Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 00:29, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма образования долга и его влияния на экономику России.
Введение……………………………………………………………………………..Ошибка! Закладка не определена.
1. Сущность государственного долга как экономической категории……..…….5
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России…………………………………………….......5
1.2 Классификация государственного долга…………………………………..7
1.3. Механизм роста государственного долга……………………………….…9
1.4 Управление государственным долгом………………………………..…...9
2. Характеристика современного состояния государственного долга России…19
2.1. История внешнего долгового финансирования дефицита бюджета России……………………………………………………………………………19
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации…..….22
2.3 Современное состояние внутреннего долга Российской Федера-ции……26
2.4 Перспективы государственного долга на 2009 год……..………………...27
2.5 Проблемы обслуживания государственного долга……………………….29
2.6 Пути решения проблем……………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38
Приложения………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное
учреждение высшего профессионального
образования «Удмуртский
Институт экономики и управления
Кафедра
финансов и учета
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Финансы»
на тему
«Государственный долг и проблемы его
погашения»
Выполнил
Студент гр. 604-31
Проверил
к.э.н.,
доцент, зав. кафедрой
ФиУ
Федулова С.Ф.
Ижевск, 2009
Содержание
Введение
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Известно, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.
Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.
Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.
Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.
В экономической литературе тема государственного долга России является дискуссионной. Единой методики оценки долгового бремени и его влияния на экономику Российской Федерации не существует; предложения по оптимизации величины внешней и внутренней задолженности также различны. Здесь следует отметить, что точные суммы перечислений по обслуживанию и погашению внешнего долга России недоступны даже в Минфине, так как разными долгами занимаются различные подразделения и информацию никто официально не сводит.
Цель данной работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма образования долга и его влияния на экономику России.
1. Сущность
государственного долга как
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Государственный кредит отличает ряд особенностей: привлекаемые кредитные ресурсы направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита; источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления; источниками средств для кредитования являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, предназначенные для текущего потребления.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг, таким образом, - это величина задолженности (внутренней и внешней) государства своим кредиторам.
Трактовка государственного долга в экономической литературе неоднозначна. Так, в Бюджетном кодексе под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса (БК РФ, ст. 97). В финансово-кредитном словаре дается следующее определение государственного долга: «Государственный долг – вся сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты». В учебнике под редакцией профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти дается расширенная трактовка государственного долга: «Государственный долг – это вся сумма задолженностей по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики». Согласно же данным сайта www.stockportal.ru, «Государственный долг - совокупная задолженность государства по собственным кредитным операциям, осуществляемым как путем прямого кредитования, так и путем размещения облигационных займов. Обычно является результатом многолетнего бюджетного дефицита»1.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. К первому относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства; ко второму – расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Однако в настоящее время вопросы четкие критерии такого деления отсутствуют.
В российской бюджетной практике сложился принципиально иной подход. В основу классификации положены два разных признака. В первом – это валюта, в которой выражаются заимствования, во втором – источник заимствований.
Государственные
внешние заимствования
Критерии
«рубль-доллар» и «резидент-
Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
1.2 Классификация
государственного долга
Государственные долговые обязательства классифицируются по различным основаниям. Так, Дробозина Л.А. предлагает следующую классификацию:
Любые
долговые обязательства Российской
Федерации погашаются в сроки, которые
не могут превышать 30 лет. Изменение
условий выпущенного в
В то же время выделяют и другие классификации государственного долга в зависимости от признака, положенного в ее основу.
По объему расходов на выплату государственного долга различают капитальный и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
В свою очередь Ю.Я. Вавилов расширяет рамки этой классификации и выделяет кроме капитального и текущего долга, основной государственный долг. По его мнению, он представляет собой номинальную стоимость долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.
По методу определения дохода различают два вида долговых обязательств: с твердо установленным и плавающим доходом.
Еще одним
признаком классификации
Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.
Информация о работе Государственный долг и проблемы его погашения