Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 00:29, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма образования долга и его влияния на экономику России.
Введение……………………………………………………………………………..Ошибка! Закладка не определена.
1. Сущность государственного долга как экономической категории……..…….5
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России…………………………………………….......5
1.2 Классификация государственного долга…………………………………..7
1.3. Механизм роста государственного долга……………………………….…9
1.4 Управление государственным долгом………………………………..…...9
2. Характеристика современного состояния государственного долга России…19
2.1. История внешнего долгового финансирования дефицита бюджета России……………………………………………………………………………19
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации…..….22
2.3 Современное состояние внутреннего долга Российской Федера-ции……26
2.4 Перспективы государственного долга на 2009 год……..………………...27
2.5 Проблемы обслуживания государственного долга……………………….29
2.6 Пути решения проблем……………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38
Приложения………………
7. Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.
8.
Операции правительства по размещению
еврооблигаций, а также реализуемые Центральным
банком РФ механизмы допуска нерезидентов
на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ)
еще не получили должной экономической
и правовой оценки. Влияние данных кредитных
потоков на платежный баланс России остается
неизученным.
2.6
Пути решения проблем
До недавнего времени основным источником покрытия внешней задолженности считались новые международные займы.
Резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране. Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.
Но если негативные тенденции в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за острого дефицита валюты. Что же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем попасть в патовую ситуацию, когда долги невозможно отдать без новых займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.
Важнейшим, но пока нереализованным резервом является сокращение оттока капитала из России. Отток капитала не чисто российское явление, он существует повсеместно и может вызываться разными причинами.
Для оттока капитала из России существуют все вышеперечисленные причины, главной из которых является все же политическая и социально-экономическая нестабильность. Что же касается форм вывоза капитала, то используются в основном "серые" и "черные схемы", такие как - занижение экспортных или завышение импортных цен, невозврат валютной выручки, авансовые платежи под фиктивные импортные контракты.
Характерная деталь - огромная часть нелегально вывезенных денег продолжает фактически участвовать в обслуживании оборота товаров и услуг на территории России. Более того, в последнее время наметилась тенденция к возврату капиталов. Поскольку в России можно получить прибыль, значительно большую, чем на Западе, многие из тех, кто в свое время нелегально вывез капиталы, хотели бы их вернуть и вложить в российскую экономику. Но им нужны гарантии, и, прежде всего, гарантии беспрепятственной репатриации в случае возникновения неблагоприятной политической ситуации. Проблема заключается в том, что сейчас не очень трудно легализовать эти деньги в России, нет финансовых структур, законодательных и организационных механизмов, облегчающих ввоз капиталов обратно. Эта парадоксальная ситуация порождает новый вид бизнеса, специализирующегося на создании схем по ввозу капиталов в Россию и гарантированию их безопасности.
Задача ставится двоякая - во-первых, перекрыть отток капитала, а во-вторых, перенаправить уже вывезенные средства обратно в Россию. Это не только восстановит доверие инвесторов и кредиторов, но и увеличит внутренние накопления, остро необходимые российской экономике. Теоретически есть два основных пути решения этой задачи. Первый путь - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства. Второй путь - осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.
Первый
путь - это осуществление
Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.
Рассмотрим и другие резервы платежеспособности. Например, положительное сальдо торгового баланса. Следует оговориться, что эта цифра весьма приблизительная. Она включает в себя экспертную оценку "челночного" импорта, находящегося вне таможенного учета. А это ни много, ни мало четверть всего товарного импорта. Кроме того, платежный баланс составляется по методу регистрации сделок на момент операции, а не на момент расчета, поэтому статистические объемы экспорта не соответствуют фактическому поступлению валютной выручки.
К резервам платежеспособности можно отнести приток иностранного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций, привлечение иностранных кредитов, поступления платежей по предоставленным кредитам, а также использование золотовалютных резервов. Можно утверждать, что за истекший год ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно.
Иностранные государства должны России приличную сумму - в современном пересчете примерно 150 млрд долл., однако далеко не все страны согласны признать курс Госбанка СССР правильным, ведь кредиты давались в рублях, переводных рублях, СКВ, товарах и услугах. Поэтому, вернее сказать, что, по идее, нам должны были бы 150 млрд долл., но на самом деле задолженность составляет около 35 млрд долл., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников. Реальная же рыночная стоимость этих долгов 5-7 млрд долл.
Больше всех нам должна Куба. Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40% всего долга. Помимо указанных стран нам должны еще 54 страны. Африканские страны вообще пока не приступили к обслуживанию своего долга России, а многие государства отказываются платить на том основании, что займы носили не экономический, а военно-политический характер. Понятно, что с Кубы или Эфиопии много не возьмешь, поэтому за счет возврата этих почти безнадежных долгов рассчитывать улучшить собственную платежеспособность не приходится.
