Кредитные рейтинговые агенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Проведение анализа теоретических и практических основ функционирования рейтинговых агентств.

Задачи. Рассмотрение организационно-экономических условий деятельности рейтингового агентства, изучение сущности кредитных рейтингов, а также на примере работы агентства Standard&Poor’s - критериев и процедуры присвоения рейтинга ОАО «Газпром нефть».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования рейтинговых агентств

1.1. Организационно-экономические условия деятельности рейтингового агентства 4
1.2. Общая характеристика процесса установления кредитных рейтингов 8
1.3 Виды кредитных рейтингов 10
Глава 2. Анализ деятельности рейтингового агентства Standard&Poor’s

2.1 Условия оказания рейтинговых услуг S&P 12
2.2. Критерии присвоения корпоративных и суверенных рейтингов 14
2.3. Процедура и критерии присвоения рейтинга ОАО «Газпром Нефть» 22
Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Международные.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации 

ГОУ ВПО Российский экономический университет имени  Г.В. Плеханова 

      Кафедра  Финансов и цен 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине

Финансы, денежное обращение  и кредит 

на тему

Кредитные рейтинговые  агентства 

Исполнитель

Студентка ФФ гр.2212

Лапшина Маргарита  Сергеевна 

Руководитель

Иволгина Наталья  Владимировна 

Москва 2011 

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы функционирования рейтинговых  агентств 

1.1. Организационно-экономические  условия деятельности рейтингового  агентства 4

1.2. Общая характеристика  процесса установления кредитных  рейтингов 8

1.3 Виды кредитных  рейтингов 10

Глава 2. Анализ деятельности рейтингового агентства Standard&Poor’s 

2.1 Условия оказания  рейтинговых услуг S&P 12

2.2. Критерии присвоения  корпоративных и суверенных рейтингов 14

2.3. Процедура и  критерии присвоения рейтинга  ОАО «Газпром Нефть» 22

Заключение……………………………………………………………………….31 

Список используемой литературы 

Введение 

      В  современном мире практически  ни одно предприятие и правительство  не может функционировать, опираясь  исключительно на собственные  ресурсы. Для оценки платежеспособности  должников существуют уникальные  институты - рейтинговые агентства.  Таким образом, рейтинговое агентство   — это коммерческая организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности эмитентов, долговых обязательств, качества корпоративного управления, качества управления активами и т. п. Наиболее известный продукт рейтинговых агентств — это оценка платёжеспособности — кредитный рейтинг. Он отражает риск невыплаты по долговому обязательству. При этом более высокий рейтинг соответствует меньшему риску невыплаты. 

      Актуальность  работы. Деятельность рейтинговых  агентств сегодня имеет чрезвычайную  важность в связи с участившимися  экономическими кризисами в последние  десятилетия, поэтому знать основы  работы рейтинговых агентств  необходимо, как самим инвесторам, так и эмитентам. Достаточно  открыть новости в интернете  или включить телевизор:  рейтинговые  агентства каждый день прогнозируют  высокие рейтинги одним эмитентам,  низкие – другим, на фоне чего  нередко разгораются паники на  биржах и в национальных правительствах. 

      Цель. Проведение анализа теоретических  и практических основ функционирования  рейтинговых агентств. 

      Задачи. Рассмотрение организационно-экономических  условий деятельности рейтингового  агентства, изучение сущности  кредитных рейтингов, а также  на примере работы агентства  Standard&Poor’s - критериев и процедуры  присвоения рейтинга ОАО «Газпром  нефть». 

      Объект. Инфраструктура финансового рынка 

      Предмет.  Кредитные рейтинговые агентства. 

      Глава  1. Теоретические основы функционирования  рейтинговых агентств 

      1.1. Организационно-экономические условия  деятельности рейтингового агентства 

      Кредитные  рейтинговые агентства (КРА, или  рейтеры) занимают уникальное  место в мировой финансовой  и правовой инфраструктуре. Предоставляя  широкой публике информацию о  надежности ценных бумаг, компаний  и правительств, они играют роль  ключевых посредников между заемщиками  и кредиторами на мировых финансовых  рынках. Интересно то, что, действуя  на протяжении более ста лет,  рейтеры не подчинялись никакому  специальному регулированию: международное  и национальное законодательство, регулирующее рейтинговый бизнес, просто отсутствовало. 

      Однако  череда финансовых кризисов 60 - 70-х  годов XX в. внесла коррективы  и в этот сектор: в 1975 г. в  США, на родине кредитных рейтинговых  агентств, Комиссия по ценным  бумагам и биржам (SEC) во исполнение  Закона о ценных бумагах и  биржах 1934 г. приняла Правило 15c3-1, позже в США был принят еще  ряд правил и законодательных  актов, касающихся деятельности  КРА. 

      Что  касается Европы, то, не считая  принятого в 2004 г. Кодекса IOSCO (IOSCO не считается органом Евросоюза), здесь отсутствовало собственное  правовое регулирование деятельности  рейтеров вплоть до 2009 г. 

      Кодекс  поведения для кредитно-рейтинговых  агентств (Code of Conduct Fundamentals for Credit Rating Agencies) был разработан Международной  Организацией Комиссий по ценным  бумагам («Кодекс IOSCO») в качестве  рамочного кодекса поведения.[1] На  роль и место рейтинговых агентств  в финансовой системе европейцы  обратили внимание лишь в 2003 г. после крупных корпоративных  скандалов, когда КРА были обвинены  в неспособности предвидеть банкротство  нескольких крупнейших компаний  в США и Европе (Enron, WorldCom, Parmalat). 

      Таким  образом, организационно-экономические  основы деятельности КРА я  бы хотела рассмотреть на примере  европейского законодательства, в  частности, Правил ЕС N 1060/2009 Европейского  парламента и Совета министров  от 16 сентября 2009 г. о кредитных  рейтинговых агентствах.[2] 

      Раздел 1 Правил определяет основные  понятия и термины рейтингового  бизнеса. 

      В  Разделе 2 (Выпуск кредитных рейтингов)  говорится о том, что КРА  обязаны предпринять все необходимые  меры, с тем чтобы отделить  процесс присвоения рейтингов  от процесса управления бизнесом. 

      КРА  обязаны иметь в своей структуре  административное или надзорное  подразделение, ответственное за  недопущение деятельности по  присвоению рейтингов с иной  политической или экономической  деятельностью с присущими им  ограничениями или соображениями;  а также за то, чтобы конфликт  интересов был точно идентифицирован,  находился под контролем и  раскрыт публично. 

      КРА  должны раскрыть конфликт интересов  полным, своевременным, ясным, четким, конкретным образом, фиксировать  все угрозы независимости КРА  или его работников и одновременно  принимать меры по устранению  этих угроз. 

      КРА  не имеют права консультировать  организации, которым они присваивают  рейтинги, или связанные с ними  компании, хотя они могут заниматься  вспомогательными видами деятельности  типа прогнозирования рынка или  анализа цен. 

      Что  касается аналитиков, работников  и иных лиц, участвующих в  выпуске кредитных рейтингов  (ст. 7), то КРА должны вести адекватный  учет данных об этих лицах.  Эти лица не могут быть привлечены  к присвоению рейтингов организациям, в которых они владеют финансовыми  инструментами, эмитированными этими  организациями или связанными  с ней организациями, и не  вправе требовать или получать  деньги, подарки или иные привилегии  от лиц, с которыми КРА ведет  дела. 

      КРА  должны следить, чтобы ведущие  аналитики агентства не были  задействованы в рейтинговании  одних и тех же компаний  или связанных с ними лиц  более 4 лет, простые аналитики  – не более 5 лет, иные лица, задействованные в процессе рейтингования, - 7 лет. 

      Кроме  того, в КРА должен быть предусмотрен  механизм ротации между аналитиками  и иными лицами, задействованными  в процессе рейтингования, на  индивидуальной основе. 

      В  отношении методик, моделей и  ключевых допущений (ст. 8) КРА  должны раскрывать подобную информацию, которую они используют в процессе  рейтингования, чтобы участники  рынка могли оценить верность  этих методик, убедиться в правильности  рейтинга, присвоенного агентством, и поддерживать рыночную дисциплину. Методы и рейтинги должны актуализироваться  и пересматриваться. Если КРА  меняет свою методику, оно должно  сразу сообщить, какие рейтинги  будут затронуты, и быстро произвести  ререйтинг, сохранив актуальность  рейтингов и их чуткость к  изменениям финансовых условий. 

      По  поводу аутсорсинга (ст. 9) сказано,  что любой аутсорсинг основных  функций КРА должен быть произведен  так, чтобы не нанести материального  ущерба качеству внутреннего  контроля КРА и возможности  компетентных властей надзирать  за исполнением КРА своих функций. 

      Раскрытие  и представление рейтингов, общее  и периодическое раскрытие информации (ст. ст. 10 - 13) для КРА является  обязательным. 

      КРА  обязаны периодически раскрывать: каждые 6 месяцев - информацию о  дефолтах (дефолтных рейтингах) с  разбивкой по регионам мира, где  произошли дефолты; ежегодно - список 20 крупнейших клиентов с указанием  доходов, полученных от них.[3] 

      КРА  обязаны полностью раскрывать  информацию о рейтингах, кроме  тех, которые распространяются  по подписке. 

      Особые  требования о раскрытии информации  распространяются на представленные  добровольно (незатребованные) кредитные  рейтинги. 

      В  целях восстановления общественного  доверия к рейтинговому бизнесу  КРА обязаны публиковать ежегодный  отчет о прозрачности и вести  и хранить учетные данные о  своей деятельности. 

      Вопросы  регистрации рассматриваются в  Разделе 3 (ст. 14-20): требование регистрации,  регистрационные формы, рассмотрение  компетентными органами представленных  документов, рассмотрение документов группы рейтинговых агентств, уведомление о принятом решении, отказе в регистрации и отзыве регистрации. 

      Особый  интерес вызывает ст.20 - Отзыв  регистрации. Компетентные органы  соответствующей страны могут  отозвать регистрацию в случаях: 

 •  отказа  КРА от регистрации или невыпуска  рейтингов в течение 6 мес.; 

 • регистрация  осуществлена по подложным документам  или с помощью иных незаконных  средств; 

 • КРА не  соответствует регистрационным  требованиям; 

 • КРА серьезно  или регулярно нарушает требования  Правил. 

      Регистрация  предоставляется только для организаций,  созданных в ЕС. Таким образом,  КРА, расположенные вне ЕС, должны  будут создавать дочерние компании  в ЕС. 

      Что  касается правового регулирования  рейтинговых агентств в России, то оно практически отсутствует.  России необходимо формировать  независимую, эффективную и надежную  национальную систему рейтингования  отечественных эмитентов и заемщиков.  Для этого наша страна должна  решить такие задачи, как снижение  зависимости отечественной экономики  от международных рейтинговых  агентств; повышение роли российских  рейтинговых агентств и обеспечение  признания их органами регулирования;  формирование широкой выборки  российских эмитентов и заемщиков,  имеющих рейтинг; минимизиция  конфликта интересов у российских  рейтинговых агентств. 

      Сейчас  в этой области в России  существует ряд проблем. Прежде  всего отсутствуют юридическое  определение кредитного рейтинга, механизм признания национальных  рейтинговых агентств, а также  нормы регулирования их деятельности. Важно сформировать полноценную  законодательную основу функционирования  рейтинговых агентств в России. По всей видимости, их регулятором  выступит Минфин, а главным «государственным»  пользователем их продуктов —  Банк России. Минфин должен проводить  государственную аккредитацию национальных  агентств. Пока же в отсутствие  официальной легализации заботу  о признании национальных агентств  взяла на себя СРО «Национальная  фондовая ассоциация». Она разработала для них Кодекс профессиональной этики, Регламент признания и аккредитации, Положение о Комитете Ассоциации по аккредитации рейтинговых агентств.[4] 

      1.2. Общая характеристика процесса  установления кредитных рейтингов 

Информация о работе Кредитные рейтинговые агенства