Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:52, дипломная работа
Основная цель данной дипломной работы – изучить особенности организации инвестиционного процесса отечественными коммерческими банками.
Поставленная цель определила необходимость решения взаимосвязанных заданий:
* определения основных элементов и целей инвестиционной политики банков;
* разработка основных направлений инвестиционной политики банков;
* проанализировать современные направления реструктуризации банковской системы.
Введение 3
Глава1 Теоретическая часть
1. Понятие, элементы и цели инвестиционной политики банков 5
2. Разработка основных направлений инвестиционной политики банков 111.2.1 Определение источников финансирования инвестиций 13
3. Современные направления реструктуризации банковской системы 16
1.3.1 Перспективы развития инвестиционной деятельности коммерческих банков 26
Глава 2 Методологическая часть 31
Глава 3 Практическая часть
2.1 Инвестиционный анализ 34
2.2 Анализ чувствительности инвестиционного проекта к изменению внешних и внутренних параметров 45
2.3 Построение дерева решений вариантов развития инвестиционного проекта 53
Заключение 60
Библиографический список 62
4) неприменение
санкций за нарушения
5) предоставление
стабилизационных кредитов
6) выпуск облигаций Банка России, которые могли использоваться для обеспечения кредитов ЦБ РФ;
7) корректировку
учетной политики Банка России.
Проведение этих мер позволило ослабить
напряженность ситуации в банковском
секторе, повысить ликвидность и платежеспособность
кредитных организаций и перейти к осуществлению
среднесрочных задач первого этапа реструктуризации
банковской системы.
Содержание первого этапа реструктуризации банковской системы
Принятый подход к реструктуризации банков
предполагал выделение четырех групп
кредитных организаций, для каждой из
которых предусматривалась особая стратегия
поведения и степень участия государства.
Так, к первой группе были отнесены стабильно
работающие банки, не испытывавшие значительных
затруднений в управлении текущей ликвидностью
и способные работать без государственной
поддержки, ко второй — региональные банки,
которые должны были стать «опорными»
в будущей региональной банковской системе
при поддержке государства, третьей —
отдельные не имевшие возможности самостоятельно
продолжать банковские операции крупные
банки, которые нецелесообразно ликвидировать
вследствие слишком высоких социальных
и экономических издержек, четвертой —
банки, испытывавшие существенный дефицит
ликвидности или собственных средств,
или проблемные банки.
По оценкам Банка России, из 1473 действующих
на тот период банков 1032 (70%) являлись финансово
стабильными, способными работать без
государственной поддержки; 441 банк (30%)
относился к проблемным, характеризовавшимся
значительным дефицитом ликвидных средств
и капитала, не способным выйти самостоятельно
из кризиса. Ряду проблемных банков, в
составе которых было 18 крупнейших банков,
планировалось оказать государственную
поддержку, учитывая их экономическую
и социальную значимость (на данную группу
банков приходилось почти 50% активов и
45% вкладов населения без Сбербанка РФ).
Важная роль в процессе реструктуризации
отводилась Центральному банку РФ и специально
созданному институту — Агентству по
реструктуризации кредитных организаций
(АР КО).7
Задачи Центрального банка состояли в
разработке проекта Концепции развития
банковской системы, активизации работы
по восстановлению банковского сектора,
обеспечению расчетов и стимулированию
рекапитализации банков. Банк осуществлял
контроль за реализацией кредитными организациями
планов финансового оздоровления, поддерживал
ликвидность платежеспособных банков
посредством денежно-кредитных инструментов,
отзывал лицензии у нежизнеспособных
банков.
На АРКО возлагались основные функции
по реструктуризации кредитных организаций:
управление государственными средствами,
выделенными на данные цели, кредитование
коммерческих банков, в том числе и под
залог их акций, управление активами кредитных
организаций, участие в процедурах банкротства.
Меры первого этапа реструктуризации
банковской системы, предпринятые в 1999
г. исполнительной, законодательной властью
и Банком России, позволили сохранить
жизнеспособное ядро банков, восстановить
основные операции на рынке банковских
услуг. Принятие федеральных законов «О
реструктуризации кредитных организаций»
и «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» способствовало
формированию правовой среды, реструктуризации
банковской системы и активизации деятельности
Банка России по ликвидации банков с неудовлетворительным
финансовым состоянием и не имевших перспектив
развития.
К итогам первого этапа реструктуризации
можно отнести: уменьшение количества
проблемных банков, рост рекапитализации
банков, восстановление масштабов банковской
деятельности и доверия к банковской системе
со стороны клиентов, вкладчиков, кредиторов.
Увеличилось присутствие иностранного
капитала в банковском бизнесе, доля нерезидентов
в совокупном уставном капитале действующих
кредитных организаций возросла с 4% в
1998 г. до 14% в 2000 г. Однако достижение позитивных
результатов по ряду направлений не означает,
что удалось добиться полного преодоления
последствий банковского кризиса и оздоровления
банковской системы.
