Кредитные рейтинговые агенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Проведение анализа теоретических и практических основ функционирования рейтинговых агентств.

Задачи. Рассмотрение организационно-экономических условий деятельности рейтингового агентства, изучение сущности кредитных рейтингов, а также на примере работы агентства Standard&Poor’s - критериев и процедуры присвоения рейтинга ОАО «Газпром нефть».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования рейтинговых агентств

1.1. Организационно-экономические условия деятельности рейтингового агентства 4
1.2. Общая характеристика процесса установления кредитных рейтингов 8
1.3 Виды кредитных рейтингов 10
Глава 2. Анализ деятельности рейтингового агентства Standard&Poor’s

2.1 Условия оказания рейтинговых услуг S&P 12
2.2. Критерии присвоения корпоративных и суверенных рейтингов 14
2.3. Процедура и критерии присвоения рейтинга ОАО «Газпром Нефть» 22
Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Международные.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

      Критерии  присвоения суверенного рейтинга:[11] 

1) Политический риск: 

    • Стабильность  и легитимность политических  институтов 

    • Участие  общественности в политическом  процессе 

    • Политическая  преемственность в руководстве  страны 

    • Прозрачность  экономической политики, ее решений  и целей 

    • Общественная  безопасность и геополитический  риск 

2) Структура экономики: 

    • Уровень  развития и диверсификации, степень  рыночной ориентированности  

    • Эффективность  финансового сектора в предоставлении  кредитов; 

    • Конкурентоспособность  и рентабельность нефинансового  частного сектора 

    • Эффективность  государственного сектора 

    • Гибкость  рынка рабочей силы 

3) Перспективы экономического  роста: 

    • Размер  и структура накоплений и инвестиций 

    • Степень  и модель экономического роста 

4) Финансовая гибкость: 

    • Доходы, расходы расширенного правительства,  тенденции профицита/ дефицита 

    • Соответствие  налогово-бюджетной политики денежно-кредитным  и внешним факторам 

    • Эффективность/  давление со стороны расходов 

    • Своевременность,  объем и прозрачность отчетности 

5) Долговое бремя  расширенного правительства: 

    • Долг  расширенного правительства (брутто  и нетто)  

    • Обслуживание  долга (доля доходов)  

    • Структура  долга (по валюте и срокам  погашения) 

6) Оффшорные и  условные обязательства: 

    • Размер  и состояние нефинансовых предприятий  общественного сектора 

    • Устойчивость  финансового сектора  

7) Гибкость денежно-кредитной  политики: 

    • Кредитно-денежная  политика 

    • Соответствие  валютного режима целям денежно-кредитной  политики 

    • Институциональные  факторы 

    • Индексация  и долларизация 

8) Показатели внешней  ликвидности: 

    • Влияние  налогово-бюджетной и денежно-кредитной  политики на внешние счета 

    • Структура  счета текущих операций и потоков  капитала 

    • Адекватность  резервов 

9) Внешний долг: 

    • Внешний  долг, включая депозиты нерезидентов 

    • Структура  погашения обязательств, структура  долга по валюте, чувствительность  к изменениям в процентной  ставке 

    • Обслуживание  долга 

      1.Политический  риск. Стабильность, предсказуемость  и прозрачность политических  институтов страны — важные  факторы при анализе экономической  политики. Высокие баллы по этой  категории присваиваются демократическим  странам с минимальной возможностью  политических потрясений, независимой  судебной системой и гражданским  обществом, независимой прессой.  Анализируется степень состязательности  политики, периодичность смены членов  правительства и проблемы общественной  безопасности. Изучаются отношения  с соседними странами — с  целью выявления потенциального  внешнего риска для безопасности  страны. Высокий балл, присвоенный  по компоненту «политический  риск» большинству национальных  правительств Европейского союза,  отражает широкую общественную  поддержку их открытых политических  структур, для которых характерны  высокая степень участия населения  в управлении страной, четкий  процесс смены руководства, прозрачность  работы правительства и быстрота, с которой оно реагирует на  меняющиеся условия. 

