Кредитные рейтинговые агенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Проведение анализа теоретических и практических основ функционирования рейтинговых агентств.

Задачи. Рассмотрение организационно-экономических условий деятельности рейтингового агентства, изучение сущности кредитных рейтингов, а также на примере работы агентства Standard&Poor’s - критериев и процедуры присвоения рейтинга ОАО «Газпром нефть».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования рейтинговых агентств

1.1. Организационно-экономические условия деятельности рейтингового агентства 4
1.2. Общая характеристика процесса установления кредитных рейтингов 8
1.3 Виды кредитных рейтингов 10
Глава 2. Анализ деятельности рейтингового агентства Standard&Poor’s

2.1 Условия оказания рейтинговых услуг S&P 12
2.2. Критерии присвоения корпоративных и суверенных рейтингов 14
2.3. Процедура и критерии присвоения рейтинга ОАО «Газпром Нефть» 22
Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Международные.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

|[pic|     КРА  присваивают рейтинги только  при наличии достаточной информации, на основе прозрачной методологии,  учитывающей количественные и|

|]   |качественные  параметры, финансовые риски и  бизнес-риски. В зависимости от  категорий эмитентов и типа  рейтинга методика присвоения      |

|    |рейтингов  различается. Так, в случае  компаний анализируются характеристики  бизнеса (рынок, позиция в конкуренции,  менеджмент и         |

|    |стратегия), финансовый профиль (финансовая  политика, прибыльность, структура  капитала, показатели денежных потоков,  финансовая         |

|    |гибкость); в случае региональных и местных  органов власти — экономическое  положение, предсказуемость развития  и устойчивость поддержки |

|    |системы  государственных и муниципальных  финансов, качество управления и  институциональный характер процедур, финансовая гибкость,      |

|    |исполнение  бюджета, ликвидность и управление  долгом, долговая нагрузка, условные  обязательства, в случае банков  — бизнес-факторы       |

|    |(позиция  на рынке, структура собственности,  стратегия и менеджмент), финансовые  факторы (качество активов, прибыльность, фондирование и|

|    |управление  ликвидностью, капитал). [5]                                                                                                 |

|    |При получении  запроса на присвоение рейтинга  формируется аналитическая группа, состоящая из аналитиков, обладающих  знаниями в          |

|    |соответствующих  отраслях. Назначается ведущий аналитик, который руководит процессом,  являясь главным контактным лицом  для эмитента.    |

|    |Перед  официальной встречей группа  анализирует информацию, предоставленную  эмитентом по запросу. Вся конфиденциальная  информация,       |

|    |переданная  КРА, хранится в условиях строгой  конфиденциальности.                                                                        |

|    |Группа  аналитиков проводит встречу  с руководством для обсуждения  основных факторов, влияющих на  рейтинг, включая производственные  и    |

|    |финансовые  планы и стратегию менеджмента.  По итогам обсуждения может  быть сформулирован дополнительный  информационный запрос.          |

|    |Затем  ведущий аналитик составляет  аналитический отчет, представляемый  рейтинговому комитету. Рейтинговый  комитет включает старших      |

|    |аналитиков. После обсуждения всех факторов, влияющих на рейтинг, принимается  решение о значении рейтинга. После принятия решения       |

|    |рейтинговым  комитетом главный аналитик сообщает  эмитенту о присвоенном ему  рейтинге, а также обоснование  этого решения. В случае       |

|    |положительного  решения эмитента КРА сообщает  о нем через собственную базу  данных, через международные и  местные информационные         |

|    |агентства  и СМИ. По каждому рейтингу  публикуются пресс-релиз, краткое  и полное обоснование рейтинга. Через некоторое время эмитент     |

|    |может  подать заявку об изменении  рейтинга, то есть о пересмотре.                                                                       |

|    |После  присвоения рейтинга аналитики  постоянно контролируют все факторы,  которые могут повлиять на  него, такие как изменения в  структуре|

|    |капитала, поглощение других компаний или  иные крупные экономические событии,  цикла наблюдения, то есть проводится  мониторинг рейтинга. | 

