Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:04, курсовая работа
Цель курсовой работы - показать место финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе.
Задачи курсовой работы:
o рассмотреть теоретические аспекты финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе;
o проанализировать современное положение финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе;
o рассмотреть возможные пути повышения эффективности функционирования финансов хозяйствующих субъектов.
Введение 3
Глава 1. Финансы хозяйствующих субъектов 5
1.1. Определение хозяйствующих субъектов 5
1.2. Сущность финансов хозяйствующих субъектов 8
Глава 2. Анализ функционирования финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе 10
2.1. Анализ финансового состояние реального сектора экономики 10
2.2. Роль финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе 14
Глава 3. Повышение эффективности функционирования финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе 20
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 25
Финансы
хозяйствующих субъектов
Финансы
хозяйствующих субъектов
В составе финансов также можно выделить формирование и движение производственных фондов денежных средств; обращение денежной части фондов и фондов, образованных в ходе распределения доходов между предприятием, органами власти и работниками.
Конкретное содержание финансов хозяйствующих субъектов проявляется в их функциях. Общепринято, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Следует отметить, что применительно к финансам субъектов хозяйствования необходимо, прежде чем что-то использовать (т.е. распределять) сформировать. Поэтому правомерно признать за ними наличие функций:
Финансы
хозяйствующих субъектов
Финансы
хозяйствующих субъектов
Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта включает анализ: доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности; использования капитала; валютной самоокупаемости.
Финансовая система России включает в себя три основные системообразующие сферы: государственные (муниципальные) финансы (централизованные финансы); финансы хозяйствующих субъектов, в т.ч. финансовых посредников, и финансы домашних хозяйств (децентрализованные финансы). Все эти сферы находятся в тесных взаимосвязях, регулируемых законодательством, при этом наблюдается динамичное развитие каждой сферы. Так, в сфере государственных (муниципальных) финансов, прежде всего, выделим бюджетную систему, включающую в себя: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные
бюджеты и внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного
медицинского страхования. В качестве второй системы выступают финансы
государственных (муниципальных) предприятий.
За последние пять лет в составе бюджетной системы появились новые
институты, и в их числе – Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния, образованные за счет средств профицита федерального бюджета
вследствие высоких мировых цен на энергоносители. Резервный фонд выполнял своеобразную роль "подушки безопасности" национальной экономики от колебания мировых цен на энергоносители. Фонд национального благосостояния первоначально был предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Однако в условиях кризиса средства обоих фондов преимущественно были
направлены на образовавшийся дефицит федерального бюджета с учетом почти
30%
падения доходов. Например, по
данным Федерального
месяцев 2009 года на обеспечение сбалансированности федерального бюджета из
Резервного фонда направлено 2 023,6 млрд рублей, при этом остаток Резервного
фонда за 10 месяцев 2009 года снизился на 1783,0 млрд рублей. Предполагается,
что к 2011 году Резервный фонд будет израсходован.
Безусловно, наличие резервов оказалось полезным для преодоления
кризиса, однако многие отечественные экономисты выступают с резкой
критикой в адрес указанных фондов, отмечая, что средства профицита
федерального бюджета следовало бы направить на развитие отечественной
экономики. В России все же были предприняты попытки формирования новых
институтов развития за счет бюджетных средств, и в их числе – госкорпорации,
что требует отдельного анализа.
Сейчас в России действуют семь госкорпораций: "Ростехнологии",
"Роснано", "Росатом", Фонд ЖКХ, ВЭБ, АСВ, "Олимпстрой". Близкими к ним
функциями обладают Объединенная авиастроительная корпорация, "Росавтодор"
и Объединенная судостроительная корпорация. Госкорпорации @ это
некоммерческие организации с особым статусом, действующие на основе специального закона по каждой вновь учреждаемой компании. Их основное общественное назначение – создание условий для принятия дискретных мер в регулировании экономики, направленное на стимулирование структурной перестройки экономики, обеспечение технологических прорывов в системообразующих отраслях – авиационной, судостроительной, атомной.
Особенно низкий уровень финансовой безопасности продемонстрировала
банковская система России. В экономике страны фактически функционирует
двухконтурная модель кредитования, включающая национальный банковский
сектор, предоставляющий краткосрочные ресурсы на обслуживание текущего
оборота, и зарубежный сектор с аккумулированием долгосрочных источников
финансирования вложений в основной капитал и сделок с капитальными
активами, функционирующий за счет привлечения дешевых кредитов на
международных кредитных рынках (процентный арбитраж). Сокращение
последнего
источника и доступности
прекратило и долгосрочное кредитование (доля банковских кредитов в структуре
источников финансирования капитальных вложений и до кризиса не превышала
10%, в то время как в странах ЕС она колеблется в пределах 42@45%, в Японии –
65%).
Уязвимость национальной
обстоятельствами:
* чрезмерной ее зависимостью от движения иностранного капитала;
* экспансией банков с иностранным капиталом, что привело к
усиленному оттоку капиталов с начала кризиса (примерно 135 млрд долл. США в
IV квартале 2008 года); * валютной моделью денежной эмиссии, в результате чего сохраняется
зависимость российской экономики от мировой экономической, ценовой и
политической конъюнктуры;
* недостатками в регулировании и надзоре за банковской системой,
поскольку Банк России, очевидно, не полностью справляется с ролью
мегарегулятора банковского сектора и частично фондового рынка;
* высокой распыленностью банковского капитала, наличием
значительного количества кредитных организаций с капиталом менее 5 млн евро
(приблизительно 1/3 из 1125 банков);
* ориентацией многих коммерческих банков на получение спекулятивных
сверхдоходов, а не на стратегическое сбалансированное развитие.
При таких существенных факторах снижения финансовой безопасности
первоочередные меры Правительства по преодолению финансового кризиса в
России были направлены на спасение именно банковской системы, что в целом
оправдано, но не привело к радикальному улучшению обстановки. На поддержку
коммерческих банков в ноябре @ декабре 2008 года было направлено денежных
средств:
* федерального бюджета @ более 2 трлн рублей;
* Фонда национального благосостояния @ 875 млрд рублей;
* Банка России и международных резервов @ около 3 трлн рублей (в
различных формах временного и постоянного финансирования).
Всего в различном формате на поддержку коммерческих банков было
направлено около 6 трлн рублей, из них непосредственно на поддержку
фондового рынка и реального сектора – 175 млрд рублей, или менее 2,9% от
общей суммы поддержки.
Трехразовое увеличение Банком России в течение 2008 года ставки
рефинансирования с 10 до 13% слабо отразилось на росте депозитных ставок в
государственных банках, но привело к увеличению процентных ставок по
кредитам коммерческих банков до 19@20%. Здесь надо учитывать тот факт, что
рентабельность активов по экономике в целом составляет не более 12%.
Соответственно, рост процентных ставок привел к обратному "эффекту
финансового рычага" и сделал практически недоступными кредиты в оборотные
Информация о работе Место хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе