Место хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - показать место финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе.
Задачи курсовой работы:
o рассмотреть теоретические аспекты финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе;
o проанализировать современное положение финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе;
o рассмотреть возможные пути повышения эффективности функционирования финансов хозяйствующих субъектов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Финансы хозяйствующих субъектов 5
1.1. Определение хозяйствующих субъектов 5
1.2. Сущность финансов хозяйствующих субъектов 8
Глава 2. Анализ функционирования финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе 10
2.1. Анализ финансового состояние реального сектора экономики 10
2.2. Роль финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе 14
Глава 3. Повышение эффективности функционирования финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе 20
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Финансам.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования, структуризации, использования их денежных фондов; являясь ведущим звеном всей финансовой системы общества, они формируют основной массив его финансовых ресурсов. Финансы предприятий тесно взаимосвязаны с финансовым положением государства и состоянием денежных доходов населения.

     Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя отношения, связанные с  формированием и движением:

    • фондов собственных средств (уставного, резервного, добавочного капитала, нераспределенной прибыли и пр.);
    • фондов заемных средств (банковских кредитов, ссуд, бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);
    • фондов привлеченных средств (фондов потребления, расчетов по дивидендам)12.

     В составе финансов также можно  выделить формирование и движение производственных фондов денежных средств; обращение  денежной части фондов и фондов, образованных в ходе распределения доходов между предприятием, органами власти и работниками.

     Конкретное  содержание финансов хозяйствующих  субъектов проявляется в их функциях. Общепринято, что финансы выполняют  две функции: распределительную и контрольную. Следует отметить, что применительно к финансам субъектов хозяйствования необходимо, прежде чем что-то использовать (т.е. распределять) сформировать. Поэтому правомерно признать за ними наличие функций:

    • аккумулирующая: формирование капитала, доходов и денежных фондов - необходимое условие осуществления непрерывности воспроизводственного процесса. За счет первичного распределения выручки от реализации товаров образуются специальные фонды;
    • распределительная: использование капитала, доходов и денежных фондов на цели предусмотренные в финансовом плане. Денежный фонд - обособившаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование. Денежные средства - это более широкое понятие, чем денежные фонды, которые составляют только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия, т. е. это целенаправленное движение денежных потоков в текущей, инвестиционной и финансовой сферах деятельности;
    • аналитико-контролирующая: использование за соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, достоверность которой должна быть достаточно высокой. Только при таком условии можно принимать обоснованные управленческие решения. Степень и полнота реализации контрольной функции финансов во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в хозяйстве;
    • коммуникационная: финансовые отношения с контрагентами, государством и пр13.

     Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой инструмент для развития производства, предпринимательства, инноваций, обеспечения  безубыточной, рентабельной деятельности, выживания в условиях рыночной конкуренции.

 

Глава 3. Повышение эффективности функционирования финансов хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе

 

     Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой один из инструментов для развития производства, рентабельной деятельности, следовательно, их можно рассматривать, как один из составляющих элементов финансовой системы.

     Финансовое  состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта включает анализ: доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности; использования капитала; валютной самоокупаемости.

     Финансовая  система России включает в себя три основные системообразующие сферы: государственные (муниципальные) финансы (централизованные финансы); финансы хозяйствующих субъектов, в т.ч. финансовых посредников, и финансы домашних хозяйств (децентрализованные финансы). Все эти сферы находятся в тесных взаимосвязях, регулируемых законодательством, при этом наблюдается динамичное развитие каждой сферы. Так, в сфере государственных (муниципальных) финансов, прежде всего, выделим бюджетную систему, включающую в себя: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные

     бюджеты и внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ,  Фонд социального 

     страхования, Федеральный и территориальный  фонды обязательного 

     медицинского  страхования. В качестве второй системы выступают финансы

     государственных (муниципальных) предприятий. 

     За  последние пять лет в составе  бюджетной системы появились  новые 

     институты, и в их числе – Резервный  фонд и Фонд национального 

     благосостояния, образованные за счет средств профицита федерального бюджета

     вследствие  высоких мировых цен на энергоносители. Резервный фонд выполнял своеобразную роль "подушки безопасности" национальной экономики от колебания мировых цен на энергоносители. Фонд национального благосостояния первоначально был предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Однако в условиях кризиса средства обоих фондов преимущественно были

     направлены  на образовавшийся дефицит федерального бюджета с учетом почти 

     30% падения доходов. Например, по  данным Федерального казначейства  за 10

     месяцев 2009 года на обеспечение сбалансированности федерального бюджета из

     Резервного  фонда направлено 2 023,6 млрд рублей, при этом остаток Резервного

     фонда за 10 месяцев 2009 года снизился на 1783,0 млрд рублей. Предполагается,

     что к 2011 году Резервный фонд будет израсходован.

