Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа
целью данной курсовой работы является рассмотрение кредитного рынка Украины. Для этого необходимо выполнить такие задачи:
* определить понятие кредита, кредитных отношений и кредитного рынка;
* рассмотреть кредитную систему, ее структуру и её особенности в Украине;
* рассмотреть направления государственного регулирования кредитного рынка Украины.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты кредитного рынка
1. Понятие кредита и кредитного рынка…………………………….……..6
2. Кредитная система и ее особенности в Украине………………………12
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ КредитнОГО рынКА Украины
1. Анализ кредитного рынка Украины за 2007-2008 гг………………..21
2. Нынешнее состояние кредитного рынка………………………………..35
ГЛАВА 3. Направления дальнейшего усовершенствования кредитного рынка в Украине
1. Проблемы и перспективы кредитного рынка в Украине……………....40
2. Усовершенствование системы государственного регулирования кредитного рынка………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………….56
Приложения………………………………………………………………………58
Такие
ожидания создают для Украины
условия постепенного восстановления
внешнего спроса на продукцию отечественного
экспорта. Однако темпы его роста
еще не будут иметь значительного
ускорения. Кроме того, длительный период
предыдущего снижения внутреннего
спроса, которое сопровождалось уменьшением
доходов населения, сокращением
объемов промышленного
Улучшение
функционирования валютного рынка
Украины будет происходить
Для
обеспечения определенных указанных
задач Национальный банк будет использовать
имеющиеся институциональные
С
учетом приоритетности в осуществлении
денежно-кредитной политики целей
обеспечения финансовой устойчивости
и ценовой стабильности как основы
для восстановления экономического
роста и, учитывая необходимость
усиления гибкости обменного курса,
значение прогнозного обменного
курса гривны на последующие годы в
основных принципах денежно-кредитной
политики не приводится.
С
момента проведения экономических
реформ в Украине трансформировались
отношения собственности, кардинально
были изменены организационные формы
функционирования субъектов хозяйствования,
была заново создана институциональная
основа рыночной экономики. Это содействовало
диверсификации финансовых источников
обеспечения работы субъектов экономики,
поиску новых механизмов и инструментов
выявления и применения преимуществ
рыночных методов ведения хозяйства,
важное место среди которых
Развитие финансово-кредитного рынка в Украине происходило на фоне длительного кризиса, существенное увеличение в структуре кредитного портфеля банков потребительских кредитов и одновременное уменьшение в них части кредитов на обновление и развитие крайне негативно отразилось на финансовом состоянии предприятий и учреждений. Инвестиционная деятельность в производственных сферах из-за отсутствия надлежащих внутренних накоплений и долгосрочных банковских кредитов практически свелась на нет. Несовершенная работа финансовых институтов привела к еще большему ухудшению состояния национальных товаропроизводителей, снижению их кредитоспособности. В результате этих негативных процессов у экономических субъектов возник значительный дефицит собственных оборотных средств, что привело в них к невозможности наращивания объемов производства продукции и, как следствие, привело к замедлению развития экономики в целом.
Таким образом, одним из основных заданий, которые стоят перед государственными органами относительно развития рынка кредитных услуг, является уравновешивание интересов различных его участников, формирование законодательной базы с целью цивилизованного решения договорных отношений, выбор отраслей приоритетного развития, создание оптимальной региональной сети взаимодействий финансово-кредитных учреждений, содействия повышению конкурентоспособности отдельных экономических агентов, их групп и объединений, отраслей экономики, страны в целом.
Рынок
кредитных услуг все больше выделяется
как отдельный элемент
Первая форма связана с возникновением кредитных услуг в развитых странах мира. Формирование рынка кредитных услуг было ответом рынка на определенные ограничения (налоговые, имущественные, законодательные) [17]. В частности, лизинг возник как ответ рынка на усиления налогового давления на субъекты экономической деятельности, предотвращения жестких требований привлекательности баланса предприятия, которые выдвигает международная практика финансового менеджмента к должникам, а также требований и ограничений относительно самого кредитора и его кредитного портфеля. Факторинг является формой финансирования субъекта при дефиците оборотных средств и определенной изоляции государства от помощи малому и среднему бизнесу. Форфейтинг наибольшего распространения достиг в странах, где была ограничена государственная поддержка экспортеров. Вексельные схемы кредитования нашли распространение в связи с ограничениями наличного обращения и нехваткой достаточного объема денежной массы как в экономике в целом, так и в отдельного экономического агента. Вместе с тем, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой распространение кредитных услуг происходит как потребность избежать нехватки финансовых ресурсов, осложнений с обновлением технической базы, других ограничений и трудностей формирования рыночных отношений.
