История развития банковского дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:32, курс лекций

Краткое описание

Термин «банк» происходит от итальянского слова «банко», что означает лавка,
скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься
посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет,
различных по весу и содержанию драгоценных металлов.

Файлы: 2 файла

Банки.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

регулирования и надзора лежит принцип так называемого «верблюда».[14] Английский

акроним «CAMEL» (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев

банковского надзора:

достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);

качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;

качество менеджмента (квалификация управляющих);

ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства

(соотношение ликвидных и прочих активов);

доходность;

ЦБ или другое государственное учреждение (в некоторых странах действуют

специальные банковские комиссии) следит прежде всего за указанными показателями

деятельности банков, даже если официально установленные нормативы не существуют.

Регулирующие органы требуют от банков представления значительной по объему

статистической информации для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные

интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.

Регулирование может заключаться в требовании соблюдения правила «четырех глаз»,

т.е. руководство банком должно осуществляться как минимум двумя людьми. Важным

считается также принцип «китайских стен», т.е. различные подразделения банка во

избежание конфликта интересов и злоупотреблений должны действовать как абсолютно

независимые компании. В ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать

увольнения управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего

комиссара.

Государство может официально требовать от банков поддержания определенного

уровня наличности, ликвидности активов, соотношения акционерного капитала с

заемным.

Принципиальное значение имеет определение капитала банков, используемое в

регулировании, так как стремительное расширение круга новых финансовых

инструментов затрудняет регулирование. Важным элементом регулирования во многих

странах является система обязательного страхования депозитов, обеспечивающая

возмещение убытков вкладчиков банков до определенного уровня.

Перед системой регулирования равны все банки, независимо от того, чем они

занимаются или кому принадлежат, т.е. государственные банки не имеют каких-либо

преимуществ. Вместе с тем во всех странах есть банки разных типов -

коммерческие, инвестиционные, сберегательные, кооперативные и акционерные,

публичные и частные, и это требует внесения в систему регулирования определенных

поправок.

Законодательное регулирование банковской деятельности и денежно-кредитной

политики в развитых странах обычно основывается на большом числе специальных

законодательных актов, среди которых выделяются закон о ЦБ (обоснование его

функций и полномочий) и общий банковский закон.

Закон о ЦБ, как правило, первичен по отношению к другому банковскому

законодательству и имеет принципиальное значение, так как закладывает

юридическую базу под государственную денежно-кредитную политику. В большинстве

стран такие законы приняты сравнительно давно (США - 1913 г., Японии - 1942 г.,

Великобритании - 1946 г., Финляндии - 1925 г. и т.д.), что отражает стабильность

функций ЦБ.

Банковский закон чаще всего дает определение банковскому учреждению,

устанавливает порядок создания и закрытия банков, защиту  клиентов и т.д. Такой

закон носит в основном общий характер, а денежно-кредитная политика

основывается, как правило, на законе о ЦБ или каком-либо специальном законе.

В конечном итоге вся деятельность ЦБ, система контроля за денежной эмиссией,

инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и

законодательство предназначены для создания нормальных условий для

функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций,

различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в

данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики.

Вместе с тем денежно-кредитное регулирование объективно направлено на

максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и

всего государства. Опыт развитых капиталистических государств в условиях

перестройки российской финансово-кредитной системы и всего народного хозяйства

имеет огромное значение.

            3.2               Коммерческие банки: сущность и функции

Коммерческие банки - основное звено двухуровневой банковской системы.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд

институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Главным их

отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди

коммерческих банков различаются два типа - универсальные и специализированные

банки.

Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций:

предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с

ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.

Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах

банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство

препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем

не менее прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько

велики, что деятельность в других сферах становится необязательной. К

специализированным банкам относятся: инвестиционные банки, ипотечные банки,

сберегательные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки,

внутрипроизводственные банки.

Преобладание одного типа банков в кредитной системе той или иной страны следует

понимать как тенденцию. В отдельных странах, где господствуют универсальные

банки, существуют многочисленные специальные банки. И наоборот, в странах с

доминированием специальных банков особенно в последние годы все больше

проявляется тенденция к универсализации. Это происходит как в результате

либерализации банковского законодательства в отдельных странах, так и в

результате обхода банками существующих законов. Примером может служить практика

создания самостоятельных специальных банков, которые практически принадлежат

крупным банкам и расширяют диапазон банковских операций последних. К странам,

где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция,

США, Италия. Принцип универсализации доминирует в Швейцарии, ФРГ, Австрии.

Однако во многих капиталистических странах отражаемые статистикой различия между

универсальными и специализированными банками становятся все более расплывчатыми

и спорными, так как даже в тех странах, где согласно статистике господствуют

специализированные банки, фактически многие из них уже превратились в

универсальные. В любых преградах, выставляемых государственными властями на пути

универсализации, находятся лазейки. В США - это банковские холдинги. Аналогичные

примеры существуют и в других странах.