     Безусловно, наличие резервов оказалось полезным для преодоления

     кризиса, однако многие отечественные экономисты выступают с резкой

     критикой  в адрес указанных фондов, отмечая, что средства профицита 

     федерального  бюджета следовало бы направить  на развитие отечественной 

     экономики. В России все же были предприняты попытки формирования новых

     институтов  развития за счет бюджетных средств, и в их числе – госкорпорации,

     что требует отдельного анализа. 

     Сейчас  в России действуют семь госкорпораций: "Ростехнологии",

     "Роснано", "Росатом", Фонд ЖКХ, ВЭБ,  АСВ, "Олимпстрой". Близкими к ним

     функциями обладают Объединенная авиастроительная корпорация, "Росавтодор"

     и Объединенная судостроительная корпорация. Госкорпорации @ это 

     некоммерческие  организации с особым статусом, действующие  на основе специального закона по каждой вновь учреждаемой компании. Их основное общественное назначение – создание условий для принятия дискретных мер в регулировании экономики, направленное на стимулирование структурной перестройки экономики, обеспечение технологических  прорывов в системообразующих отраслях – авиационной, судостроительной, атомной. 

     Особенно  низкий уровень финансовой безопасности продемонстрировала

     банковская  система России. В экономике страны фактически функционирует 

     двухконтурная модель кредитования, включающая национальный банковский

     сектор, предоставляющий краткосрочные  ресурсы на обслуживание текущего

     оборота, и зарубежный сектор с аккумулированием долгосрочных источников

     финансирования  вложений в основной капитал и  сделок с капитальными

     активами, функционирующий за счет привлечения дешевых кредитов на

     международных кредитных рынках (процентный арбитраж). Сокращение

     последнего  источника и доступности трансграничного  кредита, по сути,

     прекратило  и долгосрочное кредитование (доля банковских кредитов в структуре 

     источников  финансирования капитальных вложений и до кризиса не превышала

     10%, в то время как в странах  ЕС она колеблется в пределах 42@45%, в Японии – 

     65%). Уязвимость национальной банковской  системы объясняется следующими 

     обстоятельствами:

     * чрезмерной ее зависимостью от движения иностранного капитала;

     * экспансией банков с иностранным капиталом, что привело к

     усиленному  оттоку капиталов с начала кризиса (примерно 135 млрд долл. США в 

     IV квартале 2008 года); * валютной моделью денежной эмиссии, в результате чего сохраняется

     зависимость российской экономики от мировой экономической, ценовой и

     политической  конъюнктуры;

     * недостатками в регулировании и надзоре за банковской системой,

     поскольку Банк России, очевидно, не полностью  справляется с ролью 

     мегарегулятора  банковского сектора и частично фондового рынка;

     * высокой распыленностью банковского капитала, наличием

     значительного количества кредитных организаций  с капиталом менее 5 млн евро

     (приблизительно 1/3 из 1125 банков);

     * ориентацией многих коммерческих банков на получение спекулятивных

     сверхдоходов, а не на стратегическое сбалансированное развитие.

     При таких существенных факторах снижения финансовой безопасности

     первоочередные  меры Правительства по преодолению  финансового кризиса в 

     России  были направлены на спасение именно банковской системы, что в целом

     оправдано, но не привело к радикальному улучшению  обстановки. На поддержку 

     коммерческих  банков в ноябре @ декабре 2008 года было направлено денежных

     средств:

     * федерального бюджета @ более 2 трлн рублей; 

     * Фонда национального благосостояния @ 875 млрд рублей; 

     * Банка России и международных резервов @ около 3 трлн рублей (в

     различных формах временного и постоянного  финансирования).

     Всего в различном формате на поддержку  коммерческих банков было

     направлено  около 6 трлн рублей, из них непосредственно на поддержку

     фондового рынка и реального сектора  – 175 млрд рублей, или менее 2,9% от

     общей суммы поддержки.

     Трехразовое увеличение Банком России в течение 2008 года ставки

     рефинансирования  с 10 до 13% слабо отразилось на росте депозитных ставок в

     государственных банках, но привело к увеличению процентных ставок по

     кредитам  коммерческих банков до 19@20%. Здесь надо  учитывать тот факт, что 

     рентабельность  активов по экономике в целом  составляет не более 12%.

     Соответственно, рост процентных ставок привел к обратному "эффекту

     финансового рычага" и сделал практически  недоступными кредиты в оборотные 

Информация о работе Место хозяйствующих субъектов в национальной финансовой системе