Конкуренция в банковском деле: понятие и механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и научное обоснование методологических принципов формирования и реализации конкурентной стратегии банка на кредитном рынке.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические подходы к сущности конкурентной стратегии банка, выделить ее основные типы;
Научно обосновать механизм разработки банковской конкурентной стратегии;
Исследовать основные типы конкурентных стратегий;
На конкретных примерах обосновать значимость стратегии для банковского сектора.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...…3
Часть 1. Теоретические основы банковской конкуренции………..5
1.1 Понятие и основные виды конкурентной стратегии…………...5
1.2 Сущность банковской конкуренции…………………………….9
1.3 Операционные стратегии банка………………………………..14
Часть 2. Механизмы банковской конкуренции……………………17
Механизм формирования конкурентной стратегии банка………17
Современные особенности и закономерности банковской
конкуренции……………………………………………………...….22
Часть 3. Аналитический обзор банковской конкуренции
в Российской Федерации……………………………………………24
Заключение…………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 1.59 Мб (Скачать)

Курсовая  работа

Тема:

« Конкуренция в банковском деле: понятие и механизмы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………...…3

Часть 1. Теоретические основы банковской конкуренции………..5

1.1 Понятие  и основные виды конкурентной  стратегии…………...5

1.2 Сущность банковской конкуренции…………………………….9

1.3 Операционные  стратегии банка………………………………..14

Часть 2. Механизмы  банковской конкуренции……………………17

 Механизм формирования конкурентной стратегии банка………17

 Современные особенности и закономерности банковской

 конкуренции……………………………………………………...….22

Часть 3. Аналитический обзор банковской конкуренции

 в Российской  Федерации……………………………………………24

Заключение…………………………………………………………….36

Список литературы…………………………………………………....38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В условиях формирования рыночных отношений в  России проблема развития конкуренции  на рынке банковских услуг и повышения  конкурентоспособности коммерческих банков приобретает первостепенное значение для организации эффективного банковского обслуживания населения, юридических лиц, государственных  и местных органов власти.

Для российской банковской системы характерны значительные структурные диспропорции, которые  выражаются в дифференцированном уровне капитализации кредитных организаций  различных эшелонов, спектре предоставляемых  ими услуг, а также уровне развития технологий кредитования. Следует особо  отметить, что деятельность значительной части данных банков характеризуется  низкой степенью прозрачности, что  существенно сдерживает процесс  формирования конкурентоспособного банковского  сектора в стране.

Кроме того макроэкономическая значимость рассматриваемой  проблематики может значительно  вырасти в ближайшее время  в случае вступления России в ВТО  и последующей либерализации  рынка банковских услуг. Основные конкурентные преимущества иностранных банков состоят  в наличии мощной ресурсной базы, что определяет их возможность осуществлять кредитование субъектов экономики  в крупных масштабах, при использовании  более привлекательных процентных ставок, чем у большинства российских банков, а также применять передовые  технологии кредитования. Круг российских банков, способных эффективно конкурировать  с зарубежными финансовыми институтами  в случае возможной либерализации  финансовых рынков, весьма узок и, по сути, ограничивается несколькими крупнейшими  участниками банковской системы.

На сегодняшний  день проблема повышения конкурентоспособности  участников российской банковской системы  актуальна не только для крупнейших ее игроков, но и для средних и  малых банков, устойчивое функционирование которых является важнейшей предпосылкой эффективного развития банковского  сектора и национальной экономики  в целом.

Ключевым  фактором обеспечения конкурентоспособности  российских коммерческих банков выступает  наличие эффективной конкурентной стратегии, в рамках которой банк осуществляет выбор общей концепции  конкуренции на кредитном рынке, а также форм и методов достижения и удержания конкурентных преимуществ  на целевых его сегментах.

