Разработка административных
регламентов необходима для того,
чтобы исключить избыточные административные
процедуры и одновременно более
четко раскрыть необходимые процедуры.
Наша цель в этой работе — повышение
качества исполнения государственных
функций. Пятая задача обусловлена
требованием Бюджетного кодекса
РФ, согласно которому кассовое обслуживание
исполнения бюджетов государственных
внебюджетных фондов с 1 января 2010 г. должно
осуществляться Федеральным казначейством.
В свое время была разработана
Концепция по их кассовому обслуживанию.
В 2010 г. планируется пилотное внедрение
с тем, чтобы с 2011 г. качественно и в полной
мере приступить к кассовому обслуживанию
исполнения бюджетов фондов. 22 января
2009 г. было принято решение о переносе
срока начала кассового обслуживания
органами Федерального казначейства исполнения
бюджетов государственных внебюджетных
фондов на 2014 г. и внесении в связи с этим
соответствующих изменений в Бюджетный
кодекс РФ. Несмотря на такую отсрочку,
Казначейство планирует подготовить в
2009 г. нормативно-правовую документацию
по указанному вопросу. Так же, в порядке
пилотного внедрения, в 2011–2012 гг. Казначейство
России намерено приступить к кассовому
обслуживанию исполнения бюджетов Фонда
обязательного медицинского страхования
и Фонда социального страхования. Шестым
пунктом в списке стратегических дел Казначейства
России значится завершение проекта "Модернизация
казначейской системы Российской Федерации".
Автоматизированная система Федерального
казначейства (далее АС ФК) предоставляет
как Федеральному казначейству, так и
всем другим органам государственной
власти и управления принципиально новый
сервис по формированию любой нерегламентированной
отчетности, основанной на информации,
накапливаемой в нашей системе. Эта услуга
позволит существенно облегчить работу
главных распорядителей, распорядителей
и получателей средств по исполнению возложенных
на них полномочий. Существенно повысится
эффективность работы самого Федерального
казначейства за счет сокращения сроков
выполнения операций, благодаря централизации
хранения информации, исключения большого
объема однотипных операций по консолидации
данных и их передаче между уровнями системы,
а также увеличения производительности
оборудования, повышения качества и скорости
связи. Принципиально поднимется уровень
надежности и в том числе безопасности
автоматизированной системы в связи с
оптимизацией ее архитектуры, обеспечения
полностью юридически значимого документооборота,
сопровождаемого формированием подробной
истории всех операций, а также путем создания
современной катастрофоустойчивой инфраструктуры.
В 2009 г. планируется
осуществить внедрение прикладного
программного обеспечения АС ФК в
трех пилотных регионах: Самарской, Саратовской
и Ульяновской областях. Тиражирование
системы будет осуществляться в два этапа:
в 20 регионах "первой волны" — с 1
июля 2009 г., в остальных — с 1 января 2010
г. Также будет произведено техническое
перевооружение органов Федерального
казначейства. Предстоит замена серверов,
персональных станций, обновление ведомственной
транспортной сети, чтобы была четкая
и непрерывная связь по всей стране. АС
ФК должна стать базой для развития всей
автоматизированной системы управления
общественными финансами. Разработка
и утверждение Концепции безопасности
Казначейства России — наша седьмая задача.
Концепция будет охватывать максимально
широкий спектр угроз безопасности и способов
их предотвращения. В ближайшее время
предстоит также составить план мероприятий
по внедрению концепции, после чего мы
немедленно приступим к его реализации.
Концепция безопасности будет утверждена
установленным порядком и внедрена всеми
органами Федерального казначейства.
Восьмая задача — мониторинг функциональной
деятельности Казначейства России. В целях
проведения мониторинга функциональной
деятельности Казначейства России, а также
оценки результативности деятельности
управлений центрального аппарата и территориальных
органов Федерального казначейства в
ближайшее время нам предстоит разработать
и внедрить соответствующие приказы. Мониторинг
должен осуществляться по всем направлениям
деятельности Казначейства России, формироваться
в автоматизированном режиме, а его результаты
должны использоваться для оценки качества
выполнения территориальными органами
своих полномочий. Данные мониторинга
будут доступны для всех территориальных
органов, давая возможность проводить
сравнение собственных результатов деятельности
с деятельностью других органов. В рамках
девятой задачи по технологической регламентации
и нормированию трудозатрат деятельности
органов Казначейства России в 2009 г. нам
необходимо будет произвести нормирование
трудозатрат на осуществление функциональной
деятельности Казначейства России при
использовании прикладного программного
обеспечения, а также внедрение соответствующего
программного и организационного обеспечения.
В настоящее время деятельность всех территориальных
органов Казначейства России автоматизирована
единым прикладным программным обеспечением
и описана 66 технологическими регламентами,
в которых осуществлена привязка ролей
и конкретных сотрудников ко всем бизнес-процессам.
Автоматизированная система позволит
путем применения нормативов выполнения
операций оценить эффективность работы
подразделений и отдельных сотрудников,
а также качество выполнения всех бизнес-процессов.
Вся эта информация будет доступна руководству
в различных разрезах и формах для принятия
управленческих решений. Решение этой
задачи обеспечит полное единообразие
работы всех органов Казначейства России,
оперативный мониторинг их деятельности
и позволит снизить трудозатраты. К концу
2009 г. мы должны не только утвердить, но
и внедрить 77 технологических регламентов.
Десятая задача — внедрение управленческого
учета по главе 100 "Федеральное казначейство",
— является основой для внедрения бюджетирования
по результатам в системе Казначейства
России. В связи с реализацией одиннадцатой
задачи — кадровой политикой, проводимой
Казначейством России — особое внимание
будет уделено проведению комплекса антикоррупционных
мероприятий. В рамках мероприятий по
проведению административной реформы,
а также в целях реализации Национального
плана противодействия коррупции, утвержденного
президентом России, Федеральное казначейство
разработало Программу противодействия
коррупции в Федеральном казначействе
на 2008–2010 гг. и план ее реализации, утвержденный
приказом Федерального казначейства от
30 сентября 2008 г. № 257. Целью этой Программы
является предупреждение причин и условий,
порождающих возможность коррупции при
исполнении Федеральным казначейством
государственных функций. Программа основывается
на разработке и реализации системы программных
мероприятий, направленных на предупреждение
коррупционных проявлений по следующим
основным направлениям:
v обеспечение
действенных мер по профилактике
коррупционных правонарушений;
v совершенствование
организации деятельности по
размещению государственных заказов;
v организация
проведения правовой экспертизы
проектов ведомственных нормативных
актов с целью выявления в
них положений, способствующих
проявлению коррупции;
v формирование
нетерпимого отношения к проявлениям
коррупции со стороны государственных
гражданских служащих и т. д.
Необходим комплекс
мер по формированию и обновлению
кадрового резерва на замещение
руководящих должностей, по организации
эффективной модели профессиональной
переподготовки и повышения квалификации
кадров, а также по обеспечению
интеллектуального и творческого
развития молодых специалистов, работающих
в системе Казначейства России.
Оптимизация деятельности
— последний пункт в списке стратегических
задач, стоящих перед Казначейством России.
В 2009 г. с участием территориальных органов
мы разработаем концепцию оптимизации
органов Федерального казначейства. Результаты
проводимых экспериментов по оптимизации
сети в пилотных регионах с учетом результатов
внедрения Автоматизированной системы
Федерального казначейства будут использованы
в 2010 г. при рассмотрении вопросов централизации
ряда функций отделений на уровне Управлений
Федерального казначейства по субъектам
РФ. Необходимы они и для дальнейшего совершенствования
казначейской системы исполнения бюджетов.
С 1 августа 2009 г. органы
Казначейства России (в соответствии
с совместными указаниями Минфина
и Казначейства России) прекратят
действия Соглашений и Регламентов,
заключенных с неуполномоченными
органами власти субъектов РФ. Связано
это с тем, что финансовые органы
14 субъектов РФ в нарушение положений
Бюджетного кодекса и законодательства
о местном самоуправлении приняли
на себя полномочия по кассовому обслуживанию
исполнения 5160 самостоятельных бюджетов
муниципальных образований, что
составило порядка 22 % от общего количества
муниципальных образований, имеющих
самостоятельный бюджет. Также, начиная
с текущего года, планируется реализовать
возможность применения "смешанного
варианта" кассового обслуживания.
