Государственный долг и проблемы его погашения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма образования долга и его влияния на экономику России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..Ошибка! Закладка не определена.
1. Сущность государственного долга как экономической категории……..…….5
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России…………………………………………….......5
1.2 Классификация государственного долга…………………………………..7
1.3. Механизм роста государственного долга……………………………….…9
1.4 Управление государственным долгом………………………………..…...9
2. Характеристика современного состояния государственного долга России…19
2.1. История внешнего долгового финансирования дефицита бюджета России……………………………………………………………………………19
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации…..….22
2.3 Современное состояние внутреннего долга Российской Федера-ции……26
2.4 Перспективы государственного долга на 2009 год……..………………...27
2.5 Проблемы обслуживания государственного долга……………………….29
2.6 Пути решения проблем……………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38
Приложения………………

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

 - "долг  на налоги": необходимой предпосылкой  для конверсии долга в налоги  является законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-держателей внешнего долга России. Положение закона о налоговых льготах важно сформировать так, чтобы уплата налога инвесторами была возможной и путем зачета российских внешних долговых обязательств в пропорции, при которой бы большая сумма налога погашалась меньшей суммой внешних долговых обязательств. Разрешение на подобную конверсию должно предоставляться только при осуществлении новых инвестиций, важных для экономики России.

 - "долг  в облигационные обязательства": этот вариант особенно важен,  поскольку по договору с Лондонским клубом и другими организациями кредиторов прцентные ставки за кредиты являются "плавающими". Кроме того, с 1999 года почти в 2 раза возрос объем погашений и процентных выплат по внешним кредитам. Возможности обмена плавающих ставок на фиксированные фактически позволяет неявно конвертировать долги России в форму еврооблигаций. Помимо экономии стоимости обслуживания, выпуск еврооблигаций даст возможность смягчить эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому размещение внешнего долга должно в принципе благоприятно сказаться на внутренних инвестициях. Кроме экономии внутренних сбережений, большая часть которых высвобождается для внутреннего инвестирования, успешное размещение внешних займов дает положительный сигнал для прямых и портфельных иностранных инвестиций. Наряду с этим увеличение внешних государственных займов обуславливает положительный внешний эффект, так как отечественные банки и фирмы начинают привлекать иностранный капитал, причем, не имея формальных ограничений на ежегодные объемы заимствований, с которыми сталкивается правительство. Если бы рыночная эмиссия государственного долга проходила только внутри страны, то существующие кредитные рейтинги не позволяли бы размещать частные обязательства на мировых финансовых рынках.

 - "долг  на собственность": одной из  перспективных и приемлемых для  нас является данная конверсионная схема, проводимая в рамках приватизации. Речь прежде всего идет о возможности использовать для сокращения долгового бремени обмен советских и российских долговых обязательств на акции приватизированных предприятий.

 - "долг  на долг ": советских долгов Парижскому клубу на долги России третьих стран, иначе говоря, своп внешних обязательств в финансовые активы, то есть долги нам. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Наши долги этому клубу погашены путем уступки ему Россией своих требований на долги третьих стран. А далее Парижский клуб их либо реструктуризирует, либо списывает. Для нас подобный вариант беспроигрышен.

 Таким образом, можно использовать множество  технологий уменьшения бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочка необходима, чтобы за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путем оживления производства. Поднять производство невозможно без снижения налогов, что в глазах МВФ выглядит странным при столь низкой собираемости налогов. МВФ хочет, чтобы бюджет был сбалансирован на основе высоких налоговых ставок и чтобы была отработана фискальная эффективность экономики.

 

 

 2.  Характеристика современного состояния  государственного долга России

 2.1. История внешнего долгового финансирования дефицита бюджета России.

 

 Очевидно, что нельзя рассматривать ситуацию с долгами России без предварительного изучения истории вопроса.

 Первый  в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769 году в Голландии под 5% годовых. Голландцы являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815 г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был окончательно погашен только через 76 лет – в 1891 г.

 Со  второй половины XIX века Россия начала испытывать еще большую нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы в это время были получены значительные средства, в основном для развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. К этому моменту относится и подписание договора с США (18 марта 1867 года), когда была продана Аляска за 7,2 млн. долл., поскольку царская семья не могла в то время обеспечивать оборону русских поселений в Северной Америке.

 В конце  прошлого века российским правительством было выпущено несколько золотых займов, которые впоследствии были также реструктуризированы. Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Полтика царской России нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально возможного национального самообеспечения.

 Первые  попытки получить большой международный  заем с помощью французского правительства восходят ко времени русско-японской войны, когда Россия стала испытывать серьезные финансовые затруднения. Деньги, реализованные от займа, должны были быть оставлены у участников займа из расчета 1% и затем переданы постепенно правительству России в течение года. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть погашен до 1956 г. при этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее политическое значение условие не заключать новый заем ни в какой другой стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в валюте до истечения двухлетнего срока с момента заключения займа.

 После революции 1917 г. государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего, необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной самообеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. В обоснование такой политики следует отметить, что стратегия предоставления заемных средств той или иной стране, как со стороны правительств, международных организаций, так и со стороны коммерческих структур, во все времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем экономическими и уже затем гуманитарными. Политическую окраску имеют и современные неформальные клубы кредиторов – Парижский и Лондонский, процесс принятия решений которыми фактически не регулируется никакими положениями.