      1.3 Виды кредитных рейтингов 

      Виды  кредитных рейтингов приводятся  в соответствии с рейтинговой  шкалой. Международная рейтинговая  шкала служит основной для  относительной оценки кредитного  риска, которому подвергаются  эмитенты долговых обязательств  и сами долговые обязательства  во всем мире. Долгосрочные рейтинги  варьируются от наивысшей категории  — «ААА» до самой низкой  — «D». Рейтинги в интервале  от «АА» до «ССС» могут быть  дополнены знаком «плюс» (+) или  «минус» (-), обозначающим промежуточные  рейтинговые категории по отношению  к основным категориям. [6]Краткосрочный  рейтинг представляет собой оценку  вероятности своевременного погашения  обязательств, считающихся краткосрочными  на соответствующих рынках. Краткосрочные  рейтинги также имеют диапазон  — от «А-1» до «D».[7] Рейтинги  внутри категории А-1 могут содержать  знаю плюс для выделения более  надежных обязательств в данной  категории. 

      Если  же рейтинг ниже «ВВВ», то  его обычно относят к «спекулятивной»  категории, если выше – к  инвестиционной 

      Ранее  термин «инвестиционная категория»  относился к облигациям и другим  долговым ценным бумагам, являющимся, по мнению органов регулирования  банковской деятельности и участников  рынка, подходящими инвестиционными  инструментами для финансовых  организаций. В настоящее время  этот термин широко используется  также для обозначения рейтингов  эмитентов и долговых обязательств с относительно высокими кредитными характеристиками. Что касается термина «спекулятивный», то он, как правило, относится к ценным бумагам, эмитент которых на сегодняшний день способен выполнять свои финансовые обязательства, но сталкивается со значительной неопределенностью (связанной, например, с возможностью ухудшения деловой и финансовой конъюнктуры), способной негативно повлиять на уровень кредитного риска. 

      Национальная  шкала отличается от международной  приставкой «ru» перед аббревиатурой  рейтинга, например, ruAAA или ruB, и некоторыми  корректировками в методологии  присвоения рейтинга. 

      [pic] 

      Глава  2. Анализ деятельности рейтингового  агентства Standard&Poor’s 

      2.1 Условия оказания рейтинговых  услуг S&P 

      Standard&Poor’s  – крупнейшее рейтинговое агентство  в мире с офисами в 23 странах  и более чем 150-летней историей. Standard&Poor’s обеспечивает участников  финансового рынка справочно-аналитическими  материалами и электронными базами  данных, осуществляет анализ рисков, необходимый для присвоения кредитных  рейтингов, оценки состояния рынков  капитала и валют, присвоения  рейтингов фондам, расчета фундаментальных  показателей и определения качества  корпоративного управления. В 2009 году S&P было опубликовано более  870 тысяч кредитных рейтингов.[8] 

      Компания Standard&Poor’s — мировой лидер  в сфере предоставления независимой  финансовой информации и услуг  по оценке рисков. Кредитный рейтинг  выражает мнение Standard&Poor's относительно  способности и готовности эмитента  своевременно и в полном объеме  выполнять свои финансовые обязательства. 

      Если  ваша компания относится к  одной из следующих отраслей, то можете смело обращаться  в Standard&Poor’s за корпоративным  рейтингом: 

авиационно-космическая, оборонная, автомобильная, тяжелая, химическая, упаковочная, бумажная промышленность, строительные материалы, коммерческие услуги, потребительские товары, энергетика, здравоохранение, жилищное строительство, ресторанный бизнес, игорный бизнес, информационные технологии, СМИ, металлургия и добыча полезных ископаемых, ритейл, телекоммуникации, транспортировки.[9] Кроме того, S&P проводит рейтинг следующих финансовых институтов: банков, брокеров, дилеров, финансовых корпораций, девелоперов, страховых компаний. 

      Кредитные  рейтинги могут быть присвоены  также корпоративным облигациям, региональным, муниципальным облигациям. 

      Суверенные  рейтинги национальных правительств, само собой разумеющееся, являются  неотъемлемым продуктом S&P.[10] 

      Кто  использует кредитные рейтинги S&P? 

