Конкуренция в банковском деле: понятие и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и научное обоснование методологических принципов формирования и реализации конкурентной стратегии банка на кредитном рынке.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические подходы к сущности конкурентной стратегии банка, выделить ее основные типы;
Научно обосновать механизм разработки банковской конкурентной стратегии;
Исследовать основные типы конкурентных стратегий;
На конкретных примерах обосновать значимость стратегии для банковского сектора.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...…3
Часть 1. Теоретические основы банковской конкуренции………..5
1.1 Понятие и основные виды конкурентной стратегии…………...5
1.2 Сущность банковской конкуренции…………………………….9
1.3 Операционные стратегии банка………………………………..14
Часть 2. Механизмы банковской конкуренции……………………17
Механизм формирования конкурентной стратегии банка………17
Современные особенности и закономерности банковской
конкуренции……………………………………………………...….22
Часть 3. Аналитический обзор банковской конкуренции
в Российской Федерации……………………………………………24
Заключение…………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 1.59 Мб (Скачать)

Внутренние  факторы, влияющие на конкурентную позицию  банка, условно могут быть разделены  на две группы: финансовые и нефинансовые. К финансовым факторам относятся  следующие показатели:

  • Объем и структура кредитного портфеля;
  • Доходность кредитных операций;
  • Доля просроченных ссуд;
  • Доля банка на кредитном рынке;
  • Достаточность капитала;
  • Ликвидность банка.

Данные показатели влияют на устойчивость банка, объем  совершаемых операций, но они не доступны и не понятны клиентам. Хотя позиционирование - это место  банка в голове покупателя его  услуг.

В отличие  от первого, нефинансовые факторы оцениваются  именно потребителями банковских услуг. Сюда относятся такие факторы, как:

  • Время рассмотрения кредитной заявки;
  • Степень дифференциации кредитных продуктов;
  • Квалификация персонала;
  • Автоматизация кредитной работы;
  • Наличие адекватной методики оценки кредитных рисков;
  • Качественный состав основных клиентов банка;
  • Привлекательность условий кредитования;
  • Деловая репутация банка.

Внешние факторы  или возможности и угрозы рынка  также значительно влияют на стратегию, проводимую банком. На данной таблице  представлены основные показатели, влияющие на конкурентную позицию банка.

 

Рис. 2. Перечень основных факторов внешней среды кредитной организации.

 

 

 

Таким образом, сочетание внутренних и внешних  факторов определяет выбор стратегии  банка (см. приложение 1).

Определение конкурентной стратегии сегодня  не менее важно, чем формулировка миссии, подсчет доли рынка и иных показателей, составляемых организацией. На основании принятой стратегии  развития строится вся дальнейшая деятельность банка от разработки нового продукта до выбора корпоративного стиля помещения. Несмотря на большое количество различных  трактовок, и классификаций стратегий, большинство авторов сходится на выделении трех составляющих: корпоративная  стратегия, конкурентная (деловая) и  функциональная стратегии. Первая сродни миссии банка и поэтому не выбрана  в качества объекта исследования. Операционные (или функциональные) стратегии банка динамично развиваются  на современном рынке, поэтому их рассмотрение - это отдельная тема для научных исследований.

Данная работа сфокусирована именно на особенностях деловых стратегий банка для  раскрытия методологической сущности данного понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современные особенности и закономерности банковской конкуренции.

Как мы видим  банковская конкуренция обладает целым  рядом специфических черт, отличающих её от конкуренции в промышленности или в других отраслях национальной экономики и заслуживающих отдельного обобщения. К выявленным особенностям относятся:

- конкуренция  в банковском секторе экономики  возникла позже, чем конкуренция  в промышленности, однако отличается  разновидностью форм и высокой  интенсивностью;

- в качестве  конкурентов коммерческих банков  выступают не только другие  банки, но и небанковские кредитно-финансовые  институты, а также некоторые  нефинансовые организации;

- конкурентное  пространство представлено многочисленными  банковскими рынками, на одних  из которых банки выступают  как продавцы, а на других - как  покупатели;

- внутриотраслевая  конкуренция носит преимущественно  видовой характер, что связано  с дифференциацией банковского  продукта;

- банковские  услуги могут взаимозаменять  друг друга, но не имеют конкурентоспособных  внешних (небанковских) заменителей,  в связи с чем межотраслевая  конкуренция осуществляется только  посредством перелива капитала;

- в банковском  деле отсутствует ряд входных  барьеров, характерных для многих  других отраслей (в частности,  патентная защита), что ведёт к  относительно большей интенсивности  конкуренции в этой сфере экономики; 

- ограничения  ценовой конкуренции выдвигают  на первый план проблемы управления  качеством банковского продукта  и рекламы;

- банковские  рынки являются рынками дифференцированной  олигополии, предоставляющими широкие  возможности для кооперации и  согласования рыночной политики кредитных институтов. В некоторых странах (например, в Германии) наряду с индивидуальной существует групповая банковская конкуренция.

