Методы регулирования финансов в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях, характеристика основных методов финансового регулирования экономики в России и механизм их применения.
Задачи курсовой работы :
 изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
 дать понятие методов государственного финансового регулирования экономики и рассмотреть их классификацию;
 проанализировать механизм применения различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах
 подвести итоги исследования.

Оглавление

Введение

1.Общая характеристика государственного финансового регулирования экономики и его методов…………………………………………………….

6
1.1 Понятие государственного финансового регулирования экономики..
6
1.2 Понятие методов государственного финансового регулирования экономики и их классификация…………………………………………….

9
2.Применение различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах…………………………………………
2.1 Денежно – кредитная политика…………………………………………

13
13
2.2 Фискальная политика…………………………………………………..
18
2.3 Бюджетное регулирование……………………………………………..
32
2.4 Валютное регулирование и валютный контроль………………………
36
Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономичес­кий механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качест­ве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продол­жительных временных лагов дискреционной бюджетно-налоговой политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредст­венного вмешательства парламента.

Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги постро­ены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

                                         

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Встроенные стабилизаторы

G — государственные расходы;

Т— налоговые поступления

На графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и пра­вительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются про­дажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы эко­номического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо уси­лий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропор­ций во время подъема.

В этот период налоговые поступления превышают государственные рас­ходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие эконо­мические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокраще­нием (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности [9, с. 51].

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин цикли­ческих колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциаль­ного уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной заня­тости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный дефи­цит (излишек) государственного бюджета - разность между рас­ходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефи­цита и структурным дефицитом.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подо­ходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера.

 

Ставка налога (К), 100

в процентах

 

                                    50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        (общая сумма налогов)

 

Рис.2 Кривая Лаффера

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую эко­номику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%.

Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной позиции. В результате запланированная величина налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась не­реальной.

Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению напряженности с ростом неплатежей предприя­тий друг другу.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать инвести­ционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расши­рению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

Налоговые реформы развитых стран мира на протяжении ХХ века были направлены на повышение эффективности налоговых систем, что означало попытки создать оптимальную систему налогообложения, максимально соответствующую запросам общества.

Как отмечает Д.Г. Черник, в Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инструкций. Чисто фискальная функция налогов выражалась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств «сверху - вниз». Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений [9, с. 54].

В начале июля 2005 года Государственная Дума приняла несколько законов, которые вносят поправки в первую и вторую части Налогового кодекса. В результате одни налоги будут отменены, а другие - существенно изменятся.

Пожалуй, самые важные поправки в первую часть Налогового кодекса касаются перечня налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации. С 2005 года, когда изменения вступили в силу, налогов и сборов осталось всего пятнадцать.

К федеральным налогам отнесены: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на наследование или дарение; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог остаются региональными налогами. К местным налогам, как и прежде, будут отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Не изменяется перечень специальных налоговых режимов.

С вступлением в силу этих поправок утратит силу Закон РФ от 27.12.91 №2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а налоги и сборы, не установленные Налоговым кодексом, взиматься не будут. Таким образом, с 2005 года не нужно будет платить действующие сейчас налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация», а также сборы за выдачу лицензий и право на производство алкогольной продукции.

Платежи за пользование природными ресурсами и таможенная пошлина также не вошли в перечень налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом. Но, как нам пояснили в Департаменте налоговой политики МНС России, на их взимании это не отразится, поскольку эти платежи носят неналоговый характер.

Региональные налоги по-прежнему будут вводиться в действие законами субъектов РФ. А порядок ввода в действие местных налогов изменится. Сейчас в соответствии с федеральным законодательством налог на имущество физических лиц и земельный налог взимаются на всей территории РФ, а местные власти только определяют особенности их взимания. Поправками устанавливается, что местные налоги на конкретных территориях будут вводиться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Если такие акты не будут приняты, налог на соответствующей территории взиматься не будет.