 Историческая  оправданность стремления к внешней  независимости в полной мере проявилась в Великой Отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. Хотя заимствования по американскому ленд-лизу, полученные в виде аренды военной техники и поставок продовольствия, внесли огромный вклад в повышение мобильности советской армии.

 Принцип обеспечения внешней независимости  претворялся в жизнь вплоть до конца 80-х годов, поэтому внешнеэкономические  связи Советского Союза в этот период отличались безукоризненной  платежеспособностью. Однако строгая государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в международных экономических организациях, а также контроль за общением с внешним миром привели к самоизоляции страны, что проявилось в отставании, как в экономическом отношении, так и в финансовом.

 В 80-е  гг. правительство Горбачева М.С. заняло значительные средства на мировых финансовых рынках: около 20 млрд. долл. – кредиты зарубежных правительств, 20 млрд. долл. – кредиты коммерческих банков, еще 5 – 10 млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставивших свою продукцию в среднесрочный кредит.

 В момент распада СССР в конце 1991 г. внешний  долг Союза составлял около 90 (по другим оценкам – 70) млрд. долларов. К тому времени кредитоспособность СССР была отчасти подорвана вследствие накопившихся за 1989 и 1990 гг. крупных задолженностей перед иностранными фирмами-поставщиками. Большую часть долга СССР – около 37 млрд. долл. – составляла задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб, около 16 млрд. – задолженность по кредитам коммерческих банков.

 К концу 1993 г. общая сумма просроченных и  срочных платежей составила 17 млрд. долл. Кроме того, платежи по долгам бывшего СССР коммерческим банкам, срок которых наступил в 1992 и 1993 гг., составили 13 млрд. долл. В результате 2 апреля 1993 г. было подписано соглашение о реструктуризации обязательств перед официальными кредиторами со сроками погашения в 1992 и 1993 гг. Общий объем этих обязательств составлял около 15 млрд. долл., срок погашения реструктурированных обязательств – 10 лет, включая пятилетний льготный период. Со своей стороны Россия приняла на себя всю полноту ответственности по погашению долгов бывшего СССР и за выполнение любых обязательств, которые могут возникнуть в этой связи, и стала правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза. 
 

 2.2. Современное состояние внешнего  долга Российской Федерации.

 Доходы  Федерального бюджета запланированы  в объеме:

 - на 2007 год 5.828,5 млрд. рублей, расходы  4.892,4 млрд. рублей;

 - на 2008 год 6.587,4 млрд. рублей, расходы 5.621,6 млрд. рублей;

 - на 2009 год 7.034,0 млрд. рублей, расходы  6.083,0 млрд. рублей.

     В целом за 2007-2009 годы объем государственного долга увеличится на 145,1 млрд. рублей. До сих пор Россия сокращала внешний  долг, замещая его внутренним, а  с 2008 года будут браться займы не только на реструктуризацию долга, но и на текущие расходы.

 Россия продолжала сокращать объем государственного внешнего долга. За 9 месяцев 2007 года он снизился на 9%, до 47-ми млрд долларов. Причем больше половины из этой суммы приходился на еврооблигации, выпущенные российским правительством.  

 По  абсолютным цифрам российский внешний  госдолг – один из самых низких в Европе. А по относительным показателям – самый низкий, составляя лишь 8% от объема ВВП. Для сравнения – после кризиса 98-го года, внешний долг составлял почти 100% ВВП. Рост сырьевых цен значительно способствовал погашению внешнего долга.

 Долги Всемирному банку составляют около 4-х млрд долларов и, похоже, что главный  мотив, побуждающий избавиться от задолженности  именно этому банку – репутационный. Россия – единственная страна из «Большой восьмерки», которая должна Всемирному банку, который обычно спонсирует программы по расширению экономической грамотности в развивающихся странах. Избавиться от долгов перед ВБ – это как избавиться от родимых пятен «развивающегося» статуса, перейти окончательно в класс «развитых». 

 Что касается общих перспектив российского  госдолга, то в трехлетнем бюджете, принятом на 2008-2010 гг., записано, что  в будущем государственный долг увеличится. Но государство предпочитает теперь занимать на внутреннем рынке. Обычно это делается выпуском на биржу специальных ценных бумаг. Доля же внешнего госдолга в общей структуре государственной задолженности будет сокращаться. Через 3 года она снизится до 2,5% от ВВП.

 Федеральным Законом о федеральном бюджете был установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1 363 256 345,5 тыс. рублей. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.2

     Министерство  Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 24 марта 2008 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1.292.352,404 млн. рублей. И только за январь – март 2008 года было уже привлечено 44.542,246 млн. рублей.

     Состояние государственного долга на 1 октября 2008 года представлено в таблице 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по

     состоянию на 01 октября 2008 года 

Категория долга млрд. долларов США млрд. евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 40.4 28.0
Задолженность перед официальными кредиторами -членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 1.4 1.0
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 2.0 1.4
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1.5 1.0
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 0.8 0.6
Задолженность перед международными финансовыми организациями 4.6 3.2
Задолженность по еврооблигационным займам 27.7 19.2
Задолженность по ОВГВЗ 1.8 1.2
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0.6 0.4

Информация о работе Государственный долг и проблемы его погашения