Экономическое содержание внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая система Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система любого государства формируется в зависимости от административного устройства, политического, экономического и социального положения государства. В Российской Федерации финансовая система включает в себя звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонда страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Файлы: 1 файл

Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов.docx

— 26.62 Кб (Скачать)

Экономическое содержание и  значение внебюджетных фондов

 

    1. Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов

 

Финансовая система Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система любого государства формируется  в зависимости от административного  устройства, политического, экономического и социального положения государства. В Российской Федерации финансовая система включает в себя звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонда страхования, финансы  предприятий различных форм собственности. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Внебюджетные фонды –  один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы  РФ, обладают рядом особенностей:

– запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

– денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

– формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

– страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

– на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

– денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

– расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Внебюджетные фонды –  форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое  назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

 

 

    1. Виды внебюджетных фондов их классификация и источники формирования

 

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов  использования внебюджетные фонды  подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное  значение и используются для решения  общегосударственных задач. В состав централизованных внебюджетных фондов входят:

– Пенсионный фонд Российской Федерации

– Фонд социального страхования Российской Федерации

– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Централизованные внебюджетные фонды служат финансовой гарантией  прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного экономического и  социального положения отдельных  групп населения.

Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения  территориальных, межотраслевых, отраслевых и т. п. задач. Они создаются по решению региональных и муниципальных органов власти для решения

– региональных и местных задач

– отраслевых задач.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь – это  выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особое значение, другой – формирование внебюджетного  фонда с собственными источниками  доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный  для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых  ранее неизвестных расходов, которые  заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения  при формировании фондов – специальные  налоги и сборы, средства из бюджета  и займы.

Специальные налоги и сборы  устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Федеральные внебюджетные фонды  формируются за счет следующих источников:

– специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

– отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

– средства бюджета;

– прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

– займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

 

1.3 Эволюция внебюджетных  фондов в России

 

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана  с развитием специальных видов  правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.

Создание специальных  фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных  исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались  для строительства, правительственной  предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным  долгом, системой национального страхования. В России cоставлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т. д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного.

Впервые целевые бюджетные  фонды стали создаваться в  Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения  на основе Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания –  необходимость выделения чрезвычайно  важных для общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29 ноября 2010 года N 326-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ  СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Настоящий Федеральный закон  регулирует отношения, возникающие  в связи с осуществлением обязательного  медицинского страхования, в том  числе определяет правовое положение  субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного  медицинского страхования, основания  возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения  и ответственность, связанные с  уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование  неработающего населения.

Обязательное медицинское  страхование - вид обязательного  социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

 

Основными принципами осуществления  обязательного медицинского страхования  являются:

1) обеспечение за счет  средств обязательного медицинского  страхования гарантий бесплатного  оказания застрахованному лицу  медицинской помощи при наступлении  страхового случая в рамках  территориальной программы обязательного  медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также - программы обязательного медицинского страхования);2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

 

Средства обязательного  медицинского страхования формируются  за счет:

  1. доходов от уплаты: а) страховых взносов на обязательное медицинское страхование; б) недоимок по взносам, налоговым платежам; в) начисленных пеней и штрафов;
  2. средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  3. средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  4. доходов от размещения временно свободных средств;
  5. иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Утвержден Постановлением Правительства  Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857

 

УСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА  ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Основными задачами Федерального фонда являются:

обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий  для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой  гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; аккумулирование финансовых средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд:

1) осуществляет выравнивание  финансовых условий деятельности  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования в рамках  базовой программы обязательного  медицинского страхования; 2) разрабатывает  и в установленном порядке  вносит предложения о размере  взносов на обязательное медицинское  страхование; 3) осуществляет в соответствии  с установленным порядком аккумулирование  финансовых средств бюджета Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования; 4) выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; 5) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок; 6) осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования; 7) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования; 8) участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан; 9) осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; 10) организует в установленном порядке подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования; 11) изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования; 12) обеспечивает в установленном порядке организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования; 13) участвует в установленном порядке в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования; 14) ежегодно представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и о его исполнении за отчетный финансовый год; 15) осуществляет защиту информации ограниченного доступа

Информация о работе Экономическое содержание внебюджетных фондов