Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях, характеристика основных методов финансового регулирования экономики в России и механизм их применения.
Задачи курсовой работы :
изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
дать понятие методов государственного финансового регулирования экономики и рассмотреть их классификацию;
проанализировать механизм применения различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах
подвести итоги исследования.
Введение
1.Общая характеристика государственного финансового регулирования экономики и его методов…………………………………………………….
6
1.1 Понятие государственного финансового регулирования экономики..
6
1.2 Понятие методов государственного финансового регулирования экономики и их классификация…………………………………………….
9
2.Применение различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах…………………………………………
2.1 Денежно – кредитная политика…………………………………………
13
13
2.2 Фискальная политика…………………………………………………..
18
2.3 Бюджетное регулирование……………………………………………..
32
2.4 Валютное регулирование и валютный контроль………………………
36
Заключение
Список использованной литературы
B 2005 г. были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, касающиеся порядка уплаты единого налога по УСН. Изменения были вызваны необходимостью совершенствования налогообложения малого предпринимательства и устранения имеющихся противоречий и технических недостатков существующего законодательства.
Пунктом 2 ст. 34611 гл. 262 НК РФ предусматривается при применении упрощенной системы налогообложения организациями замена уплаты ряда налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, уплатой единого или минимального налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций, за налоговый период [1].
При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики не освобождаются: от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НКРФ; от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40; от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки были осуществлены в 2001–2007 годах. За эти годы приняты и вступили в действие 17 глав второй части Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Окончательно оформилась структура налоговой системы России. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений.
Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы является заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста. Уже сегодня по размеру налоговых ставок основных налогов Российскую Федерацию можно отнести к странам с наиболее низким уровнем налогообложения. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 119-ФЗ с 1 января 2007 года осуществлен переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами, что обеспечит существенную дополнительную экономию их средств. При этом, отменяется отдельная декларация по нулевой ставке НДС и вступает в силу новый порядок вычета этого налога при осуществлении экспортных операций, согласно которому налогоплательщики получают право предъявлять к вычету налог, уплаченный при приобретении материальных ресурсов для производства экспортируемой продукции, на основании общей декларации (при наличии необходимых документов, подтверждающих факт экспорта). Это позволит решить существующую в настоящее время и вызывающую многочисленные нарекания налогоплательщиков проблему систематической задержки в возмещении экспортерам сумм налога, уплаченных при производстве (приобретении) экспортируемой продукции. Также начиная с 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 6 июня 2005 года № 58-ФЗ организации получили право в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Осуществление указанных мер обеспечит сохранение в распоряжении предприятий в 2007 года дополнительных денежных средств в крупном размере.
В отношении акцизов на нефтепродукты целесообразным является отказ с 2007 года от сложной «зачетной» системы уплаты акцизов, в соответствии с которой объектом налогообложения является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами.
В отношении акцизов на алкогольную продукцию в 2007 – 2009 годах возможно лишь внесение некоторых уточнений, связанных с отладкой введенного начиная с 2006 года нового механизма контроля за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2.3 Бюджетное регулирование
Отличительной особенностью федерального бюджета РФ является его новая и весьма своеобразная конструкция, которая, по мнению Правительства РФ, реализует заявленную в бюджетном послании Президента РФ позицию о том, что федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары.
Механизм такой защиты построен на разных макроэкономических прогнозных вариантах формирования доходной и расходной частей федерального бюджета. В результате за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен, по существу формируется вторая, достаточно изолированная часть федерального бюджета. Эта часть государственных финансовых ресурсов получила название «финансовый резерв». Источником образования финансового резерва являются свободные остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января нынешнего года.
В ходе исполнения федерального бюджета на пополнение финансового резерва направляются превышение доходов над расходами федерального бюджета, а также сверхплановые доходы бюджета, за исключением средств единого социального налога (взноса), предназначенных на выплату базовой части трудовой пенсии, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Средства финансового резерва могут использоваться только на:
1) замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
2) замещение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
3) погашение государственного долга Российской Федерации [17, с.62].
Средства финансового резерва могут размещаться на финансовых рынках в первоклассных высоколиквидных государственных ценных бумагах (в том числе правительств иностранных государств).
Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с постановлением Министерству финансов РФ предоставлено право:
1) размещать средства финансового резерва на финансовых рынках путем вложения в государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги правительств иностранных государств, имеющих наивысшие рейтинги ведущих рейтинговых агентств;
2) осуществлять продажу указанных ценных бумаг (в случае неблагоприятной конъюнктуры) и направлять вырученные средства на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
3) определять объемы, цены и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг [2].
При этом Минфину России предписано ежеквартально отчитываться перед Правительством РФ об объемах и направлениях расходования, а также способах и объемах размещения средств финансового резерва.
Средства, полученные от размещения средств финансового резерва, учитываются в составе средств финансового резерва.
В случае поступления доходов федерального бюджета в суммах, менее утвержденных в сводной бюджетной росписи (с поквартальным распределением) по итогам отчетного периода, зачисление средств в финансовый резерв уменьшается на величину разницы между утвержденной и фактически полученной по итогам этого периода суммой доходов федерального бюджета.
