Экономическая сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Налог– одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность налогов.docx

— 80.71 Кб (Скачать)

Организация деятельности налоговых органов:

они независимы от других органов исполнительной власти

руководство органами осуществляется централизовано

их деятельность регулируется законодательством

уважение прав и свобод человека и гражданина

взаимодействие  с другими органами и гражданами и налоговыми службами других стран

Налоговые органы выполняют функции налогового администрирования, т.е. государственной управление налоговой  сферой.

Методы налогового администрирования.

Налоговый контроль

Налоговое регулирование

Установление  ответственности за нарушение законодательства

Другие 

2. Права и  обязанности налоговых органов 

По ст.21 НК РФ налогоплательщики могут:

Получать по месту учета от налоговых органов  бесплатную информацию о действующих  налогах и сборах, а также формы  налоговой отчетности и разъяснения  о порядке их заполнения

Использовать  налоговые льготы при наличии  определенных оснований

Получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый  кредит

Имеют право  на возврат или зачет излишне  уплаченных налогов и сборов

Не выполнять  неправомерные требования налоговых  органов

Требовать соблюдения налоговой тайны

Требовать возмещения убытков, причиненных незаконными  действиями налоговых органов

Налогоплательщикам  гарантируется административная и  судебная защита их прав и законных интересов.

Налогоплательщики обязаны:

Уплачивать установленные  налоги и сборы

Вставать на учет в налоговых органах

Вести учет объектов налогообложения

Предоставлять в налоговый орган налоговую  декларацию

Выполнять законные требования налоговых органов 

3. Налоговый  контроль и налоговое регулирование 

Налоговый контроль – это действия должностных лиц  налоговых органов по соблюдению законодательства о налогах и  сборах. Он проводится в формах:

Налоговой проверки

Получения объяснений налогоплательщиков и налоговых  агентов

Проверки данных учета и отчетности

Осмотра помещений  и территорий, используемых налогоплательщиками  для получения дохода

Налоговый контроль включает:

Наблюдение за подконтрольными объектами

Прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденции  в налоговой сфере

Принятие мер  по предотвращению и пресечению налоговых  правонарушений

Выявление виновных и привлечение их к ответственности

Налоговый контроль бывает нескольких видов:

Оперативный – проверка налоговыми органами в пределах отчетного периода какой-либо операции налогоплательщиков

Периодический – проверка за отчетный период деятельности налогоплательщика, включающая в себя проверку соблюдения требований налогового законодательства по своевременности и полноте уплаты налогов

Документальный – проверка, при которой анализируется соответствие проверяемого объекта нормативному содержанию, определяемое на основании первичных и производных документов

Налоговые органы проводят комиральные и выездные проверки. Налоговой проверкой могут  быть охвачены три календарных года, предшествующие году проверки.

Комиральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации и других документов налогоплательщика. Она проводится должностными лицами в течение 3-х месяцев со дня  представления налогоплательщиком документов. Если проверкой выявлены недоплаты, то налоговый орган может  направить требование об уплате соответствующей  суммы. Цель такой проверки – контроль за правильности заполнения налоговой  декларации, исчисления и своевременностью уплаты налогов.

Выездная проверка может проводиться по одному или  нескольким налогам по месту нахождения налогоплательщика. Её цель – проверка правильности исчисления налогов на основе осмотра хозяйственного комплекса  налогоплательщика. Она не может  продолжаться более 2-х месяцев, в  исключительных случаях – свыше 3-х месяцев.

При необходимости  должностные лица налоговых органов  могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, проводить  осмотр территории, производить выемку документов. По результатам выездной проверки уполномоченные лица составляют акт налоговой проверки. В акте указываются документально подтвержденные факты налогового правонарушения (если есть), а также выводы проверяющих. Если налогоплательщик не согласен с  актом, он должен в течение 2-х недель со дня его получения, предоставить в налоговый орган письменное объяснение. Материалы налоговой  проверки рассматриваются руководителем  налогового органа или его заместителем.

В рамках налоговой  политики осуществляется налоговое  регулирование. Оно проводится с  помощью:

Освобождения  от уплаты налогов отдельных категорий  лиц

Снижения налоговой  базы

Установления  необлагаемого минимума

Снижения налоговых  ставок

Возврата или  зачета ранее переплаченных налогов

Изменения сроков уплаты налогов

Устранения двойного налогообложения

 

4. Способы обеспечения  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов 

Залог имущества  – договор между налоговым  органом и залогодателем (налогоплательщиком) или третьим лицом. При неисполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости залога. При залоге имущества  оно может оставаться у залогодателя или передаваться залогодержателю

Поручительство  – договор между поручителем  и налоговым органом исполнить  в полном объеме обязанность налогоплательщика  по уплате налога, если налогоплательщик не уплатит в установленный срок сумму налога. по исполнении поручителем  обязательств по договору к нему переходит  право требования с налогоплательщика  уплаченных сумм. Поручителем могут  быть ю/л и ф/л.

Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик или  налоговый агент должны выплатить  в случае уплаты налогов и сборов в более поздний срок, чем это  предусмотрено налоговым законодательством. Пеня начисляется за каждый календарный  день просрочки. Пеня = 1/300 действующей  ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Они определяются в % от неуплаченной суммы налога.