Отметим, что эти изменения на земельном налоге и налоге на имущество физических лиц пока не отразятся. Они будут вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом не ранее 2006 года.

Согласно поправкам, принимая решение о вводе на своей территории того или иного налога, регионы и муниципалитеты смогут определять ставки, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. А вот утверждать формы отчетности по налогу региональные и местные власти будут не вправе.

Помимо принципиальных изменений в первую часть Налогового кодекса внесены и технические поправки. Напомним, что Федеральным законом от 29.06.2004 №58-ФЗ определены функции налоговых органов. К налоговым органам отнесен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Однако в тексте закона эта формулировка соблюдалась далеко не всегда и налоговые органы чаще фигурировали в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов. Чтобы не возникло путаницы, неточные формулировки, введенные в Налоговый кодекс упомянутым законом, будут исправлены. На разграничении функций между Минфином России и Федеральной налоговой службой это не отразится.

Поправки во вторую часть Налогового кодекса касаются как ставок, так и порядка исчисления некоторых налогов. В частности, законодатели одобрили увеличение с 6 до 9% ставки НДФЛ и налога на прибыль организаций, уплачиваемых с дивидендов.

Изменится и распределение налога на прибыль по уровням бюджетов. В федеральный бюджет этот налог будет зачисляться по ставке 6,5%, а в бюджеты регионов - по ставке 17,5%.

В настоящее время в федеральный бюджет налог уплачивается по ставке 5%, в региональный - по ставке 17% и в местный - по ставке 2%. При этом субъекты Российской Федерации, как и прежде, будут вправе понизить ставку налога, зачисляемого в их бюджеты. Но она не сможет быть ниже 13,5%, тогда как сейчас - 13%.

Увеличатся акцизы на все виды подакцизных товаров: алкоголь, табак, топливо и автомобили. Поправки вступают в силу с 1 января 2005 года.

Чтобы перераспределение налога на прибыль и отмена налога на рекламу, зачисляемого в местные бюджеты, не привели к существенному уменьшению доходов муниципалитетов, депутаты предприняли ряд мер. В частности, с 2005 года увеличатся в 1,5 раза показатели базовой доходности по всем видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Например, базовая доходность при оказании бытовых услуг составит 7500 руб., автотранспортных услуг - 6000 руб.

Кроме того, с 2005 года организации и предприниматели, которые распространяют или размещают наружную рекламу, могут быть переведены на уплату ЕНВД. К наружной рекламе поправками отнесены рекламные щиты, стенды, плакаты, световые и электронные табло и иные стационарные технические средства, предназначенные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на визуальное восприятие.

Физическим показателем станет площадь информационного поля в квадратных метрах. Базовая доходность для распространителей печатной и полиграфической рекламы установлена в размере 3000 руб., а световой и электронной - 4000 руб.

Также законодатели установили, что организации и предприниматели, оказывающие услуги по хранению автотранспорта на платных стоянках и переведенные на ЕНВД, при исчислении единого налога в качестве физического показателя должны использовать площадь стоянки в квадратных метрах. При этом базовая доходность будет равна 50 руб.

Часть поправок в главу Налогового кодекса о ЕНВД распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года. Законодатели уточнили, что прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски не относятся к транспортным средствам. Также уточнено, что физическим показателем для организаций и предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и грузов, является количество транспортных средств, а не автомобилей. Эти изменения устраняют неясности в применении системы ЕНВД такими налогоплательщиками. Они смогут вернуть или зачесть переплаченные суммы ЕНВД, если при расчете суммы налога с начала текущего года они учитывали не только автомобили, но и прицепы[1].

С 2006 года в системе ЕНВД произошли изменения, которые затронули всех налогоплательщиков, переведенных на уплату данного налога. Этот режим налогообложения вводится в действие не законами субъектов Российской Федерации, а нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов. Это значит, что в отдельных городах или районах одного региона будут свои особенности применения ЕНВД. Местные власти смогут устанавливать виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом.

Информация о работе Методы регулирования финансов в экономике