Федеральное агентство
по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО Российский
экономический университет имени
Г.В. Плеханова
Кафедра
Финансов и цен
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
Финансы, денежное обращение
и кредит
на тему
Кредитные рейтинговые
агентства
Исполнитель
Студентка ФФ гр.2212
Лапшина Маргарита
Сергеевна
Руководитель
Иволгина Наталья
Владимировна
Москва 2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические
основы функционирования рейтинговых
агентств
1.1. Организационно-экономические
условия деятельности рейтингового
агентства 4
1.2. Общая характеристика
процесса установления кредитных
рейтингов 8
1.3 Виды кредитных
рейтингов 10
Глава 2. Анализ деятельности
рейтингового агентства Standard&Poor’s
2.1 Условия оказания
рейтинговых услуг S&P 12
2.2. Критерии присвоения
корпоративных и суверенных рейтингов 14
2.3. Процедура и
критерии присвоения рейтинга
ОАО «Газпром Нефть» 22
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой
литературы
Введение
В
современном мире практически
ни одно предприятие и правительство
не может функционировать, опираясь
исключительно на собственные
ресурсы. Для оценки платежеспособности
должников существуют уникальные
институты - рейтинговые агентства.
Таким образом, рейтинговое агентство
— это коммерческая организация, занимающаяся
оценкой платёжеспособности эмитентов, долговых
обязательств, качества корпоративного
управления, качества управления активами
и т. п. Наиболее известный продукт рейтинговых
агентств — это оценка платёжеспособности — кредитный
рейтинг. Он отражает риск невыплаты по
долговому обязательству. При этом более
высокий рейтинг соответствует меньшему
риску невыплаты.
Актуальность
работы. Деятельность рейтинговых
агентств сегодня имеет чрезвычайную
важность в связи с участившимися
экономическими кризисами в последние
десятилетия, поэтому знать основы
работы рейтинговых агентств
необходимо, как самим инвесторам,
так и эмитентам. Достаточно
открыть новости в интернете
или включить телевизор: рейтинговые
агентства каждый день прогнозируют
высокие рейтинги одним эмитентам,
низкие – другим, на фоне чего
нередко разгораются паники на
биржах и в национальных правительствах.
Цель.
Проведение анализа теоретических
и практических основ функционирования
рейтинговых агентств.
Задачи.
Рассмотрение организационно-экономических
условий деятельности рейтингового
агентства, изучение сущности
кредитных рейтингов, а также
на примере работы агентства
Standard&Poor’s - критериев и процедуры
присвоения рейтинга ОАО «Газпром
нефть».
Объект.
Инфраструктура финансового рынка
Предмет.
Кредитные рейтинговые агентства.
Глава
1. Теоретические основы функционирования
рейтинговых агентств
1.1.
Организационно-экономические условия
деятельности рейтингового агентства
Кредитные
рейтинговые агентства (КРА, или
рейтеры) занимают уникальное
место в мировой финансовой
и правовой инфраструктуре. Предоставляя
широкой публике информацию о
надежности ценных бумаг, компаний
и правительств, они играют роль
ключевых посредников между заемщиками
и кредиторами на мировых финансовых
рынках. Интересно то, что, действуя
на протяжении более ста лет,
рейтеры не подчинялись никакому
специальному регулированию: международное
и национальное законодательство,
регулирующее рейтинговый бизнес,
просто отсутствовало.
Однако
череда финансовых кризисов 60 - 70-х
годов XX в. внесла коррективы
и в этот сектор: в 1975 г. в
США, на родине кредитных рейтинговых
агентств, Комиссия по ценным
бумагам и биржам (SEC) во исполнение
Закона о ценных бумагах и
биржах 1934 г. приняла Правило 15c3-1,
позже в США был принят еще
ряд правил и законодательных
актов, касающихся деятельности
КРА.
Что
касается Европы, то, не считая
принятого в 2004 г. Кодекса IOSCO
(IOSCO не считается органом Евросоюза),
здесь отсутствовало собственное
правовое регулирование деятельности
рейтеров вплоть до 2009 г.
Кодекс
поведения для кредитно-рейтинговых
агентств (Code of Conduct Fundamentals for Credit Rating Agencies)
был разработан Международной
Организацией Комиссий по ценным
бумагам («Кодекс IOSCO») в качестве
рамочного кодекса поведения.[1] На
роль и место рейтинговых агентств
в финансовой системе европейцы
обратили внимание лишь в 2003
г. после крупных корпоративных
скандалов, когда КРА были обвинены
в неспособности предвидеть банкротство
нескольких крупнейших компаний
в США и Европе (Enron, WorldCom, Parmalat).
Таким
образом, организационно-экономические
основы деятельности КРА я
бы хотела рассмотреть на примере
европейского законодательства, в
частности, Правил ЕС N 1060/2009 Европейского
парламента и Совета министров
от 16 сентября 2009 г. о кредитных
рейтинговых агентствах.[2]
Раздел
1 Правил определяет основные
понятия и термины рейтингового
бизнеса.
В
Разделе 2 (Выпуск кредитных рейтингов)
говорится о том, что КРА
обязаны предпринять все необходимые
меры, с тем чтобы отделить
процесс присвоения рейтингов
от процесса управления бизнесом.
КРА
обязаны иметь в своей структуре
административное или надзорное
подразделение, ответственное за
недопущение деятельности по
присвоению рейтингов с иной
политической или экономической
деятельностью с присущими им
ограничениями или соображениями;
а также за то, чтобы конфликт
интересов был точно идентифицирован,
находился под контролем и
раскрыт публично.