Арест имущества  – это ограничение прав организации  в отношении её имущества, при  котором допускается владение и  пользование с разрешения и под  контролем налогового органа. А право  распоряжения имуществом налогоплательщик утрачивает. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и  достаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов. Арест имущества  производится при понятых. При аресте составляется протокол. Решение об аресте отменяется уполномоченным лицом  налогового органа в случае уплаты налогов налогоплательщиком.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика  в банке – это прекращение  банком всех расходных операций по счету налогоплательщика. Решение  о приостановлении операций принимается  руководителем налогового органа или  его заместителем, направляя требование об уплате налогов, пеней или штрафов, которое не исполнено налогоплательщиком. Решение о приостановлении операций по счету может приниматься, если налогоплательщик не представил в налоговый  орган декларацию по истечении 10 дней установленного срока. Решение о  приостановлении операций по счету  вручается под расписку представителям банка. Копия решения высылается налогоплательщику. Решение налогового органа подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций по счету действует с момента  получения банком решения и до его отмены. Банк не отвечает за убытки налогоплательщика, понесенные в результате приостановления операций. При наличии  решения банк не может открывать  другие счета налогоплательщику. 

5. Формы изменения  сроков уплаты налогов и сборов 

Изменение срока  уплаты налога или сбора – это  перенос срока уплаты на более  поздний. НК РФ предусматривает три  формы:

Отсрочка

Рассрочка

Инвестиционный  налоговый кредит

Отсрочка по уплате налога – это изменение  срока уплаты налога при наличии  определенных оснований на 1 - 6 мес. с единовременной уплатой суммы  задолженности налогоплательщиком.

Рассрочка –  это изменение срока уплаты при  наличии определенных оснований  на 1 – 6 мес. с поэтапной уплатой  суммы задолженности налогоплательщиком.

Инвестиционный  налоговый кредит – это такое  изменение срока уплаты налога, при  котором организации при наличии  определенных оснований предоставляется  возможность в течение определенного  срока и в определенных пределах снизить свои платежи по налогу с  последующей поэтапной уплатой  суммы кредита и %.

Для налога срок уплаты налога не может быть изменен, если:

В отношении  налогоплательщика возбуждено уголовное  дело, связанное с нарушением законодательства о налогах и сборах

Проводится делопроизводство о налоговых или административных правонарушениях в области налогов  и сборов относительно налогоплательщика

Есть основания  полагать, что налогоплательщик воспользуется  изменением срока уплаты для сокрытия денежных средств или имущества, подлежащего налогообложению

Порядок предоставления рассрочки  или отсрочки:

Отсрочка или  рассрочка по уплате налогов могут  быть предоставлены налогоплательщику  при наличии хотя бы одного из следующих  оснований:

Причинение налогоплательщику  ущерба в результате стихийного бедствия или иных обстоятельств непреодолимой  силы

Задержки финансирования налогоплательщика из бюджета или  оплаты выполненного госзаказа

Угроза банкротства  этого лица в случае единовременной уплаты налога

Имущественное положение ф/л исключает возможность  единовременной уплаты

Производство  или реализация товаров налогоплательщиком носит сезонный характер

Отсрочка или  рассрочка по уплате налогов могут  быть предоставлены по одному или  нескольким налогам. Если отсрочка или  рассрочка предоставлены по 1-му или 2-му основанию, то % не начисляются. Если по 3-му, 4-му, 5-му основанию –  начисляются % исходя из ½ ставки рефинансирования.

Заявление от налогоплательщика  с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. Решение об отказе должно быть мотивировано.

Инвестиционный  налоговый кредит может быть предоставлен на 1 – 5 лет по налогу на прибыль  организации, по региональным и местным  налогам. Уменьшение налоговых платежей производится по каждому платежу  соответствующего налога, по которому предоставляется инвестиционный налоговый  кредит, за каждый отчетный период до тех  пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений, не станет равной сумме инвестиционного  налогового кредита. Сумма уменьшений – не более 50% размеров платежей, определяемых общими правилами.

Инвестиционный  налоговый кредит предоставляется  налоговыми органами на условиях:

при проведении организацией НИОКР либо технического перевооружения своего производства на сумму кредита, составляющего 30% стоимости  приобретенного оборудования

при осуществлении  инновационной деятельности, либо выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, либо при предоставлении особо важных услуг населению  на сумму кредита, определяемую соглашением

Договор об инвестиционном налоговом кредите предусматривает  порядок уменьшения платежей, сумму  кредита, срок действия договора, начисленные %.

Не допускается  устанавливать % на сумму кредита  по ставке менее ½ и более ¾  ставки рефинансирования.

 

6. Виды налоговых  правонарушений и ответственность  за них 

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное  противоправное действие или бездействие  налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ предусматривает  ответственность.

Организация может  быть привлечена к ответственности  с момента государственной регистрации, а ф/л – с 16 лет. Привлечение  организации к ответственности  за налоговое правонарушение не освобождает  её должностных лиц при наличии  определенных оснований от административной или уголовной ответственности. Привлечение налогоплательщика  к ответственности не освобождает  его от обязанности уплатить налог  и пени. Лицо, привлеченное к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию возлагается  на налоговые органы. Все неустранимые сомнения трактуются в пользу налогоплательщика.

Информация о работе Экономическая сущность налогов