Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:48, реферат

Краткое описание

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы

Оглавление

Введение 3
1. Сущность рынка 4
2. Функции рынка 6
3. Преимущества и недостатки рыночной экономики 7
3.1. Аргументы в пользу рыночной системы 9
3.2. Аргументы против рыночной системы 10
4. Государственное регулирование экономики 12
Заключение 14
Литература 15

Файлы: 1 файл

Достоинства и недостатки рыночной экономики.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в целом.

В результате этого образуется нестабильность, неустойчивость экономики, выражающаяся в цикличности экономического развития, чередовании подъема и упада производства, смены периодов экономического подъема экономическими кризисами, отражающимися на уровне жизни членов общества.

Отсутствуют полная занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей.

Рыночная  экономическая система способствует развитию индивидуализма, эгоистических  наклонностей, проявляющихся в различного рода негативных явлениях, ограничивающих полную свободу личности. Негативное влияние недостатков механизма рынка на экономику и социально-экономическую стабильность явилось причиной модернизации "чистого капитализма", его системного совершенствования, формирования постиндустриальных экономических систем.

В действительность "чистой" рыночной экономической  системы не существует. Действуют  смешанные системы с различной  степенью роли государственных структур в экономике и различным уровнем государственного регулирования рынка, способствующего устранению отмеченных недостатков рыночной системы и повышению ее социальной направленности.

4. Государственное  регулирование экономики

Рыночная  экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно  вступают стихийные регуляторы. Они  также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.

В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.

Государственное регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к централизации.

Как правило, государственное регулирование  рыночной экономики проявляется  двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Отличие государственного управления в централизованной и рыночной экономике состоит в том, что в первом случае органы государственной власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам, а во втором - управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит.

Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования  очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической науки практически не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих «правил игры» может иметь самые негативные и разрушительные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкурентных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой механизм можно назвать механизм организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного вмешательства в экономику нацелен на поддержание подобного оптимизма.

Заключение

Экономическая теория утверждает, что рыночная экономика  способствует эффективному размещению ресурсов, если в отраслях промышленности осуществляется совершенная конкуренция. В совершенно конкурентных отраслях индустрии фирмы достигают экономически эффективного уровня объема производства. Для конкурентных фирм предельный доход и цена товара равны, поскольку дополнительный доход, получаемый при производстве одной единицы товара, просто равен цене, которую платят за товар покупатели. Поскольку именно фирмы несут все издержки производства при совершенной конкуренции, то предельные издержки фирм - это и есть предельные общественные издержки.

Установлено, что частное обеспечение общества товарами общественного пользования  не представляется возможным. Необходимо вмешательство правительства в обеспечение товарами смешанного пользования.

Роль  государства в экономике очень  велика. Оно создает условия для  экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны  монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Литература

1. С.  Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи  «Экономика» Москва, 1999г.

2. «Курс  экономической теории». Под ред.  Чепурина М.Н., Киров, 1998г

3. А.И.  Добрынин, Л.С. Тарасевич «Экономическая  теория»: Учебник для вузов,  издательство «Питер Паблишинг»  С.-Петербург, 1997

4. А.  Эльянов Государство и развитие. / Мировая экономика и международные  отношения. 2003.

5. Аширов  Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005.

6. Бункина  М.К. Национальная экономика: Учебник  для вузов. - М.: Издательсикй Дом  «Деловая литература»:, 2002.

7. Государственное  регулирование рыночной экономики:  Учебник для вузов / Под общ.  Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.

Информация о работе Государственное регулирование экономики