В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе  можно назвать следующие:

  • универсализация банковской деятельности;
  • либерализация государственного регулирования банковской деятельности;
  • расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;
  • проникновение на банковский рынок небанков;
  • возрастание значения неценовой конкуренции;
  • глобализация банковской конкуренции;
  • усиление интенсивности банковской конкуренции - как результирующая всех названных закономерностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Аналитический обзор банковской конкуренции в Российской Федерации.

Крупнейшие  игроки на рынке банковских услуг - "Внешторгбанк", "Внешэкономбанк", "Россельхозбанк" и "Сбербанк России" частично или полностью принадлежат  государству. Особняком в рамках банковской системы страны стоят  также "Газпромбанк" и "Банк Москвы". В итоге, всего шесть контролируемых государством банков занимают значительную долю рынка - 55%. Самыми крупными являются "Сбербанк России" (138 место из 1000) и "Внешторгбанк" (185 место).

Однако нельзя забывать, что в целом данная отрасль  отличается катастрофической дифференциацией: 1000 банков, отсчитанных с конца  национального рейтинга, в совокупности располагают всего лишь 5% активов, 4% кредитного портфеля и 3% вкладов населения. Другими словами, подавляющее большинство  российских банков - это настоящие "карлики" без капитала и без кредитного портфеля9.

В итоге, на российском рынке банковских услуг  складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны - мощь крупных  банковских гигантов, поддерживаемых государством. С другой - множество  мелких банков, сидящих без капитала, но, несмотря на это, зарабатывающих прибыль  и постепенно расширяющих свою сеть. Данная ситуация легко объяснима: правильно  выбранная стратегия может обеспечить прибыльность банковского бизнеса  на долгие годы.

Банковские  конкурентные стратегии, описанные  во второй главе данной работы, почти  никогда не встречаются в чистом виде на рынке. Однако, проанализировав  структуру капитала, проводимую политику, клиентскую базу банка, становится понятно, к какой стратегии в большей  степени тяготеет организация. В  данной главе будут рассмотрены  конкретные примеры банков, придерживающихся той или иной стратегии. Таким образом, будет доказано, что банковские конкурентные стратегии - это не теоретическое понятие, а реальный банковский инструмент. Кроме того, на основании данных о структуре капитала, ликвидности активов, географического охвата бизнеса будет показана успешность банков, использующих разные конкурентные стратегии.

Для рассмотрения не были взяты организации, занимающие лидирующие позиции в банковских рейтингах. Это обусловлено тем, что деятельность таких структур обусловлена не рыночной логикой, а, скорее, директивными предписаниями  и историческим прошлым. Цель данного  анализа показать, что самый обыкновенный банк, не располагающий значительным капиталом, при выборе конкурентной стратегии в соответствии со своими особенностями и внешними факторами, способен занять лидирующее положение  в своей нише, быть конкурентоспособным  по отношению к "топовым" банкам.

Порядок анализа  банков соответствует очередности  изложения стратегий выше: минимизация  издержек, дифференциация и фокусирование.

В рамках стратегии  минимизации издержек, будет рассмотрено  ОАО "АКБ "Авангард", учрежденное  в 1994 году Кириллом Миноваловым. На 01.02.20011 чистые активы банка составили 56 760 043 тыс. рублей, а прибыль - 11 461 тыс. рублей. Казалось бы, какие могут быть конкурентные преимущества у банка, занимающего 69 место по активам и 219 по прибыли  среди российских банков. Но, несмотря на это, банк Авангард стабильно занимает третье место в рейтинге самых  народных банков (см. Приложение), а  активы за 10 лет увеличились в 14 раз.

 

Рис. 7. Динамика активов  банка Авангард.

 

Банк Авангард использует стратегию минимизации  издержек. Это подтверждается, в  первую очередь, позиционированием  в качестве интернет-банка. Действительно, большинство услуг банк предоставляет  через Интернет, что существенным образом снижает затраты банка.