Вывод - в настоящее время Россия может продержаться без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, а иными словами, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа, максимум год. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно - нужно вести переговоры до победного конца.
Заключение
Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Государственный
долг является характеристикой
Таким образом, бюджетный дефицит является важнейшим обобщающим показателем бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде, а государственный долг – в долгосрочном периоде.
Пик российского государственного долга пришелся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). По планам 2006 года, размер государственного долга РФ к концу 2008 года должен был увеличится почти до 3,44 трлн. рублей. На начало 2006 года он составлял 3,104 трлн. рублей. Рост госдолга РФ произойдет за счет увеличения внутреннего госдолга, в то время, как размер внешнего госдолга будет сокращаться.
Вообще существует несколько вариантов решения проблемы внешнего долга России. Однако главная задача, особенно учитывая более отдаленную перспективу, заключается в мобилизации собственных усилий по подъему российской экономики. Речь идет о реализации политики, направленной на увеличение государственных доходов и сокращение его расходов в целом, расширение и диверсификацию экспортного потенциала, рационализацию импорта, повышение эффективности использования внешних кредитов и т.п.
Список использованной литературы
Приложение № 1
Объем и структура государственного внутреннего долга в 2000 – 2006.
(в
млн. руб.)
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||||||||
ВСЕГО | 576232,7 | 557417,1 | 533514,0 | 679914,4 | 681555,8 | 778303,1 | 995840,0 | |||||||
Целевой заем 1990 года | 3206,8 | 2618,6 | 3776,3 | 3009,2 | 2984,9 | 3208,6 | 3053,9 | |||||||
Целевые вклады и чеки на автомобили | 2376,3 | 2110,6 | 2938,7 | 2447,3 | 20055,8 | 1962,5 | 639,3 | |||||||
Государственный внутренний заем РСФСР 1991 г. | 79,2 | 10,0 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |||||||
Государственный внутренний заем 1992г. | 139,0 | 176,5 | 210,7 | 77,2 | 40,3 | 32,9 | - | |||||||
Казначейские обязательства | 9,8 | 9,8 | 9,8 | 9,8 | 9,8 | - | - | |||||||
Задолженность по АПК, переоформленная в вексель Минфина РФ | 3360,0 | 12240,0 | 1680,0 | 1120,0 | 560,0 | - | - | |||||||
Государственные краткосрочные облигации (ГКО) | 7433,2 | 3051,1 | 19,541,5 | 18815,2 | 2722,5 | 244,0 | - | |||||||
Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель МФ РФ | 20878,1 | 15556,8 | 12559,4 | 8990,6 | 5997,9 | 3007,4 | - | |||||||
Государственные гарантии | 819,5 | 1023,0 | 16,8 | 8616,4 | 5575,6 | 12926,8 | - | |||||||
Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, оформленная в вексель Минфина РФ | - | 350,0 | 280,0 | 210,0 | 140,0 | 70,0 | - | |||||||
Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва переоформленного в вексель ЦБ РФ | 1750,2 | 1263,7 | 1020,4 | 777,1 | 533,8 | 290,6 | 47,3 | |||||||
Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) | 42,6 | 24106,0 | 24100,8 | 24100,8 | 24100,8 | 1295,0 | 48848,0 | |||||||
Государственный сберегательный заем I (ОГСЗ) | 4878,5 | 3000,0 | 124,7 | 106,6 | 100,0 | 203,5 | - | |||||||
Государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств | - | - | - | - | - | - | - | |||||||
Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) | 402213,2 | 359211,3 | 307820,6 | 350741,5 | 50476,3 | 43307 | - | |||||||
Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) | 2690,0 | 19498 | 20727,2 | 11500,0 | 11500,0 | - | - | |||||||
Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций АПК Челябинской области и АО "Черкейгэсстрой" | 82,1 | 70,4 | 58,6 | 35,2 | 23,5 | 11,7 | - | |||||||
Авалированные векселя "Агропромбанку" | 354,4 | 354,4 | 114,6 | - | - | - | - | |||||||
Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) | 112429,6 | 122766,8 | 138533,6 | 207069,9 | 199310,7 | 171224 | 235664,5 | |||||||
Государственные сберегательные облигации (ГСО) | - | - | - | - | - | - | 85000,0 | |||||||
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) | - | - | - | 42286,9 | 375423,4 | 542235,1 | 546419,5 |
Информация о работе Государственный долг и проблемы его погашения