Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:16, курсовая работа
Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Существует несколько концептуальных подходов к бюджету, считающих каким способом должен быть сбалансирован бюджет или должен он вообще быть сбалансированным: ежегодно балансируемый, на циклической основе и функциональные финансы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 4
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА……………………….7
2.1 ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ……………………………………………………11
2.2 ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ……………………………………………………….14
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………………..23
3.1 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ………………………………………………..23
3.2 ПРОБЛЕМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ…………………………………………….31
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..41
По
показателю «внешний долг/ВВП» Россия
находится в числе наиболее проблемных
стран, хотя до кризиса это соотношение
составляло всего 30%. Объем ее внешних
обязательств гораздо выше, чем аналогичные
показатели в таких странах – экспортерах
нефти, как Венесуэла и Мексика. Но
если в других странах показатель общей
внешней задолженности значительно
превышает государственные обязательства,
то в России это не так. Частный сектор
фактически не имеет внешней задолженности,
что, во-первых, свидетельствует о слабой
инвестиционной привлекательности российской
промышленности, а во-вторых, о том, что
внешний долг не играет положительной
роли в поддержании экономического роста,
т.к. почти не используется для финансирования
инвестиций (табл. 4)
Таблица 4. Государственный внешний долг стран (1998 г.)4 | |||
Страна | Государственный внешний долг | ||
млрд.долл. | % от ВВП | % от экспорта | |
Индонезия | 145,0 | 91,4 | 293,1 |
Бразилия | 385,6 | 75,2 | 803,0 |
Россия | 158,0 | 68,5 | 160,7 |
Таиланд | 75,6 | 611 | 106,8 |
Аргентина | 121,7 | 43,0 | 522,0 |
Венесуэла | 38,1 | 37,5 | 182,3 |
Мексика | 107,2 | 22,4 | 78,5 |
Несмотря
на увеличение доходов российского
бюджета в % от ВВП, в долларовом выражении
они только сейчас выходят на докризисный
уровень. Таким образом, если объемы
выплат по внешним долгам в 1998 и 1999 гг.
в номинальном выражении почти
не отличались, то их доля в бюджетных
доходах составила 31 и 45%. Кроме того, увеличение
бюджетных доходов происходит на фоне
исключительно благоприятной конъюнктуры,
и ее ухудшение в дальнейшем может привести
к снижению платежеспособности правительства.
Таблица 5.
Доходы федерального
бюджета РФ (1998 – июль 2000
гг.5)
До кризиса система фиксированного валютного курса обеспечивала относительную предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход к плавающему курсообразованию сделали, с одной стороны, объемы ежегодных выплат менее прогнозируемыми в рублевом выражении.
Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.
Лондонский
клуб занимается вопросами задолженности
перед частными коммерческими банками;
обязательства России перед этим
клубом составляют межбанковские кредиты,
предоставленные
К
обязательствам России перед Парижским
клубом относится задолженность
по кредитам, предоставленным иностранными
банками в рамках межправительственных
соглашений под гарантии своих правительств
или застрахованным правительственными
страховыми организациями. Двойственное
положение России в составе Парижского
клуба заключается в том, что мы выступаем
в качестве должника одних стран и, одновременно,
кредитора других стран.
По состоянию на сентябрь 2000 года полностью решен вопрос только с кредиторами Лондонского клуба. В феврале 2000 года после длительных переговоров правительству РФ удалось достичь договоренности, согласно которой из 32 млрд. долл. российского долга этой организации списывалось 33%, а оставшаяся часть переоформлялась в российские еврооблигации со сроками погашения 10 и 30 лет соответственно. Как ни странно, но реструктуризация не привела к снижению общего объема внешнего долга России. По условиям соглашения с кредиторами страна должна также выверить и переоформить в долговые бумаги обязательства советских внешнеторговых объединений. Оценки этой задолженности варьируются от 4 до 10 млрд. долл, так что после реструктуризации этих обязательств в евробонды общая задолженность РФ не изменится.
Что касается долга Парижскому клубу, то шансы хоть частично списать его ничтожно малы, т.к. Россия не входит в число стран, которые могли бы претендовать на рассмотрение такого вопроса в Парижском клубе. В 1996 году Всемирным банком и МВФ была разработана система помощи 41 стране, испытывающей трудности с обслуживанием внешнего долга. Россия не попадает под действие этой программы ни по одному показателю: ни по ВНП на душу населения (он должен быть ниже 695 долл.), ни по отношению дисконтированного объема долга к экспорту (он должен превышать 220%). Россия является не просто должником Парижского клуба, она – еще и член клуба с 1997 года. На данный момент еще не было прецедента списания долга государству – члену клуба и скорее всего он создан не будет.
Таблица 6. Структура государственного внешнего долга РФ (млрд. долл. США)6 | |||
Статья внешнего долга | 01.01.2000 | 01.01.2001 | 01.01.2002 |
Государственный внешний долг (включая долг бывшего СССР) | 152,0 | 150,1 | 149,8 |
По кредитам правительств иностранных государств | 66,5 | 66,0 | 65,3 |
В том числе: | |||
задолженность официальным кредиторам Парижского клуба | 48,6 | 48,4 | 48,3 |
задолженность бывшим странам СЭВ | 14,6 | 14,5 | 14,1 |
По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм | 39,4 | 39,1 | 39,1 |
В том числе: | |||
задолженность кредиторам Лондонского клуба | 30,1 | 29,8 | 29,8 |
По кредитам международных финансовых организаций | 19,4 | 18,3 | 19,7 |
Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте | 26,7 | 26,7 | 25,7 |
В том числе: | |||
еврооблигационные займы | 15,6 | 15,6 | 14,6 |
ОВВЗ | 11,1 | 11,1 | 11,1 |
В
то же время порядок выплат в 2003-2008
гг. (табл. 7) показывает, что даже если
Парижский клуб согласиться перенести
большую часть своих требований на последующие
годы, то без радикального изменения экономической
ситуации вероятность долгового кризиса
все равно очень велика. В связи с этим
следует обратить внимание на практику
принятия федеральных бюджетов с огромным
бюджетным дефицитом. Именно продолжительный
и значительный дефицит бюджета явился
одной из основных причин стремительного
роста объема государственного долга.
|
Говоря о величине внешнего долга сейчас нельзя обойти ряд обстоятельств:
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начинаться с учетом долгосрочной перспективы: Россия только тогда сможет выполнять свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста – 4 - 5% в год. Согласно расчетам, это может произойти не ранее, чем через несколько лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3 - 4 миллиарда долларов в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. долл. будет означать, что заметный рост российской экономики начнется еще на 3 - 4 года позже, то есть около 2010 г. Что касается международного кредитного рейтинга современной России, то после знаменитого внутреннего дефолта, он один из самых низких в мире.
Информация о работе Государственный долг России: проблемы и решения