Во избежание образования дефицита федерального бюджета не допускается использование средств финансового резерва, сформированных за счет свободных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января на финансирование расходов федерального бюджета. Концептуальное указание на необходимость формирования профицитного бюджета и финансового резерва содержится в Бюджетном послании Президента РФ на 2003 г., в котором, в частности, сказано, что «формирование и исполнение профицитного бюджета создает финансовую основу для дальнейшего снижения государственного долга.». В то же время со стороны Правительства РФ в последнее время достаточно часто можно услышать заявления о том, что в перспективе следует отказаться от практики формирования профицитного бюджета. В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы.
Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры.
Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.
В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.
В этой связи следует, что теперь ситуация в российской экономике такова, что внешние факторы для поддержания экономического роста не имеют столь важного значения как это было 2-3 года назад. С этой точки зрения экономическая политика должна быть направлена на снижение налогового бремени, а не на подавление деловой активности экономических агентов при формировании избыточных доходов бюджета (профицита). Опыт зарубежных стран показывает, что при отсутствии развитого предпринимательского сектора эффективное развитие экономики невозможно. В частности, в США бюджет был дефицитен, за редким исключением, на протяжении многих лет. При этом целью экономической политики является стимулирование деловой активности экономических агентов, a основным инструментом бюджетной политики — поддержка приоритетных направлений развития. Жесткая бюджетная политика, ориентированная на превышение доходов над расходами (фактическое изъятие денег из экономики) с образованием профицита, не соответствует этим целям.
Для того чтобы говорить о необходимости образования профицита (долгосрочного, или в отдельные годы) с точки зрения оптимизации обслуживания долга, необходимо иметь долгосрочные расчеты, которые отсутствуют. Профицит в том виде, в котором он существует, является достаточно искусственным образованием. Связано это с тем, что при расчете параметров бюджета Правительство РФ оперирует с достаточно нереалистичными показателями. Наконец, важнейшей проблемой является законодательная неоформленность институтов профицита и финансового резерва — они не прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Следует обратить внимание на то, что расписан запланированный, а не фактический профицит. Соответственно при превышении доходов над расходами сверх запланированных сумм избыток средств расходуется в соответствии с порядком расходования финансового резерва, который, помимо выплат по погашению государственного долга, предусматривает замещение внешних и внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета. В этом случае получается логический парадокс: при фактическом превышении запланированной суммы профицита избыток средств направляется на погашение дефицита.
Как отмечает М.В. Романовский, дополнительной проблемой является то, что в настоящий момент финансовый резерв представляет собой не реальный фонд, в котором в течение года аккумулируются средства из фиксированных источников (как, например, в нефтяном фонде в Норвегии), а аналитический показатель в составе остатков средств федерального бюджета, определяемый расчетным путем. При таком подходе объем финансового резерва может уменьшаться в ситуации, когда средства финансового резерва не будут использоваться в направлениях, предусмотренных законодательством (например, на погашение госдолга). В частности, уменьшение финансового резерва может происходить и из-за низкой собираемости налогов, избыточного финансирования отдельных статей и др. Кроме того, соответствующий подход делает практически невозможным оперативный учет и контроль использования средств непосредственно финансового резерва. Фактически учитывать и контролировать можно только остатки средств на бюджетных счетах в целом [17, с.73].
Существование финансового резерва в виде аналитического показателя в составе остатков средств федерального бюджета, определяемого расчетным путем, принципиально не соответствует самой идее финансового резерва — экономического стабилизатора.
К основным проблемам формирования сбалансированного федерального бюджета в области основных статей доходов относятся: высокий уровень косвенных (прямых) доходов; низкий уровень национального дохода; ухудшение социально-экономических показателей развития страны.
Что касается ситуации с профицитом бюджета в российской Федерации, то в 2008 году профицит бюджета снижен более чем вдвое, а в последующие два года будет практически нулевыми, поскольку доходов едва хватает на покрытие растущих трат.
Основными задачами правительства в 2008-2011 гг. будут поддержание высоких темпов экономического роста и борьба с бедностью. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, должна быть направлена на выполнение данных задач.
Как отметил в своем выступлении министр финансов М. Кудрин, первый вариант бюджетной трехлетки на 2008-2010 гг. правительство уже рассматривало в марте. С тех пор Минэкономразвития повысило экономические прогнозы ВВП, роста промышленности, доходов населения и других макроэкономических показателей. С другой стороны, поступление налогов, особенно НДС и налога на добычу, в 2007 г. отстает от плановых показателей.
Все это заставило Минфин пересчитать доходы и расходы бюджетов 2008-2010 гг. Получилось, что в 2007 г. бюджет будет сведен с лучшим результатом, чем Минфин ожидал в марте, а в следующие два года - хуже. Прогноз профицита бюджета на 2008 год снижен более чем вдвое, а в 2009 г. доходы превышают расходы на незначительные для бюджета 14 млрд руб., в следующем году бюджет сведен с нулем.
Прогноз доходов при этом понижен несильно, заметнее увеличились расходы. Недостающие деньги Минфин предлагает взять за рубежом. К концу 2010 г. внешний долг может достичь 1232,9 млрд. руб. - это почти на 180 млрд руб. больше оценки, которая была у финансового ведомства месяц назад [17, с.75].
2.4 Валютное регулирование и валютный контроль
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что валютные операции, осуществляемые между резидентами и нерезидентами, осуществляются без ограничений, за исключением операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 данного нормативного акта.
Таким образом, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» впервые содержит исчерпывающий список валютных операций, подлежащих регулированию[4].
Информация о работе Методы регулирования финансов в экономике