Целью курсовой работы является исследование и научное обоснование методологических принципов формирования и реализации конкурентной стратегии банка на кредитном рынке.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать теоретические подходы к сущности конкурентной стратегии банка, выделить ее основные типы;
  • Научно обосновать механизм разработки банковской конкурентной стратегии;
  • Исследовать основные типы конкурентных стратегий;
  • На конкретных примерах обосновать значимость стратегии для банковского сектора.

Объектом  исследования выступает рынок банковского кредитования, а предметом исследования - конкурентные стратегии коммерческих банков.

 

 

Часть1. Теоретические основы банковской конкуренции.

1.1 Понятие и  основные виды конкурентной стратегии.

 

В настоящее  время без согласования, утверждения  и выполнения планов развития на долгосрочную перспективу, т.е. стратегий, не может  обойтись любой уважающий себя банк. Во многих банках уже давно существуют специальные подразделения, которые  непосредственно занимаются разработкой  стратегий, анализом прошлых результатов, полученных путем реализации стратегий. Таким образом, утвердившись и приняв определенную и более подходящую стратегию, банк дает знать о себе не только партнерам, клиентской базе, но и своим конкурентам.

Конкурентная  стратегия - это совокупность правил, которым должен следовать банк для  достижения и долгосрочного поддержания  конкурентоспособности. В настоящее  время конкурентная стратегия является составной частью системы целей  коммерческого банка. Традиционная система целей коммерческого  банка - прибыльность, ликвидность, минимизация  риска - в настоящее время пополнилась  еще одной целью - обеспечение  конкурентоспособности1.

В экономической  литературе существует множество подходов к определению понятия "стратегия" и выделению ее основных типов. Наиболее ранняя была сформулирована А.А. Томпсоном  и А. Дж. Стриклендом. Данные авторы выделяют несколько типов стратегий:

  • Корпоративная стратегия - стратегия для корпорации и сфер ее деятельности в целом, созданная для управления хозяйственным портфелем структурных подразделения корпорации;
  • Деловая стратегия - стратегия, разрабатываемая для каждого отдельного подразделения (определенной сферы деятельности) корпорации, связанная с усилением ее конкурентоспособности и сохранением конкурентных преимуществ;
  • Функциональная - стратегия для каждого ключевого функционального направления внутри определенной сферы деятельности (производственная стратегия, стратегия маркетинга, финансов);
  • Операционная - более узкая стратегия, составляемая для оперативных организационных единиц (торговых представительств, отделов внутри функциональных подразделений).

Согласно  их теории, поток данных о направлении  развития корпорации должен идти от высшего  уровня к хозяйственным подразделениям и от них - на функциональные и операционные уровни.

Противоположная трактовка понятия "стратегия" предложена Ричардом Кохом: "Конкуренция  ведется от бизнес-единиц, а корпоративный  центр чаще всего мешает этому  процессу и разрушает гораздо  больше стоимости, чем создает. Он выделял генеральную стратегию банка (миссия) - план генеральной программы действий и распределения приоритетных ресурсов для достижения глобальных целей; и стратегию развития банка - развитие банковского бизнеса на основе применения системного подхода к решению задачи при нестандартной ситуации на выбранном горизонте деятельности.

По А. Чандлеру, стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и  распределение ресурсов, необходимых  для достижения этих целей2.

Шведский  экономист Бенгт Корлофф определяют стратегию как обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации  и распределения ресурсов.

Генри Минцберг - известный канадский экономист, использует маркетинговую концепцию  пяти "П" для рассмотрения данного  понятия: план, прием, поведенческая модель, позиция по отношению к другим и перспектива.

В отечественной  литературе исторически стратегия  понималась как комплекс целевых  программ. Н.Е. Егорова, А.М. Смулов выделяют метастритегию, мезостратегию и  микростратегию3:

1. Метастратегия - развитие ключевых сфер банковской деятельности (кредитование, инвестирование, депозитная деятельность);

2. Мезостратегия - описывает процесс развития банка в одной из выбранных сфер деятельности;

3. Микростратегия - развитие отдельного аспекта банковской деятельности.