Он позволяет Казначейству обслуживать
лицевые счета отдельных участников
бюджетного процесса при обслуживании
бюджета по варианту с открытием
лицевого счета финансовому органу.
Высшим исполнительным органам государственной
власти субъектов РФ и администрациям
муниципальных образований необходимо
будет определиться с оптимальным
для себя вариантом кассового
обслуживания исполнения бюджетов. Еще
одна задача, стоящая перед Казначейством,
— это необходимость организации
работы по кассовому планированию операций
и управлению средствами федерального
бюджета. Казначейству России предстоит
продолжить начатую в апреле прошлого
года работу по размещению средств
федерального бюджета, обеспечив в
2009 г. поступление доходов в сумме
20 млрд. руб. В условиях возникших
качественно новых рисков необходимо
укреплять банковскую систему страны.
Роль Казначейства в решении этой
задачи состоит в том, чтобы минимизировать
объемы обращения наличной денежной
массы в секторе государственного
управления. Совершенствование системы
бюджетных платежей позволит ускорить
оборачиваемость средств в экономике,
повысить уровень ликвидности в
банковском секторе, сократить теневой
оборот наличных денежных средств. В
нескольких регионах недостаточно применяются
современные технологии выплаты
заработной платы с использованием
банковских карт. В связи с этим
в 2009 г. на территории Краснодарского края
планируется провести эксперимент
по обеспечению получателей средств
федерального бюджета наличными
денежными средствами с использованием
банковских карт. О предварительных
итогах и предложениях по распространению
указанного эксперимента на все субъекты
РФ в ноябре 2009 г. будет подготовлен
доклад в Министерство финансов РФ.
Отдельного внимания заслуживает решение
вопроса электронного документооборота
с применением электронно-цифровой
подписи. В этой сфере Казначейство
России является пионером среди органов
государственной власти. На настоящий
момент юридически значимый электронный
документооборот без подтверждения
на бумажных носителях реализуется
как между Казначейством России
и его клиентами, так и между
сотрудниками Федерального казначейства
(охвачено более семи тыс. рабочих
мест). Казначейством России создана
крупнейшая система удостоверяющих
центров, выдающих ЭЦП. Всего в систему
электронного документооборота Казначейства
России уже вовлечено свыше 102 тыс.
участников бюджетного процесса (всего
их около 243 тыс.). В 2009 г. Казначейству в
первую очередь необходимо наладить электронный
документооборот с Минфином России, чтобы
ускорить ведение бюджетной росписи, доведение
бюджетных данных до всех клиентов, упростить
и ускорить переписку между Минфином и
Казначейством. Одним из контрольных значений
утвержденной Президентом РФ Стратегии
развития информационного общества является
увеличение к 2015 г. доли электронного документооборота
между органами государственной власти
в общем объеме документооборота до 70
%. Как в 2008 г., так и в последующие годы
одной из основных задач, стоящих перед
Казначейством России, является оптимизация
функциональной деятельности и, как следствие,
оптимизация деятельности всей сети территориальных
органов Казначейства России.
К концу 2009 года руководство
Казначейства предполагает разработать
комплекс мероприятий, связанных с
оптимизацией деятельности Казначейства
для ее распространения в 2010 г. на
всю сеть территориальных органов
(с учетом внедрения автоматизированной
системы Федерального казначейства).
Казначейство России — один из динамично
развивающихся органов государственной
власти в Российской Федерации, постоянное
развитие и совершенствование, которого
обусловлено происходящими политическими,
экономическими, технологическими и
другими изменениями в жизни
государства. Необходимость эффективно
и своевременно отвечать на все вызовы
современности закалила как саму
структуру, так и работающих в
ней специалистов.
Заключение
Казначейство прошло
длинный и сложный путь развития.