Проведем  сравнительный анализ операционных расходов банка Авангард и Сбербанка.

 

Показатели

Банк  Авангард

Сбербанк

Отношение заработанной платы сотрудников  к общей сумме операционных расходов (ОР).

 

45,89%

 

56,1%

Отношение затрат на рекламу и маркетинг  к ОР.

2,89%

9,54%

Отношение затрат на консультационные услуги сторонних  организаций к ОР.

 

0,48%

 

6,1%

Отношение затрат на информационных и телекоммуникационных услуг к ОР.

 

41,56%

 

32,53%


 

Данные таблицы  свидетельствуют о том, что операционные расходы банка Авангард существенно  ниже аналогичных статей в Сбербанке. Благодаря предоставлению значительной части услуг посредством интернета, Авангард уменьшает затраты на аренду помещения, на оплату труда работников, на рекламу (реклама в Интернете  значительно дешевле рекламы  на улице) и т.д.

Вход в  систему "Авангард Интернет-Банк" возможен с любого компьютера с доступом в Интернет. Для совершения операций достаточно бесплатно получить в  офисе Банка флеш-карту и карточку доступа.

Посредством Интернета, клиент может сделать  вклад (от 10 дней до года в рублях, долларах и евро), оплатить услуги на мобильную  связь, коммунальные услуги, за пользование  Интернетом и телевидением. Клиент может сделать перевод как  по России, так и за рубеж. Впервые  в России стали возможными операции отправления и получения денежных переводов Western Union именно в банке  Авангард. Пользователь интернет-банка  в любое время может получить всю интересующую его информацию о состоянии счета.

Опережая  рынок, Авангард вернулся к докризисному уровню ставок по наиболее технологичному кредитному продукту - онлайн-кредитованию, созданному также на базе программно-технического комплекса "Авангард Интернет-Банк".

Рост числа  пользователей системы удаленного обслуживания подтверждает как доверие  к ней со стороны клиентов, так  и высокую эффективность корпоративных  менеджеров Банка. На 31 августа 2010 года число пользователей системы "Авангард Интернет-Банк" выросло по сравнению  с 1 января на 20% до 160 тыс.

Другим конкурентным преимуществом банка, также влияющим на уровень издержек, является развитие сети офисов "Авангард-Экспресс". Данные офисы располагаются в  людных местах: около метро, остановок  общественного транспорта и предлагают ограниченный круг операций: вкладные операции, обслуживание банковских карт, денежные переводы, валютно-обменные операции. "Авангард-Экспресс" отличается высокой скоростью обслуживания и удобным местоположением. Естественно, затраты на содержание "Авангард-Экспресс" и аренду офиса в центре крупного города просто несовместимы. Если посмотреть на карту банка в Москве, то большую долю занимают именно офисы "Авангард-Экспресс".

 

Рис.8. Офисы банка Авангард в Москве.

 

Кроме того, Авангард начал одним из первых выпускать  банковские карты с возможностью проезда в метро - "Master Card Метро". Данная услуга объединяет два продукта: она является одновременно бесконтактным проездным билетом московского метрополитена и международной банковской картой.

Стратегия минимизации  издержек ярко выражена в деятельности ОАО "Банк Авангард". Стремление к  уменьшению затрат на оплату труда, аренду и обслуживание основных средств, информационные и консультационные услуги, рекламу дает свои плоды. Данная стратегия позволяет найти альтернативные способы извлечения прибыли при низких, по сравнению с конкурентами, издержках.

Стратегия фокусирования  на определенной группе клиентов, ярко проявляется в деятельности Банка  Интеза. Данный банк является предшественником Российского банка проектного финансирования, деятельность которого была направлена на оказание поддержки странам с  переходной экономикой в Центральной  и Восточной Европе, в том числе  СНГ. В 1998 году акционерами банка  было принято решение о создании в России банка, ориентированного на финансирование малого бизнеса. Под  руководством своих акционеров с  декабря 1998 года Банк приступил к  реализации новых проектов - предоставления кредитов микро-, малым и средним  предприятиям. В 1999 г. Банк получил новое наименование - Банк Кредитования Малого Бизнеса (КМБ БАНК). С января 2010 г. КМБ БАНК осуществляет свою деятельность с новым наименованием - ЗАО "Банк Интеза". Основными акционерами Интезы является итальянская группа "Интеза Холдинг Интернешнл СА" и Европейский Банк Реконструкции и Развития.

Информация о работе Конкуренция в банковском деле: понятие и механизмы