Задачи современного этапа реструктуризации банковской системы
Задачи второго этапа реструктуризации
состоят в обеспечении устойчивого роста
капитальной базы и реальных объемов банковских
операций, выведении с рынка банковских
услуг нежизнеспособных кредитных организаций
и усилении взаимосвязи банков с реальным
сектором экономики. Эффективность реструктуризации
банковской системы будет зависеть от
того, насколько удастся обеспечить развитие
взаимосвязей банковского и реального
секторов экономики, использовать новые
способы и формы участия государства в
кредитной поддержке экономики через
банковскую систему. Без учета связи с
реальным сектором могут быть воспроизведены
пороки прежней системы с ее ориентированностью
на спекулятивные операции.
Поэтому реструктуризацию
банковской системы следует рассматривать
не как комплекс технических мер по восстановлению
работоспособности кредитных организаций,
а как регулируемый государством процесс
эффективных структурных сдвигов в банковской
сфере,сопровождающийся соответствующими
изменениями в государственной финансовой
политике и направленный на формирование
динамично развивающейся и адекватной
потребностям народного хозяйства банковской
системы.
Как показывает международная практика,
реструктуризация банковской системы
является длительным, трудоемким и дорогостоящим
процессом. Мировой опыт свидетельствует
также о многовариантности путей реформирования
банковских систем. Поэтому одним из основных
принципов реструктуризации является
выбор таких способов ее проведения, которые
обеспечили бы минимизацию затрат.
В числе вариантов восстановления банковской
системы, как правило, рассматриваются:
самостоятельный выход банков из кризиса
посредством консолидации банков различных
классов, усиление государственной поддержки
банковской системы, расширение участия
иностранного капитала в банковском секторе
и увеличение квоты иностранного капитала
в уставном капитале российских банков,
устанавливаемой Банком России.
Следует отметить, что при всей желательности
варианта реформирования банков путем
наращивания их собственных усилий, с
учетом глубины системного банковского
кризиса он недостаточно реалистичен.
Если восстановление капитала банковской
системы будет осуществляться только
собственными усилиями банков (за счет
зарабатываемой прибыли), это потребует
как минимум пять лет, что вряд ли отвечает
потребностям национальной экономики.
Осуществление широкой государственной поддержки банковской системы требует значительных средств. Страны, проводившие реструктуризацию банковской системы, несли крупные затраты: США 3—5% ВВП, Испания, Венгрия — около 1%, Чили — более 30%. Реализация государственной программы по реформированию банковского сектора в Южной Корее оценена в 1,7 млрд долл.
Масштабное привлечение средств западных инвесторов сопряжено с созданием мощной конкуренции отечественным банкам, и так ослабленным финансовым кризисом, поскольку зарубежные кредитные организации обладают большим опытом, имеют лучшую репутацию и предлагают более широкий спектр услуг. В связи с этим наиболее приемлемым способом реструктуризации банковской системы представляется использование не отдельно взятого варианта из числа рассмотренных, а их определенная комбинация, включающая адресную селективную государственную поддержку и создание условий для деятельности жизнеспособных банков, привлечения внешних инвесторов, расширения капитальной и ресурсной базы. При этом консолидация банковского капитала, которая, по оценкам специалистов, осуществляется очень медленно, может быть ускорена при стимулирующем воздействии государства. 8
Так, создание Агентства по реструктурированию
банков, аналоги которого существовали
в различных странах (США, Японии, Бразилии
и др.), как раз призвано содействовать
процессу слияния банков, в том числе за
счет покупки Центральным банком части
долгов проблемных банков, и оздоровлению
кредитных организаций путем проведения
работы с проблемными активами и пассивами
санируемой организации. Финансовые ресурсы
АРКО первоначально составляли всего
10 млрд руб., что позволяло осуществить
санацию лишь части банков. По состоянию
на 1 августа 2000 г. АРКО осуществлялись
мероприятия по реструктуризации 19 кредитных
организаций; из них 15 перешли под управление
АРКО.
При отсутствии в бюджете достаточных
средств для реструктуризации банков
основное значение придается созданию
макроэкономических условий, благоприятствующих
капитализации и расширению ресурсной
базы банков, формированию законодательно-правовых
основ банковской деятельности, совершенствованию
банковского надзора. Важными принципами
проведения реструктуризации банковской
системы является индивидуальный подход
к конкретному банку, осуществление государственной
поддержки при условии разработки и реализации
плана реструктуризации банка, ориентация
на увеличение капитальной и ресурсной
базы путем привлечения средств отечественных
и зарубежных инвесторов.
Восстановление и наращивание инвестиционного
потенциала коммерческих банков в рамках
комплекса мер по реструктуризации банковской
системы России предполагает усиление
роли государства в формировании долгосрочной
ресурсной базы банковской системы, соответствующей
потребностям инвестирования реального
сектора, восстановление доверия к банкам
со стороны частных вкладчиков, клиентов,
отечественных и иностранных кредиторов.
