Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и научное обоснование методологических принципов формирования и реализации конкурентной стратегии банка на кредитном рынке.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические подходы к сущности конкурентной стратегии банка, выделить ее основные типы;
Научно обосновать механизм разработки банковской конкурентной стратегии;
Исследовать основные типы конкурентных стратегий;
На конкретных примерах обосновать значимость стратегии для банковского сектора.
Введение……………………………………………………………...…3
Часть 1. Теоретические основы банковской конкуренции………..5
1.1 Понятие и основные виды конкурентной стратегии…………...5
1.2 Сущность банковской конкуренции…………………………….9
1.3 Операционные стратегии банка………………………………..14
Часть 2. Механизмы банковской конкуренции……………………17
Механизм формирования конкурентной стратегии банка………17
Современные особенности и закономерности банковской
конкуренции……………………………………………………...….22
Часть 3. Аналитический обзор банковской конкуренции
в Российской Федерации……………………………………………24
Заключение…………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………....38
Курсовая работа
Тема:
« Конкуренция в банковском деле: понятие и механизмы»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Часть 1. Теоретические основы банковской конкуренции………..5
1.1 Понятие и основные виды конкурентной стратегии…………...5
1.2 Сущность банковской конкуренции…………………………….9
1.3 Операционные
стратегии банка………………………………..
Часть 2. Механизмы банковской конкуренции……………………17
Механизм формирования конкурентной стратегии банка………17
Современные особенности и закономерности банковской
конкуренции………………………………………………
Часть 3. Аналитический обзор банковской конкуренции
в Российской Федерации……………………………………………24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В условиях
формирования рыночных отношений в
России проблема развития конкуренции
на рынке банковских услуг и повышения
конкурентоспособности
Для российской
банковской системы характерны значительные
структурные диспропорции, которые
выражаются в дифференцированном уровне
капитализации кредитных
Кроме того
макроэкономическая значимость рассматриваемой
проблематики может значительно
вырасти в ближайшее время
в случае вступления России в ВТО
и последующей либерализации
рынка банковских услуг. Основные конкурентные
преимущества иностранных банков состоят
в наличии мощной ресурсной базы,
что определяет их возможность осуществлять
кредитование субъектов экономики
в крупных масштабах, при использовании
более привлекательных
На сегодняшний
день проблема повышения
Ключевым
фактором обеспечения
Целью курсовой работы является исследование и научное обоснование методологических принципов формирования и реализации конкурентной стратегии банка на кредитном рынке.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Объектом исследования выступает рынок банковского кредитования, а предметом исследования - конкурентные стратегии коммерческих банков.
В настоящее время без согласования, утверждения и выполнения планов развития на долгосрочную перспективу, т.е. стратегий, не может обойтись любой уважающий себя банк. Во многих банках уже давно существуют специальные подразделения, которые непосредственно занимаются разработкой стратегий, анализом прошлых результатов, полученных путем реализации стратегий. Таким образом, утвердившись и приняв определенную и более подходящую стратегию, банк дает знать о себе не только партнерам, клиентской базе, но и своим конкурентам.
Конкурентная стратегия - это совокупность правил, которым должен следовать банк для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности. В настоящее время конкурентная стратегия является составной частью системы целей коммерческого банка. Традиционная система целей коммерческого банка - прибыльность, ликвидность, минимизация риска - в настоящее время пополнилась еще одной целью - обеспечение конкурентоспособности1.
В экономической литературе существует множество подходов к определению понятия "стратегия" и выделению ее основных типов. Наиболее ранняя была сформулирована А.А. Томпсоном и А. Дж. Стриклендом. Данные авторы выделяют несколько типов стратегий:
Согласно их теории, поток данных о направлении развития корпорации должен идти от высшего уровня к хозяйственным подразделениям и от них - на функциональные и операционные уровни.
Противоположная трактовка понятия "стратегия" предложена Ричардом Кохом: "Конкуренция ведется от бизнес-единиц, а корпоративный центр чаще всего мешает этому процессу и разрушает гораздо больше стоимости, чем создает. Он выделял генеральную стратегию банка (миссия) - план генеральной программы действий и распределения приоритетных ресурсов для достижения глобальных целей; и стратегию развития банка - развитие банковского бизнеса на основе применения системного подхода к решению задачи при нестандартной ситуации на выбранном горизонте деятельности.
По А. Чандлеру, стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей2.
Шведский
экономист Бенгт Корлофф
Генри Минцберг - известный канадский экономист, использует маркетинговую концепцию пяти "П" для рассмотрения данного понятия: план, прием, поведенческая модель, позиция по отношению к другим и перспектива.
В отечественной литературе исторически стратегия понималась как комплекс целевых программ. Н.Е. Егорова, А.М. Смулов выделяют метастритегию, мезостратегию и микростратегию3:
1. Метастратегия - развитие ключевых сфер банковской деятельности (кредитование, инвестирование, депозитная деятельность);
2. Мезостратегия - описывает процесс развития банка в одной из выбранных сфер деятельности;
3. Микростратегия - развитие отдельного аспекта банковской деятельности.
И.А. Никонова
и Р.Н. Шамгунова определяют стратегическую
пирамиду как "вертикальное сочетание
четырех функциональных стратегий:
финансовой, маркетинговой, управления
персоналом и информационно-
Также стратегию можно классифицировать по:
1.2
Сущность и особенности
В данной работе
мы будет говорить о стратегии
как о методологическом инструменте,
позволяющем организации
Естественно, конкуренция на рынке банковских услуг существенно отличается от конкуренции на иных финансовых рынках.
Во второй половине XX в. усилилась тенденция, в соответствии с которой банки начинают играть принципиально новую роль, превращаясь из скромных посредников в могущественных контролеров и регуляторов общественной жизни.
Пояснением
к изложенному тезису может послужить
справедливая мысль Ю.В. Шишкова
о том, что в современных развитых
странах с рыночной экономикой "вся
частная финансово-кредитная
Таким образом, отличительной чертой конкуренции в банковской сфере является ее неразрывная взаимосвязь не только с экономикой, но и с политикой. При этом качество этой взаимосвязи определяется исходя из уровня соответствующего банковского рынка. Иными словами, международная банковская конкуренция напрямую затрагивает вопросы международной политики, конкуренция между кредитными организациями внутри страны непосредственным образом влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику данного государства и т.д.
Во-вторых, конкуренция, осуществляемая на рынке банковских услуг, имеет более выраженный социальный характер, чем конкуренция на иных финансовых рынках. Особая социальная значимость конкуренции на рынке банковских услуг, по сравнению с иными финансовыми рынками, является следствием того, что банковская сфера вовлекает в свою орбиту не только всех без исключения юридических лиц, но и подавляющее большинство социально активных граждан.
Кроме того,
одна из особенностей конкуренции на
рынке банковских услуг, отличающая
его от иных сегментов финансового
рынка, проявляется в существовании
такой специфической формы
Информация о работе Конкуренция в банковском деле: понятие и механизмы