КРА
должны раскрыть конфликт интересов
полным, своевременным, ясным, четким,
конкретным образом, фиксировать
все угрозы независимости КРА
или его работников и одновременно
принимать меры по устранению
этих угроз.
КРА
не имеют права консультировать
организации, которым они присваивают
рейтинги, или связанные с ними
компании, хотя они могут заниматься
вспомогательными видами деятельности
типа прогнозирования рынка или
анализа цен.
Что
касается аналитиков, работников
и иных лиц, участвующих в
выпуске кредитных рейтингов
(ст. 7), то КРА должны вести адекватный
учет данных об этих лицах.
Эти лица не могут быть привлечены
к присвоению рейтингов организациям,
в которых они владеют финансовыми
инструментами, эмитированными этими
организациями или связанными
с ней организациями, и не
вправе требовать или получать
деньги, подарки или иные привилегии
от лиц, с которыми КРА ведет
дела.
КРА
должны следить, чтобы ведущие
аналитики агентства не были
задействованы в рейтинговании
одних и тех же компаний
или связанных с ними лиц
более 4 лет, простые аналитики
– не более 5 лет, иные лица,
задействованные в процессе рейтингования,
- 7 лет.
Кроме
того, в КРА должен быть предусмотрен
механизм ротации между аналитиками
и иными лицами, задействованными
в процессе рейтингования, на
индивидуальной основе.
В
отношении методик, моделей и
ключевых допущений (ст. 8) КРА
должны раскрывать подобную информацию,
которую они используют в процессе
рейтингования, чтобы участники
рынка могли оценить верность
этих методик, убедиться в правильности
рейтинга, присвоенного агентством,
и поддерживать рыночную дисциплину.
Методы и рейтинги должны актуализироваться
и пересматриваться. Если КРА
меняет свою методику, оно должно
сразу сообщить, какие рейтинги
будут затронуты, и быстро произвести
ререйтинг, сохранив актуальность
рейтингов и их чуткость к
изменениям финансовых условий.
По
поводу аутсорсинга (ст. 9) сказано,
что любой аутсорсинг основных
функций КРА должен быть произведен
так, чтобы не нанести материального
ущерба качеству внутреннего
контроля КРА и возможности
компетентных властей надзирать
за исполнением КРА своих функций.
Раскрытие
и представление рейтингов, общее
и периодическое раскрытие информации
(ст. ст. 10 - 13) для КРА является
обязательным.
КРА
обязаны периодически раскрывать:
каждые 6 месяцев - информацию о
дефолтах (дефолтных рейтингах) с
разбивкой по регионам мира, где
произошли дефолты; ежегодно - список
20 крупнейших клиентов с указанием
доходов, полученных от них.[3]
КРА
обязаны полностью раскрывать
информацию о рейтингах, кроме
тех, которые распространяются
по подписке.
Особые
требования о раскрытии информации
распространяются на представленные
добровольно (незатребованные) кредитные
рейтинги.
В
целях восстановления общественного
доверия к рейтинговому бизнесу
КРА обязаны публиковать ежегодный
отчет о прозрачности и вести
и хранить учетные данные о
своей деятельности.
Вопросы
регистрации рассматриваются в
Разделе 3 (ст. 14-20): требование регистрации,
регистрационные формы, рассмотрение
компетентными органами представленных
документов, рассмотрение документов
группы рейтинговых агентств, уведомление
о принятом решении, отказе в регистрации
и отзыве регистрации.
Особый
интерес вызывает ст.20 - Отзыв
регистрации. Компетентные органы
соответствующей страны могут
отозвать регистрацию в случаях:
• отказа
КРА от регистрации или невыпуска
рейтингов в течение 6 мес.;
• регистрация
осуществлена по подложным документам
или с помощью иных незаконных
средств;
• КРА не
соответствует регистрационным
требованиям;
• КРА серьезно
или регулярно нарушает требования
Правил.
Регистрация
предоставляется только для организаций,
созданных в ЕС. Таким образом,
КРА, расположенные вне ЕС, должны
будут создавать дочерние компании
в ЕС.
Что
касается правового регулирования
рейтинговых агентств в России,
то оно практически отсутствует.
России необходимо формировать
независимую, эффективную и надежную
национальную систему рейтингования
отечественных эмитентов и заемщиков.
Для этого наша страна должна
решить такие задачи, как снижение
зависимости отечественной экономики
от международных рейтинговых
агентств; повышение роли российских
рейтинговых агентств и обеспечение
признания их органами регулирования;
формирование широкой выборки
российских эмитентов и заемщиков,
имеющих рейтинг; минимизиция
конфликта интересов у российских
рейтинговых агентств.
Сейчас
в этой области в России
существует ряд проблем. Прежде
всего отсутствуют юридическое
определение кредитного рейтинга,
механизм признания национальных
рейтинговых агентств, а также
нормы регулирования их деятельности.
Важно сформировать полноценную
законодательную основу функционирования
рейтинговых агентств в России.
По всей видимости, их регулятором
выступит Минфин, а главным «государственным»
пользователем их продуктов —
Банк России. Минфин должен проводить
государственную аккредитацию национальных
агентств. Пока же в отсутствие
официальной легализации заботу
о признании национальных агентств
взяла на себя СРО «Национальная
фондовая ассоциация». Она разработала
для них Кодекс профессиональной этики,
Регламент признания и аккредитации, Положение
о Комитете Ассоциации по аккредитации
рейтинговых агентств.[4]
1.2.
Общая характеристика процесса
установления кредитных рейтингов