      2.Структура  и перспективы экономики. Рыночная  экономика, в которой процесс  принятия политических и экономических  решений децентрализован, а требования  о защите прав собственности  полностью обеспечены правовой  системой, меньше подвержена влиянию  политических ошибок и в большей  степени обеспечивает уважение  интересов кредиторов, чем экономика,  в которой ведущая роль отводится  государству. Баллы по данной  категории тесно связаны с  показателем ВВП на душу населения,  при этом более низкие баллы  присваиваются странам с относительно  «узкой» экономической базой,  слабыми или недостаточно развитыми  финансовыми системами и значительными  разрывами в уровнях доходов.  Более низкие баллы могут также  отражать высокую долю долга  частных компаний или недостаточный  уровень развития частного сектора,  наличие структурных препятствий  для экономического роста, большого  и относительно неэффективного  государственного сектора. 

      3.Гибкость  налогово-бюджетной политики. Определяется  следующими факторами: 

 • показателями  доходов, расходов и баланса  бюджета расширенного правительства  и целесообразностью налогово-бюджетной  политики; 

 • тенденциями  изменения долговой нагрузки  и процентных выплат с учетом  таких характеристик долга, как  валюта и сроки погашения. 

      Баллы  по первому пункту находятся  в зависимости не только от  показателей профицита и дефицита, но также от гибкости доходов  и расходов, эффективности программ  расходов и целесообразности  экономической политики. Профицит  или небольшой дефицит, как  правило, не обеспечивают значительной  гибкости в налогово-бюджетной  сфере при наличии узкой налоговой  базы, потребности в развитии  инфраструктуры, высокой долговой  нагрузки, системных проблем в  финансовом секторе, или если  денежно-кредитная политика направлена  на чрезмерное увеличение денежной  массы. Напротив, высокий уровень  дефицита может иметь положительное  значение в тех случаях, когда  долговая нагрузка невелика или  когда экономический рост обусловливает  потребность в крупных капиталовложениях  в развитие инфраструктуры. 

      Что  касается гибкости доходов, то  налоговая система с минимальной  степенью диспропорций и максимальной  степенью содействия экономическому  росту и справедливости отличается  широкой базой налогообложения  и низкими ставками налогов.  Национальные правительства, имеющие  высокие баллы по этой первой  категории, связанной с налогово-бюджетной  политикой, могут корректировать  базу налогообложения и ставки  налогов без серьезных конституциональных, политических или административных  затруднений. 

      4.Гибкость  денежно-кредитной политики. Эффективность  денежно-кредитной политики рассматривается  в контексте экономической политики  национального правительства и,  в случае фиксированного или  контролируемого валютного курса,  политики центрального банка,  с учетом емкости финансового  сектора и рынков капитала  страны. Инфляция является одним  из объектов регулирования денежно-кредитной  политики. Обычно чем выше инфляция, тем ниже рейтинг. На диаграмме  ниже показана прямая зависимость  рейтинга от уровня инфляции. 

      При  оценке степени гибкости денежно-кредитной  политики рассматриваются следующие  факторы: 

      - динамика  цен на протяжении экономических  циклов и в сравнении с аналогичными  показателями стран — торговых  партнеров; 

      - ориентация  денежно-кредитной политики на  построение прозрачного, хорошо  развитого и хорошо регулируемого  финансового сектора и долгового  рынка; 

      - степень  влияния инфляции на индексацию (заработной платы или других  экономических факторов) и долларизацию (доля валютных кредитов, депозитов  или валюты в обращении); 

      - институциональные  факторы, в частности ресурсы  и независимость деятельности  Центрального банка; 

      - соответствие  налогово-бюджетной политики и  валютного режима целям денежно-кредитной  политики. 

