Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Виды финансовых правоотношений……………………………………..4
2. Государственный надзор за страховой деятельностью………………..13
3.1. Финансовый контроль- это контроль за
законностью, целесообразностью действий по образованию, распределению и использованию денежных средств государства и субъектов местного самоупровления…………………………………………………….17
3.2. Входят ли в систему органов государственной власти органы местного самоуправления..………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     - межгосударственные и межправительственные  организации, их филиалы и постоянные  представительства в РФ.

     Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объёмом предоставленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.

     Под объектами валютных правоотношений понимаются:

     - валюта РФ

     - внутренние ценные бумаги

     - иностранная валюта

     - валютные ценности.

     Понятием  «Валюта РФ» охватывается:

     - денежные знаки в виде банкнот  и монеты Банка России, находящиеся  в обращении в качестве законного  средства наличного платежа на  территории РФ, а также изымаемые  либо изъятые из обращения,  но подлежащие обмену указанные  денежные средства.

     - средства на банковских счетах  и в банковских вкладах (п. 1 ст. 1 Закона)

     Понятие «внутренние ценные бумаги» охватывает:

     - эмиссионные ценные бумаги, номинальная  стоимость которых указана в  валюте РФ и выпуск которых  зарегистрирован в РФ

     - иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты, выпущенные на территории РФ ( п. 3 ст. 1 Закона)

     Под иностранной валютой понимают денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монты, находящиеся в обращении  соответствующего иностранного государства

     Т.о. содержание валютных правоотношений образуют права субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности.

     Осуществление валютного регулирования возлагается  на Правительство РФ, которое и  является органом валютного регулирования.

     Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в РФ являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.
  3. Единство внешней и внутренней валютной политики государства
  4. Единство системы валютного регулирования и контроля.

     Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода валютных операций. Так, резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках только с разрешения Банка России на условиях, им устанавливаемых.

      Нерезиденты вправе иметь валютные счета, как  в России, так и за границей, а  также рублёвые счета с разным правовым режимом Беспрепятственный ввоз иностранной валюты в Россию возможен при соблюдении правил таможенного контроля. Вывоз из страны сверх установленного лимита допускается только при наличии соответствующей справки из уполномоченного банка. Открытие российскими резидентами счетов в заграничных филиалах и дочерних учреждениях российских уполномоченных банков требует получения отдельной лицензии Банка России.

                        Правоотношения в области банковской деятельности.

    Формирование рыночных отношений в нашей с вами стране объективно обусловило создание банковской системы, функционирующей на принципиально новых основах, что позволило говорить и о иных правоотношениях в этой области финансового права. В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 фев. 1996 г.) банковская система включает в себя два уровня: Центральный банк (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

     Субъекты  правоотношений. Банк России является главным банком страны, соответственно большинство правоотношений связано с его деятельностью.  Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности. Банк – кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять следующие банковские операции:

     1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

     2) размещение указанных средств  от своего имени и за свой  счет на условиях возвратности, платности, срочности; 

     3)открытие  и ведение банковских счетов  физических и юридических лиц. 

     Небанковская кредитная организация – кредитная организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

     Кредитные организации по кругу совершаемых  банковских операции и других сделок, по территории своей деятельности, по организационно-правовой форме, по источникам формирования уставного  фонда и иным критериям значительно  отличаются друг от друга.

     Правоотношения  в банковской деятельности вытекают из определённых в ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» банковских операций:

  1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц
  2. размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
  4. осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам
  5. инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание клиентов
  6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах

 

       2.  Государственный  надзор за страховой  деятельностью. 

      Государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

      Система государственного надзора за страховой  деятельностью должна предполагать:

      1) организацию основ страхового  надзора в РФ, в первую очередь  путем создания специальных органов  по надзору за страховой деятельностью  на федеральном уровне и на  уровне субъектов РФ;

      2)создание  нормативных актов надзора за  страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

      3) определение специальных требований  к страховым организациям, установление  лицензирования и сертификации  страховой деятельности;

      4) установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.

      Государственный надзор за страховой деятельностью  на территории Российской Федерации  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ (Закон о страховании. Ст. 30).

      Постановлением  Совета Министров — Правительства  РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями  от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью.

      Федеральная служба России по надзору за страховой  деятельностью была создана для  осуществления государственного надзора  за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

      Указом  Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная  служба России по надзору за страховой  деятельностью упразднена, а ее функции  переданы Министерству финансов Российской Федерации (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

      Как уже было упомянуто, основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

      1) выдача страховщикам лицензий  на осуществление страховой деятельности;

      2) ведение единого Государственного  реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

      3) контроль за обоснованностью  страховых тарифов и обеспечением  платежеспособности страховщиков:

      4) установление правил формирования  и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых  операций и отчетности о страховой деятельности:

      5) разработка нормативных и методических  документов по вопросам страховой  деятельности, отнесенным законодательством  к компетенции федерального органа  исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью;

      6) обобщение практики страховой  деятельности, разработка и представление  в установленном порядке предложений  по развитию и совершенствованию  законодательства РФ о страховании.

      Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:

      1) получать от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом  положении, получать необходимую  для выполнения возложенных на  него функций информацию от  организаций, в том числе банков, а также от граждан;

      2) производить проверки соблюдения  страховщиками законодательства  РФ о страховании и достоверности  представляемой ими отчетности;

      3) при выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства давать  им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

      4) обращаться в арбитражный суд  с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

      Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Во  исполнение Постановления Совета Министров  — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609 «О территориальных органах  страхового надзора» (Собрание актов  Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)» (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:

      а) обеспечивать контроль за соблюдением  требований законодательства РФ о страховании;

      б) осуществлять контроль за исполнением  страховщиками нормативных актов  Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью