Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и научное обоснование методологических принципов формирования и реализации конкурентной стратегии банка на кредитном рынке.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические подходы к сущности конкурентной стратегии банка, выделить ее основные типы;
Научно обосновать механизм разработки банковской конкурентной стратегии;
Исследовать основные типы конкурентных стратегий;
На конкретных примерах обосновать значимость стратегии для банковского сектора.
Введение……………………………………………………………...…3
Часть 1. Теоретические основы банковской конкуренции………..5
1.1 Понятие и основные виды конкурентной стратегии…………...5
1.2 Сущность банковской конкуренции…………………………….9
1.3 Операционные стратегии банка………………………………..14
Часть 2. Механизмы банковской конкуренции……………………17
Механизм формирования конкурентной стратегии банка………17
Современные особенности и закономерности банковской
конкуренции……………………………………………………...….22
Часть 3. Аналитический обзор банковской конкуренции
в Российской Федерации……………………………………………24
Заключение…………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………....38
Как уже было сказано, банк Интеза специализируется на предоставлении кредитов малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.
В настоящее
время кредиты указанным
По объему выданных кредитов в 2009 г. банк Интеза занимал пятое место, а по количеству - второе, уступив только банку ВТБ-24.
Рис.9. Рейтинг банков по объемам выданных кредитов малому бизнесу в 2009г10.
Важнейший источник
конкурентного преимущества - универсализация
кредитного процесса в отношении
заемщиков рассматриваемых
Одним из ключевых направлений деятельности банка является развитие розничного сегмента. В 2009 г. была полностью обновлена продуктовая линейка, выпущены на рынок кредитные карты с льготным периодом кредитования, подключена услуга "Консьерж", внедрены страховые программы; представлен инновационный для российского рынка продукт - депозит KMB UNO; внедрены программы комплексного обслуживания - KMB Premium и KMB Classic, в рамках которых постоянным клиентам были предложены удобные схемы управления счетами и сбережениями, легкий и быстрый доступ к кредитным средствам Банка.
В рамках реализации принятой стратегии банк также проводил активную политику по расширению своей региональной сети; так, к концу 2009 г. банк Интеза располагал 58 офисами по всей территории России, обеспечив таким образом возможность эффективного обслуживания региональных клиентов, относящихся к сферам малого и среднего бизнеса.
После учреждения в 1998 году, активы, капитал и прибыль банка устойчиво росли.
Рис.10. Динамика совокупных активов и капитала банка Интеза.
Значительные изменения внес финансовый кризис, негативно сказавшийся на деятельности целевой аудитории Интезы - малого и среднего бизнеса. Объем полученной прибыли в 2009 году принял отрицательное значение в 1 миллиард рублей.
Рис.11. Динамика полученной прибыли.
Тем не менее,
сегодня наблюдается
Опыт банка Интеза, являющегося на сегодняшний день одним из ведущих банков в сфере кредитования малого и среднего бизнеса, является своего рода "пионерным" в контексте фокусирования на обслуживании клиентов рассматриваемой категории.
Следующая конкурентная
стратегия, рассмотренная нами выше
- дифференциация. Данная стратегия
предполагает придание кредитным продуктам
тех или иных отличительных свойств,
имеющих повышенную ценность для
действующих и потенциальных
заемщиков. Вышеупомянутые свойства могут
быть связаны как с
Для примера возьмем банк "Русский стандарт", основанный в 1991 году с ничтожной долей капитала (2 294 млн. рублей). Сегодня ЗАО "Банк Русский Стандарт" - ведущий частный Банк на рынке кредитования населения. Он предлагает кредитные программы более чем в 1200 населенных пунктах страны; его клиентами являются более 23 млн. клиентов - частных лиц.
В рамках стратегии
дифференцирования Русский
Устойчивое
расширение роли потребительского кредитования
обусловлено увеличением
Банк "Русский
стандарт" в прямом смысле пошел
навстречу своему клиенту. Желая
заниматься потребительским экспресс-
Кроме того, банк сумел до минимума сократить сроки рассмотрения кредита и упростить процедуру выдачи ссуды. Это было достигнуто за счет использования уже описанной технологии "скоринга". Последняя была разработана и опробована зарубежными банками для своих стран, но адаптация ее к российским реалиям - бесспорная заслуга "Русского Стандарта".
В отличие от бюрократизированного "Сбербанка", "Русский Стандарт" изначально старался не превращать своего заемщика в просителя. Тем самым был реализован принцип индивидуального подхода. Клиент видел, что банк его ценит вне зависимости от суммы предстоящей сделки, что о его времени и удобстве позаботились и что в таком банке чувствуешь себя гораздо комфортнее.
И, наконец,
банк осуществил продуманную рекламную
кампанию. Самое главное, чего удалось
добиться с помощью рекламы, - это
снятие у клиентов боязни сложности
и недоступности получения
Результаты столь грамотной, рыночно ориентированной политики банка налицо. Образованный лишь в 1999 г. банк "Русский Стандарт" смог не только успешно конкурировать с крупнейшей в России монополией - "Сбербанком России", но и сам завоевал монопольную (в определенные моменты до 70%) долю в нескольких сегментах потребительского кредитования. Со старта программы экспресс-кредитования банка "Русский Стандарт" (т.е. от вхождения в данный бизнес) до начала 2006 г. клиентами банка стали уже свыше 13,5 млн чел., а сумма кредитов частным лицам превысила 5 млрд дол. В 2005 г. "Русским Стандартом" выпущено 6,5 млн кредитных пластиковых карт. И это при том, что предлагаемые "Русским Стандартом" процентные ставки с самого начала были самыми высокими на рынке!
Прорвавшись
на рынок, обладающий исключительно
высоким нереализованным
Рис.12. Динамика совокупных активов банка "Русский стандарт".
Прибыль банка за 3 квартал 2010 года составила 2 907 180 000 рублей.
Приведенные примеры демонстрируют успешный опыт реализации классических конкурентных стратегий. Не обладая значительным капиталом, богатой клиентской базы и "говорящим" брендом, данные компании смогли добиться значительных результатов, найти свою рыночную нишу. Естественно, добившись таких результатов, банки продолжили конкурентную борьбу. На рынки интернет-банкинга сегодня очень высокая конкуренция: почти каждый банк предоставляет свои услуги через Интернет; банк Интеза расширяет свою деятельность, увеличивая свое присутствие в регионах; опыт Русского стандарта с системой "скоринга" переняли почти все банки, занимающиеся потребительским кредитованием.
Конкуренция заставляет каждую компанию ввязываться в борьбу за ограниченный спрос. И именно конкурентные стратегии могут подсказать, в каком направлении следует двигаться компании.
Выработка конкурентной стратегии сегодня не менее важна, чем формулировка миссии организации. На основании принятой стратегии строится вся дальнейшая деятельность банка от разработки нового кредитного продукта до выбора корпоративного стиля помещения. Теоретически, выделяют три вида стратегий: корпоративная стратегия, конкурентная (деловая) и функциональная стратегии. В чистом виде ни одна из этих стратегий не встречается, как и не встречается идеальных внешних и внутренних условий на рынке по классическим законам экономики.
Однажды получив преимущество перед конкурентами, организация продолжает свою конкурентную борьбу. Конкуренция заставляет участников конкурентной борьбы постоянно искать новые ниши, новые потребности, новый спрос. И именно конкурентные стратегии могут подсказать, в каком направлении следует двигаться компании.
За прошедшие годы банковская система в Российской Федерации пережила бурное развитие. Число коммерческих банков на сегодня немного не дотягивает до 1100. Однако различия между банковским сектором в нашей стране и за рубежом пока еще существенны. Ряд операций, активно проводимых банками в развитых странах, в России либо неразвиты, либо вообще невозможны.
В результате, на ограниченном рынке стандартных банковских услуг приходится ютиться большому количеству игроков, что ведет к деградации прибыльности для большинства участников. Кроме того, как было сказано выше, всего шесть контролируемых государством банков занимают значительную долю рынка - 55%. Остальная же масса коммерческих банков вынуждена конкурировать на оставшихся 45%.
Несмотря на дифференцированный характер конкурентных возможностей различных категорий банков, на сегодняшний день каждая из групп участников кредитного рынка обладает спектром устойчивых конкурентных преимуществ и имеет внутренние резервы для повышения конкурентоспособности в данной сфере.
В данной работе были выполнены следующие задачи:
В качестве
перспективных направлений
Нормативно-правовые акты:
Учебные пособия, книги, монографии:
Информация о работе Конкуренция в банковском деле: понятие и механизмы