Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 00:29, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма образования долга и его влияния на экономику России.
Введение……………………………………………………………………………..Ошибка! Закладка не определена.
1. Сущность государственного долга как экономической категории……..…….5
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России…………………………………………….......5
1.2 Классификация государственного долга…………………………………..7
1.3. Механизм роста государственного долга……………………………….…9
1.4 Управление государственным долгом………………………………..…...9
2. Характеристика современного состояния государственного долга России…19
2.1. История внешнего долгового финансирования дефицита бюджета России……………………………………………………………………………19
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации…..….22
2.3 Современное состояние внутреннего долга Российской Федера-ции……26
2.4 Перспективы государственного долга на 2009 год……..………………...27
2.5 Проблемы обслуживания государственного долга……………………….29
2.6 Пути решения проблем……………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38
Приложения………………
В 2004-2008 годах президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд (9 % ВВП).
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 6 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
Динамика государственного долга Российской Федерации представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика государственного долга РФ
Дата | Сумма, млрд долл. США |
1991, 25 декабря | 95.0 |
1997, 31 декабря | 123,5 |
2000, 1 января | 158.7 |
2001, 1 января | 143.7 |
2002, 1 января | 133.5 |
2003, 1 января | 125.7 |
2004, 1 января | 121.7 |
2005, 1 января | 114.1 |
2006, 1 января | 76.5 |
2006, 1 апреля | 75.2 |
2006, 1 октября | 50.1 |
2007, 1 января | 52.0 |
2007, 1 апреля | 50.7 |
2007, 1 июля | 47.8 |
2008, 1 января | 44.9 За счёт падения курса доллара |
2008, 1 апреля | 44.1 |
2008, 1 июля | 41.0 |
2008, 1 октября | 40.4 |
Иностранные государственные долги перед Россией составляют 10,9 млрд долларов.
За октябрь 2008г государственный внешний долг снизился на $149,4 млн. по оценке Минэкономразвития России. Такие данные содержатся в мониторинге текущей ситуации в экономике Российской Федерации, подготовленном Министерством экономического развития РФ.
В целом за десять месяцев 2008 г. плановые погашения позволили сократить объем внешнего государственного долга, по оценке, на 10,4% - до $40,21 млрд по состоянию на 1 ноября 2008 г. против $44,88 млрд на 1 января 2008 года.
В
последнее время интерес
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;
-
высокая доходность
В
приведенной ниже таблице показана
динамика состояния внутреннего
государственного долга России.
Таблица 3
Состояние внутреннего государственного долга
Виды ценных бумаг | На 01.01.2003 | На 01.01.2004 | На 01.01.2005 | На 01.01.2006 | На 01.01.2007 | На 01.01.2008 |
ГКО | 18,82 | 2,72 | 0,02 | 0,02 | - | - |
ОФЗ-ПК | 24,10 | 24,11 | 0,001 | 0,001 | - | - |
ОФЗ-ПД | 350,74 | 50,48 | 43,31 | 123,64 | 205,62 | 288,42 |
ФОЗ-ФК | 207,07 | 199,31 | 171,22 | 131,13 | 94,83 | 51,43 |
ОФЗ-АД | 42,29 | 375,42 | 542,24 | 596,33 | 675,16 | 807,59 |
ГСО-ППС | - | - | - | - | 0,42 | 10,42 |
ГСО-ФПС | - | - | - | - | 52,00 | 91,00 |
ОГНЗ | 11,50 | 11,50 | - | - | - | - |
ОРВВЗ 1992 г. | 0,08 | 0,04 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 |
ОГСЗ | 0,11 | 0,10 | 0,0002 | - | - | - |
Итого внутреннего долга, млрд. руб. | 654,71 | 663,76 | 756,82 | 851,15 | 1028,06 | 1248,89 |
Внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), на 1 ноября 2008 года составил 1 триллион 386,450 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с 1 октября на 7,950 миллиарда рублей, сообщил Минфин России.
Размер государственного внутреннего долга России на 1 октября, по данным Минфина, составлял 1 триллион 378,500 миллиарда рублей.
На 1 января 2008 года внутренний долг РФ составлял 1 триллион 248,848 миллиарда рублей. Таким образом, внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился с Нового года к 1 ноября на 137,602 миллиарда рублей, следует из сообщения Минфина.
Долг РФ, выраженный в облигациях федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), на 1 ноября составил 882,026 миллиарда рублей, в ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - 328,181 миллиарда рублей, в ОФЗ с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) - 33,828 миллиарда рублей, в государственных сберегательных облигациях с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) - 132,000 миллиарда рублей и в ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) - 10,415 миллиарда рублей, уточняется в сообщении министерства.
По данным
Минфина, рост внутреннего госдолга
в октябре произошел по большей части
за счет размещения ГСО-ФПС на 8 миллиардов
рублей. Кроме того, было размещено ОФЗ-ПД
на 0,253 миллиарда рублей и погашено ОФЗ-АД
на 0,303 миллиарда рублей.
2.4. Перспективы государственного долга на 2009 год
Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.
В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда.
Внутренний
долг государства, который изначально
оценивается как менее
Рост
государственного долга есть неотъемлемая
часть борьбы с любым финансовым кризисом.
В условиях снижения платежеспособного
спроса и покупательной способности граждан
бездействие государства может привести
к значительному упадку экономики страны.
Активные же государственные действия
позволяют преодолеть кризисные явления
и избежать состояния экономической депрессии,
по сравнению с которой рост государственного
долга – относительно малая цена. 3
2.5 Проблемы
обслуживания государственного
долга
Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельных как внешней, так и внутренней политики.
Среди основных проблем, связанных с государственным долгом, можно выделить следующие:
1. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.
2. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга.
3.
Центральный банк и Минфин
РФ сконцентрировали свои
4.
Отсутствует средне- и долгосрочное
планирование, в том числе при
подготовке проекта
5.
Рынок российских
6. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.
Информация о работе Государственный долг и проблемы его погашения