), и не предполагает установление прямых запретов или лимитов.  Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов не является функцией Центрального банка. Его прерогатива - нормативные и корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.

Информация о работе Методы регулирования финансов в экономике