И.А. Никонова и Р.Н. Шамгунова определяют стратегическую пирамиду как "вертикальное сочетание  четырех функциональных стратегий: финансовой, маркетинговой, управления персоналом и информационно-технологической  стратегии".

Также стратегию  можно классифицировать по:

  1. Этапам жизненного цикла компании:
  • Стратегия развития - инновационная деятельность, реализация крупных проектов, обеспечивающих рост банка в перспективе;
  • Стратегия устойчивого состояния - постепенное совершенствование существующего бизнеса, предполагающее быструю отдачу;
  • Стратегия "сбора урожая" - постепенный уход с рынка.
  1. Темпам и масштабам преобразований:
  • Инновационная - освоение новых продуктов и способов ведения бизнеса;
  • Эволюционная - локальные изменения, в основном, повышение качества на уже освоенных сегментах.
  1. По "звеньям стоимостной цепочки":
  • Стратегия лидерства продукта - требует постоянной разработки новых товаров и услуг;
  • Стратегия доверительных отношений с клиентами - постоянное изучение спроса, адаптация под существующие потребности;
  • Стратегия операционного совершенствования - уделяется особое внимание таким показателям как затраты, качество, время.
  1. Способам достижения конкурентного преимущества:
  • Абсолютное лидерство в издержках - не меняем бизнес, используем существующие ресурсы;
  • Стратегия дифференциации - создание продукта или услуги, которые бы воспринимались в данной отрасли как уникальные: по престижу бренда, по технологии, функциональным возможностям, обслуживанию клиентов;
  • Стратегия фокусирования - отдельная группа покупателей, географического сегмента, определенных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и особенности банковской  конкуренции.

 

В данной работе мы будет говорить о стратегии  как о методологическом инструменте, позволяющем организации обеспечить конкурентное преимущество на целевых  рынках.

Естественно, конкуренция на рынке банковских услуг существенно отличается от конкуренции на иных финансовых рынках.

Во второй половине XX в. усилилась тенденция, в соответствии с которой банки  начинают играть принципиально новую  роль, превращаясь из скромных посредников  в могущественных контролеров и  регуляторов общественной жизни.

Пояснением  к изложенному тезису может послужить  справедливая мысль Ю.В. Шишкова  о том, что в современных развитых странах с рыночной экономикой "вся  частная финансово-кредитная сфера  тысячами путей сращивается с  быстро разрастающейся сферой государственных  финансов. В этой всеобщей финансовой интеграции, в этом круговороте денежного  капитала, в который вовлечены  все без исключения частные предприятия, кредитно-финансовые учреждения и государство, отчетливо вырисовывается властвующее  и руководящее ядро уже не в  виде дуумвирата: монополистического промышленного и банковского  капиталов, как было в начале века, а в качестве триумвирата: банковский капитал плюс. промышленный капитал  плюс капитал. государства4".

Таким образом, отличительной чертой конкуренции  в банковской сфере является ее неразрывная  взаимосвязь не только с экономикой, но и с политикой. При этом качество этой взаимосвязи определяется исходя из уровня соответствующего банковского  рынка. Иными словами, международная  банковская конкуренция напрямую затрагивает  вопросы международной политики, конкуренция между кредитными организациями внутри страны непосредственным образом влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику данного государства и т.д.

Во-вторых, конкуренция, осуществляемая на рынке банковских услуг, имеет более выраженный социальный характер, чем конкуренция на иных финансовых рынках. Особая социальная значимость конкуренции на рынке  банковских услуг, по сравнению с  иными финансовыми рынками, является следствием того, что банковская сфера  вовлекает в свою орбиту не только всех без исключения юридических  лиц, но и подавляющее большинство  социально активных граждан.

Кроме того, одна из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая его от иных сегментов финансового  рынка, проявляется в существовании  такой специфической формы банковской конкурентной борьбы, как участие  в финансово-промышленных группах (в  работе данная форма конкуренции  рассмотрена не будет).

Информация о работе Конкуренция в банковском деле: понятие и механизмы