При условиях недостаточного уровня правовой поддержки, противоречивость отдельных норм и положений, которые регулируют предоставление кредитных услуг, важным является закрепление общих принципов и предпосылок формирования этого рынка. Первая и важнейшая предпосылка заключается в том, что предоставление кредитных услуг содействует инновационной и инвестиционной деятельности субъектов ведения хозяйства [6]. Следующая предпосылка определяется использованием всех возможных преимуществ кредитных услуг: гибкости, льготного налогообложения, облегчения залоговых отношений, улучшения баланса, высвободило ликвидности, предоставления комплексных услуг. Третьей предпосылкой обязательность платежей заемщика.
Реализуя свои функции, государство преследует в первую очередь общенациональный интерес, используя целостную систему рычагов, инструментов, форм, методов, факторов влияния на определенный объект регуляции. Функции государства на финансово-кредитном рынке реализуются через представительства различных органов или непосредственно через распределение бюджетных средств, функционируя как инвесторы тех отраслей экономики и производств, продукция которых имеет общенациональный характер и в соответствии с законодательством может производиться на государственных предприятиях или предприятиях, приватизация которых будет осуществляться в ближайшее время; финансирование тех отраслей и производств, где государство является заказчиком и потребителем продукции (оборонная промышленность, объекты государственной инфраструктуры, магистрали, терминалы); может инвестировать развитие производств, целесообразность которых обуславливается рыночной конъюнктурой (с целью получения прибыли) [6].
Органы государственной власти страны отвечают за макроэкономическое содействие инвестиционной деятельности субъектов ведения хозяйства через активизацию операций на финансово-кредитном рынке. В распоряжении государства – рычаги как прямого действия в виде централизованных государственных капитальных вложений в объекты общегосударственного значения, развитие государственного сектора экономики, так и косвенные средства регуляции за счет бюджетной и денежно-кредитной политики.
Бюджетные
рычаги – это установленная
Денежно-кредитная политика государства влияет на инвестиционные условия, регулируя денежное обращение и работу банковской системы, которая, по существу, репродуцирует рост средств в экономической системе Через государственную комиссию по регуляции рынка финансовых услуг государство осуществляет влияние на участников небанковского сектора. Через Национальный банк государство осуществляет регуляцию спроса и предложения на привлеченные денежные ресурсы, кредитную экспансию (снижение учетной ставки), кредитную рестрикцию (сдерживание инвестиционной активности через мероприятия, которые приводят к подорожанию кредитных ресурсов), проведение операций на фондовом рынке с государственными ценными бумагами, регуляцию нормы обязательных резервов или минимальных резервов.
Обобщение
рычагов государственной
Рис. 3.1. Рычаги государственной регуляции финансово-кредитного рынка
Как известно из теории государственной регуляции рыночной экономики, методы влияния государства могут быть классифицированные как прямые и косвенные (опосредствованные). Относительно регуляции рынка кредитных услуг прямые методы целесообразно разделить на правовые, административные, институциональные и экономические. Среди опосредованных методов выделяются экономические и корректирующие. Основными инструментами прямых методов являются нормативно-правовые акты, целевые комплексные программы, лицензии (на виды и сферы деятельности), квоты, лимиты, экономические нормативы капитала, ликвидности, кредитного и валютного риска, инвестирования и тому подобное. Инструментами институциональных методов, кроме того, является создание органов государственного управления и регуляции, определение разрешенных операций для банков, допуск на рынок новых категорий кредитных организаций и иностранных банков, основания государственных банков и гарантийных фондов. Косвенные методы используются для опосредствованного влияния на операторов рынка кредитных услуг, основными из которых являются банковские учреждения, элементы пара банковской системы и другие участники финансового рынка. С их помощью на финансовом рынке создается среда, которая подталкивает и вынуждает финансовые институты действовать в определенном направлении, которое отвечает общим целям государственной экономической политики. Как инструменты косвенных (экономических и корректирующих) методов используют инструменты фискальной, бюджетной, налоговой и, особенно, денежно-кредитной политики государства, а также льготное кредитование и финансовую помощь в кризисных ситуациях [5].
По
результатам анализа развития методов
государственной регуляции и
современной мировой и