      В  тех странах, где растущую инфляцию  сдерживают при помощи ограничения  экспорта, снижения контролируемых  цен или косвенных налогов,  меры экономической политики  могут устранить не проблему, а скорее, ее симптомы. Страны, в  значительной степени зависящие  от заимствований в иностранной  валюте, могут поддаться искушению  слишком активно использовать  повышение внутренних процентных  ставок, поскольку высокие внутренние  процентные ставки имеют ограниченное  влияние на инвестиции и экономический  рост, а укрепление валюты сокращает  расходы на обслуживание долга.  Однако это может увеличить  объем привлекаемого капитала  и повысить инфляционное давление. В таких ситуациях более целесообразным  вариантом экономической стратегии  может стать ужесточение налогово-бюджетной  политики. Другим методом является  стерилизация притока капитала  при помощи операций на открытом  рынке. 

      5.Внешняя  ликвидность. Двумя последними  категориями риска в методологии  присвоения суверенного рейтинга  являются внешняя ликвидность  и баланс внешней торговли. Поскольку  национальное правительство обычно  собирает налоги и сборы в  национальной валюте и должно  приобретать иностранную валюту  на валютных рынках или у  Центрального банка, основное  внимание при анализе внешнеэкономической  деятельности уделяется способности  экономики генерировать иностранную  валюту. Эта способность оценивается  в сопоставлении с потребностями  экономики в иностранной валюте  и с запасом прочности, который  обеспечивают резервы. Те страны, которые имеют значительный объем  обязательств государственного  и частного сектора перед нерезидентами,  в большей степени подвержены  риску, связанному с колебаниями  валютных курсов, процентных ставок, настроений иностранных инвесторов  и других внешних факторов. Членство  в денежно-кредитном союзе может  сгладить воздействие валютного  курса, но другие факторы влияния  по-прежнему обусловливают уязвимость  страны. 

      Одним  из ключевых количественных показателей  в этой категории являются  потребности в валовом внешнем  финансировании (платежи по счету  текущих операций плюс краткосрочные  обязательства перед нерезидентами,  включая депозиты банков-нерезидентов, остающиеся непогашенными), рассчитанные  как отношение к объему поступлений  по счету текущих операций  плюс доступные международные  резервы. Значение этого показателя  важно прежде всего для стран со средним уровнем кредитоспособности, поскольку более низкое отношение потребностей к ресурсам является положительным фактором 

      К  числу важных факторов, которые  могут сгладить риск высоких  потребностей во внешнем финансировании, относятся прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) и доступные международные  резервы. [12] 

      2.3. Процедура и критерии присвоения  рейтинга ОАО «Газпром Нефть» 

      "Газпром  нефть" - вертикально интегрированная  нефтяная компания. Она занимается  разведкой и добычей нефти  в Западной Сибири, владеет нефтеперерабатывающим  заводом (НПЗ) в Омске и 50% "Славнефти", а с конца декабря  2007 г. - 50% "Томскнефти", которой  она управляет на паритетных  началах с другими акционерами  - ТНК-BP и "Роснефтью" соответственно. 

      "Газпром  нефть" является стратегическим  нефтяным дочерним предприятием "Газпрома". С конца 2005 г. "Газпром"  владеет 76% акций "Газпром нефти", однако компания независима от  группы в своей операционной  и финансовой деятельности. 

      ОАО  "Газпром нефть" подала заявку  на присвоение рейтинга в конце  ноября 2007 г., и в стандартном режиме Standard&Poor’s провел процедуру  рейтингования в течение 6 недель. 

      Кредитный  рейтинг компании на уровне  ВВВ-/Стабильный был присвоен S&P 9 января 2008г. и более не изменялся,  изменялись только прогнозы, которые  я приведу в конце пункта. 

      Процедура  оценки рейтинга «Газпром нефти»  в Standard&Poor’s  состояла из  следующих этапов:[13] 

      •  Обращение за рейтингом ОАО  «Газпром нефть» 

      •  Назначение команды аналитиков. 

      •  Сбор информации (финансовой отчетности  и др.источников) 

      •  Встреча «Газпром нефти» с  менеджментом S&P. 

Информация о работе Кредитные рейтинговые агенства