В основу усиления государственной поддержки
реструктуризации банковской системы
должен быть положен разумный компромисс
между необходимостью развития банковской
сферы и возможностями федерального бюджета.
Особенно актуальным является принятие пакета законов, необходимого для реализации этих мер, в частности федеральных законов «О гарантировании вкладов граждан в банках», «О банковских холдингах», «О государственном архиве кредитных историй», а также оперативная корректировка действующего законодательства, внесение изменений и дополнений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О реструктуризации кредитных организаций», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».
Поскольку банковская система представлена в основном небольшими банками, масштабное инвестирование реального сектора может быть осуществлено на основе банковских объединений или создания временных альянсов. Наиболее перспективными формами являются: реорганизация системы региональных банков на основе выделения опорных банков с развитой филиальной сетью; формирование смешанных пулов российских и иностранных банков; интеграция банковского капитала с промышленным в форме финансово-промышленных групп.
Вместе с тем в сложившихся условиях становится
весьма актуальной необходимость развития
системы специализированных инвестиционных
банков, в том числе с государственным
участием. В большинстве стран с переходной
экономикой доля участия государства
является довольно весомой, %: в Китае 99,
Индии 88, Индонезии 85, Тайване 77, Бразилии
48, Польше 46, Аргентине 36, Венесуэле 30, Мексике
28.
Без опоры на крупные банки с государственным
участием вряд ли возможно решение задач
аккумулирования достаточных финансовых
ресурсов, их перераспределение между
секторами экономики, удовлетворение
спроса крупных предприятий на инвестиционные
ресурсы, привлечение иностранного инвестиционного
капитала. Участие государства в банковском
секторе соответствует переходному этапу
развития России. При этом следует учитывать,
что при создании определенных условий
государство должно уменьшать свое присутствие
в банковском секторе. Это подтверждается
и мировой практикой. Так, значительно
сокращено участие государства в коммерческом
банковском секторе в Германии (хотя оно
продолжает оставаться значительным),
во Франции, Италии, других западноевропейских
странах.9
Действующие в российской
экономике финансовые институты с государственным
участием (Российская финансовая корпорация,
Всероссийский банк развития регионов,
Росэксимбанк и др.) пока отличаются низкой
эффективностью. Отозвана лицензия у Российского
банка реконструкции и развития. Созданный
в июле 1999 г. Российский банк развития
(РБР) пока не играет существенной роли
в финансировании инвестиционной деятельности
в реальном секторе экономики.
Однако при условии ориентации деятельности
на осуществление инвестиций в производство,
государственную поддержку высокотехнологичных
производств, реструктуризацию предприятий,
представивших обоснованные планы стратегического
развития, обслуживание целевых государственных
займов, привлечение сбережений населения
под государственные гарантии государственные
банки развития могут существенно изменить
ситуацию во взаимоотношениях банковского
и реального секторов экономики.
При этом банки с государственным участием,
как и кредитные организации других форм
собственности, должны работать на рыночных
принципах, оценивая риски своей деятельности
и отвечая по своим обязательствам.
Действительные возможности развития
инвестиционной деятельности в сложившихся
условиях во многом зависят от эффективной
реструктуризации банковской системы.
Серьезные изменения в роли и значимости
не только отдельных крупных или мелких,
но целых групп банков, происшедшие под
воздействием финансового кризиса, ориентируют
многие из них на поиск более рациональных
форм взаимодействия с отечественной
промышленностью, другими сферами деятельности
национальной экономики. В связи с этим
весьма полезным может оказаться изучение
богатого опыта, накопленного в этой области
в мировой практике, и возможностей его
использования в российской экономике.
1.3.1 Перспективы развития инвестиционной деятельности коммерческих банков.
Банковский сектор в Российской Федерации функционирует на принципах рынка. Как свидетельствуют результаты оценки финансового сектора Российской Федерации, проведенной миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2002-2003 годах, целый ряд компонентов нормативного регулирования банковской деятельности соответствует, или максимально приближен к международно-признанным подходам.
После финансово-экономического кризиса 1998 года банковский сектор развивается на фоне в целом позитивной макроэкономической ситуации в стране, обусловленной в том числе благоприятными условиями внешней торговли. Растут производство товаров и услуг, реальные доходы населения, повышается инвестиционная активность.
Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковского сектора в 2002-2004 годах, свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков российского банковского сектора в этот период.
Деятельность
кредитных организаций в
Повышаются финансовые результаты деятельности кредитных организаций. За 2009 год прибыль банковского сектора составила 177,9 млрд. рублей, за 2006 и 2007 годы -- соответственно 128,4 млрд. руб. и 93 млрд. рублей [24].
К внутренним препятствиям относятся неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.