      ИНВЕСТОРЫ 

       Рейтинги им помогают оценивать  кредитный риск и сравнивать  различных эмитентов и различные  долговые обязательства при принятии  инвестиционных решений и управлении  портфелями. Например, отдельные инвесторы  могут использовать кредитные  рейтинги при оценке целесообразности  покупки муниципальных или корпоративных  облигаций с учетом собственной  толерантности к риску. 

      Для  институциональных инвесторов, в  том числе для паевых, пенсионных  фондов, банков и страховых компаний, кредитные рейтинги зачастую  являются хорошим дополнением  к их собственному кредитному  анализу тех или иных долговых  инструментов. 

      ФИНАНСОВЫЕ  ПОСРЕДНИКИ 

      Направлением  потоков капитала от инвесторов  к эмитентам занимаются инвестиционные  банки. Они используют кредитные  рейтинги в качестве базы для  определения относительного уровня  кредитного риска по различным  долговым обязательствам, а также  для установления начальной цены  на структурируемый ими долговой  инструмент и определения уровня  процентной ставки, которую можно  по нему запросить. 

      ЭМИТЕНТЫ 

      Компании, финансовые институты, национальные  правительства, регионы, города  и муниципалитеты, для которых  кредитные рейтинги – это мнение  независимых специалистов об  их кредитоспособности, а также  о кредитном качестве их долговых  обязательств. 

      Кроме  того, эмитенты могут использовать  кредитные рейтинги для того, чтобы информировать участников  рынка о кредитном качестве  долговых обязательств, тем самым  увеличивая число потенциальных  инвесторов. Также кредитные рейтинги  помогают эмитентам определиться  с процентной ставкой, которую  можно предложить по новым  выпускам долговых обязательств. Как правило, чем выше кредитоспособность  эмитента, тем ниже предлагаемая  инвесторам процентная ставка. 

      КОМПАНИИ  И ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ 

      Компании  и финансовые институты, особенно  занимающиеся сделками, «чувствительными»  к кредитным рискам, могут использовать  кредитные рейтинги для оценки  контрагентского риска (риска  того, что другая сторона кредитного  соглашения не исполнит свои  обязательства). 

      Необходимость  в оценке такого риска может  возникнуть у компании при  решении вопроса о целесообразности  предоставления ссуды определенной  организации или при выборе  компании, которая могла бы стать  гарантом погашения данного долгового  обязательства в случае дефолта  эмитента. 

      Что  касается документации, которая  необходима для присвоения рейтинга  эмитенту, то следует отметить, что  в Standard&Poor’s приветствуется  информация, произведенная по международным  стандартам: отчетность по US GAAP, МСФО, и уже потом РСБУ и другие  российские стандарты. 

      2.2. Критерии присвоения корпоративных  и суверенных рейтингов 

      Чтобы  сформировать адекватное рейтинговое  мнение, изучаются самые разные  финансово-экономические характеристики  этого эмитента, способные повлиять  на своевременность выполнения  долговых обязательств, важнейшие  показатели эффективности, экономические,  регулятивные и геополитические  факторы, особенности менеджмента  и корпоративного управления, а  также конкурентоспособность компании. 

      Для  оценки кредитного качества конкретных  долговых обязательств (например, корпоративных  облигаций) обычно используют  информацию, полученную от эмитента  и из других источников. При  определении рейтингов корпоративных  облигаций рейтинговые агентства,  как правило, сначала оценивают  кредитоспособность эмитента и  только потом – кредитное качество  данного долгового обязательства. 

      Подробнее  процедуру и критерии рейтинга  конкретной корпорации я рассмотрю  в пункте 2.3. 

      Что  касается критериев присвоения  суверенных рейтингов, то в  рамках анализа S&P существует 9 категорий: по каждому критерию  выставляются баллы от 1 до 6, причем 1- самый высокий балл, 6 – самый  низкий. Точной формулы выставления  баллов не существует. Аналитические  переменные тесно связаны между  собой, а веса не являются  фиксированными ни по группе  национальных правительств, ни по  временным интервалам. В большинстве  случаев оценка той или иной  категории зависит от других  категорий и тенденций, а также  от абсолютных значений многих  показателей. В частности, рост  реального ВВП на уровне 4% будет  оцениваться как высокий для  Германии, но как довольно низкий  для Китая, учитывая разный  уровень развития этих стран. 

Информация о работе Кредитные рейтинговые агенства