Его история неотделима от истории
развития Российского государства
в целом. В настоящее время
завершается качественно новый
этап вхождения территориальных
органов федерального казначейства
в платежную систему. От простой
передачи федеральных средств на
бюджетные счета получателей
территориальных органов Федерального
казначейства, и банковские учреждения
переходят к расчетно-кассовому
обслуживанию казначейских счетов в
новых условиях финансирования бюджетополучателей
- через лицевые счета, открытые ими
в органах федерального казначейства.
В результате все платежи распорядителей
бюджетных средств подвергаются
предварительному контролю соблюдения
их целевого назначения. Эта утверждающая
форма казначейского контроля использования
средств федерального бюджета представляется
принципиально важной.
Федеральное казначейство
выполняет множество разнообразных
функций. Все выполняемые казначейством
функции рассматриваются в разрезе
его иерархического устройства. Это
связано с тем, что функции
федерального, регионального и локального
уровней казначейской системы различны
и имеют свою специфику. Особенность
функций, возложенных на Главное
Управление, определяется тем, что оно
руководит работой всех органов
казначейства и организует через
них бюджетное и финансовое исполнение
федерального бюджета и внебюджетных
фондов, а также осуществляет выполнение
других функций.
Роль Федерального
казначейства в бюджетном процессе
довольно значительна, так как на
него возложено исполнение бюджета,
а так же осуществляет управления
доходами и расходами федерального
бюджета и иными централизованными
финансовыми ресурсами, находящимися
в ведении Правительства, распоряжение
средствами, числящимися на соответствующих
счетах в банках.
В целях совершенствования
системы бюджетных платежей Казначейству
предстоит улучшить процедуры доведения
бюджетных данных от главных распорядителей
до получателей бюджетных средств,
совершенствовать операционную работу
в органах Казначейства России, сократить
сроки проведения клиентских операций.
А так же решить задачи развития
системы управления средствами на едином
счете федерального бюджета, минимизации
наличного денежного обращения
в секторе государственного управления,
оптимизации механизмов уплаты платежей
физических лиц в пользу публично-правовых
образований. Безусловно, предстоит
еще очень многое сделать, доказать
и воплотить жизнь целый комплекс
широкомасштабных задач и проектов
по усовершенствованию деятельности органов
Федерального казначейства.
Список использованной
литературы
1. Бюджетный Кодекс
Российской Федерации // СПС Консультант
Плюс (с изменениями от 01.01.2009) Бессонов,
В.В. Федеральное казначейство
в условиях проводимых реформ
/ В.В.
2. Приказ Минфина
России от 04.09.2008 № 90н "О внесении
изменений в Порядок учета
Федеральным казначейством поступлений
в бюджетную систему Российской
Федерации и их распределения
между бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации, утвержденный
приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 16 декабря
2004 г. № 116н"
3. Приказ Минфина
России от 12.11.2007 № 103н "О
внесении изменений в Порядок
учета Федеральным казначейством
поступлений в бюджетную систему
Российской Федерации и их
распределения между бюджетами
бюджетной системы Российской
Федерации"
4. Бочаров В.В.
Коммерческое бюджетирование. - СПб.:Питер,
2007.
5. Бессонов // Бухгалтерский
учет в бюджетных учреждениях
и некоммерческих организациях.
– 2007.-№20.- С.6-8
6. Гарнов, И. Новая
система бюджетного учета / И. Гарнов//
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика
и жизнь". – 2008. - № 2.- С. 9-10.
7. Гусев С.И., Швецов
Ю.Г. Федеральное Казначейство
в системе бюджетного регулирования.
- Новосибирск: Наука, 2008.
8. Дубинина, И.
Реформирование бюджетной классификации
Российской Федерации / И. Дубинина
//Финансы.-2007.-№ 12 – С.7-11.
9. Зырянова, Т.В.
Федеральное казначейство в системе
органов государственного финансового
контроля РФ / Т.В. Зырянова // Бухгалтерский
учет в бюджетных учреждениях
и некоммерческих организациях.
– 2007. - № 10.- С.5-9.