Основными функциями коммерческих банков являются:[15]

1) привлечение временно свободных денежных средств;

2) предоставление ссуд;

3) осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве;          4) выпуск

кредитных средств обращения;

5) консультирование и предоставление экономической и финансовой информации;

Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что

главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их

использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по

горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков

без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на

условиях платности и возвратности. Плата за отданные  и полученные взаймы

средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В

результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития и

функционирования рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью

уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные

ресурсы, не только мобилизируют имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формируют

достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и

сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики

коммерческих банков.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место

в платежном механизме экономики.

При оценке экономической роли коммерческих банков следует иметь в виду, что:

кредитные операции способствуют увеличению объема и бесперебойности производства

и реализации продукции потребителям; расчетные операции опосредуют осуществление

процессов оплаты продукции потребителями, а также взаимного контроля участников

расчетных операций; операции с ценными бумагами увеличивают приток средств для

развития производственной и торговой деятельности; кассовые операции и их

регулирование позволяют улучшать снабжение оборота наличными деньгами.

            3.3   Пример     регулирования        рынка          государственной

           банковской     системой        

То, как на практике может осуществляться деятельность центральных управленческих

органов рыночной экономики - министерства финансов и государственной банковской

системы - можно рассмотреть на следующем примере: воздействие государства на

объемы производства и прибыли автомобилестроительных компаний.

Итак, мы рассмотрим действия:

а) центрального банка (ЦБ);

б) министерства финансов (МФ);

в) владельцев и управляющих частными коммерческими банками (КБ);

г) владельцев и управляющих автостроительными фирмами - автопромышленников (АП).

В производстве автомобилей в стране N сложилось положение, когда возможные

объемы производства приведут к значительному избытку данной продукции ( влияние

мирового рынка, экспорт и импорт не учитываются ). В этих условиях государство

принимает меры по "охлаждению" бума. Определив годовые потребности в

автомобилях, государство через МФ путем увеличения налогов на прибыль АП снижает

частные капиталовложения в данную отрасль. Однако налоги нельзя повышать

безмерно, их предельная величина берется на уровне 50% прибыли. Но это, по

расчетам МФ, оказывается недостаточным для дестимулирования инвестиций. Поэтому

в дополнение к налоговым применяются кредитные методы воздействия. ЦБ выпускает

облигации, чтобы изъять избыточные кредитные ресурсы у коммерческих банков.

Наряду с этим ЦБ повышает учетную ставку процента за кредиты, предоставляемые

частным банкам. В свою очередь, КБ вынуждены поднять уровень процента за кредиты

для АП. Автопромышленники, планировавшие взять в КБ значительную сумму кредита,

после повышения процентной ставки ограничивают свои займы в банках. Все

предпринятые меры снижают возможности капиталовложений АП в такой степени, какая

необходима, по расчетам государственных органов, для недопущения

перепроизводства и балансирования спроса и предложения на автомобильном рынке.

         4.  Банковская    система    России     на    современном

         этапе    развития      

            4.1      Банки - стимулятор рыночных отношений в России

В настоящее время в России сформирована двухуровневая банковская система: 1

уровень - Центральный банк России, 2 уровень - коммерческие банки и другие

финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

В последние годы российская банковская система претерпела серьезные изменения.

На 1 мая 1995 года зарегистрировано 2559 банков и 5680 их филиалов.[16] В

интересах концентрации банковского капитала для развития инвестиционного

процесса создаются банковские объединения, которые призваны сыграть огромную

роль в стабилизации экономики. Некоторые банки стали уже отвечать мировым

стандартам или значительно приблизились к ним.

Пятая часть новых банков возникла на базе прежних государственных 

специализированных банков : Агропромбанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк,

Уралпромстройбанк и т.д. Еще пятнадцать - двадцать из первой по значимости сотни

банков созданы руководителями крупных отраслей или предприятий-гигантов :

Нефтехимбанк, Автобанк, АвтоВАЗбанк. Эти банки обеспечивают финансовую поддержку

аграрного, топливно-энергетического, военно-промышленного, металлургического,

машиностроительного комплексов страны. Но сохраняя связи с директорским корпусом

отраслей эти банки подчиняют свои конкретные действия коммерческому интересу.

Самая крупная группа российских коммерческих банков - около половины -

независимые банки, организованные по инициативе отдельных групп

предпринимателей. Здесь вся власть принадлежит правлениям банков, их

организаторам.

Основную роль в банковской сфере России играет примерно треть коммерческих

банков - бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием

государства в акционерных капиталах. Эти банки располагают наибольшим

собственным капиталом, активами, количеством филиалов, позволяющих постоянно

пополнять собственную кредитную базу, обороты.

Тем не менее, Россия остается государством, где регионы с насыщенной финансовой

инфраструктурой ( Москва, Петербург, Урал и т. п. ) соседствуют с областями,

размером со среднее европейское государство, где банков практически нет. У нас

Контр.раб. по Финансам.doc

— 143.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе История развития банковского дела