Государственное финансовое регулирование инвестиций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой я поставила цель: изучить литературу по выбранной теме и проанализировать инвестиционную политику России и Мурманской области.
Задачи:
1. проанализировать литературу по выбранной теме;
2. провести исследования законодательных основ и государственного регулирования инвестиционной деятельности при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на ее изменение и попытка дать оценку текущего состояния инвестиционного климата России и Мурманской области.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основная часть
1.1 Анализ и виды инвестиций………………………………………………...5
1.2 Основные правовые аспекты инвестиционной деятельности…………...7
2. Инвестиционная политика
2.1 Инвестиционная политика России………………………………………12
2.2 Инвестиционная политика Мурманской области………………………14
2.2.1 Государственная поддержка инвестиционной деятельности………16
2.2.2 Проблемы в сфере инвестиционной деятельности…………………17
2.2.3 Перспективные направления инвестиционного развития
области………………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Государственное финансовое регулирование инвестиций в России.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Основным источником инвестиций в экономику региона  являются собственные средства предприятий, которые составляют до 60% всех средств, направляемых на инвестиции. Однако, учитывая тенденции развития Мурманской области в краткосрочной перспективе, структура инвестиций будет меняться в сторону увеличения доли привлеченных средств, в первую очередь, кредитов и финансовых средств институциональных инвесторов.

Расширение  операций по инвестиционному кредитованию ведет к необходимости привлечения достаточного объема долгосрочных ресурсов с финансового рынка и рынка капиталов, что определяет важность отработки надежного механизма финансирования кредиторов и обеспечения гарантий надежности инвесторам, направляющим свои капиталы на рынок долгосрочных капитальных вложений.

Для решения  этой задачи создаётся инфраструктура с участием правительства Мурманской области, которая позволит участникам рынка инвестиций реализовать свои возможности. Участниками рынка инвестиций являются предприятия и организации всех форм собственности, частные предприниматели, действующие на территории Мурманской области; инвесторы: иностранные и отечественные банки, различные фонды, лизинговые компании, предприятия и корпорации, частные инвесторы; страховые компании2.

2.2.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Государственная поддержка инвестиционной деятельности предусматривает формирование благоприятных условий для размещения инвестиций на территории Мурманской области, в том числе:

  • развитие инфраструктуры, содействие внедрению лизинга, привлечение финансовых институтов и страховых компаний в инвестиционную деятельность;
  • предоставление бюджетных субсидий субъектам инвестиционной деятельности для компенсации части расходов, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами банков, иных кредитных организаций, а также лизинговых платежей;
  • содействие в получении финансовой, технической и методической помощи международных организаций в порядке, определяемом Правительством Мурманской области;
  • предоставление организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность, налоговых льгот.

Наиболее перспективным  направлением совершенствования региональной инвестиционной политики Мурманской области  в ближайшие годы является создание системы надёжных правовых гарантий и механизмов разрешения споров, которые обеспечивали бы инвесторам уверенность как в надёжной защите их прав собственности на хозяйственные активы, так и в стабильности правового режима регулирования их деятельности

За 2010 год объём  инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования составил 35,4 млрд. рублей. Крупнейшим инвестиционным проектом, осуществляемым в настоящее  время за счёт средств регионального  бюджета, является строительство областного перинатального центра в Мурманске, 1-я очередь которого введена в действие в декабре 2010 года. Также в 2010 году в Мурманске завершено строительство медицинского центра для подростков-наркоманов, рассчитанного на 55 мест и 195 посещений в смену. В рамках федеральной адресной инвестиционной программы при годовом лимите бюджетных инвестиций в сумме 1,057 млрд. рублей финансирование проектов составило 1,040 млрд. рублей.

В 2011 году началась реализация долгосрочной целевой программы  «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области», которая направлена на создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в экономику региона3.

 

2.2.2 ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемы в  сфере инвестиционной деятельности существуют как у предприятий малого и среднего бизнеса, так и у крупных предприятий. Однако природа их различна. У первой группы, как правило, при значительном количестве идей и новаций отсутствуют средства и возможности для разработки проектов, поиска инвесторов, обеспечения заемных средств. Во второй группе сегодня мы зачастую видим отсутствие мотивации к расширению производства, преобладание тенденций к оптимизации расходов. Безусловно, мешают и административные барьеры в вопросах согласования отвода земель, экспертизы проектов, энергоресурсов и т.п.

Кроме того, к  проблемам обеих групп можно  отнести недостаток реальной поддержки  со стороны государственных органов  власти, что выражается в отсутствии обустройства площадок объектами инженерной инфраструктуры, централизованных инвестиционных фондов, гарантий инвестиционной деятельности за счет бюджетных средств. Недостаточно развиты механизмы региональной государственной политики по информационной поддержке инвестиционных проектов, поиску инвесторов, продвижению проектов и обеспечению прединвестиционных обследований и экспертиз.

С другой стороны, следует отметить низкую инвестиционную активность крупного бизнеса, отсутствие долгосрочных программ расширения производства и создания новых рабочих мест, низкую капитализацию предприятий региона, входящих в состав финансово-промышленных холдингов. Стоит также упомянуть и реорганизацию отдельных градообразующих предприятий в структурные подразделения без права юридического лица, что снижает их самостоятельность и фактически служит механизмом снижения налоговых поступлений в региональный бюджет.

У каждого участника  рынка инвестиций имеются свои функции, цели и задачи. Однако для учета  интересов всех участников, организации  их взаимодействия, экспертно-аналитической  работы, сбора и распространения  информации, изучения спроса и предложения  на рынке инвестиций предполагается в порядке конкурсного отбора определить предприятие или организацию, которая будет выполнять функцию областного экспертно-информационного центра по инвестиционной деятельности.

Роль правительства  Мурманской области в соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», с одной стороны - инициатор и регулятор данного рынка через систему законов Мурманской области и взаимоотношений с Экспертно-информационным центром и, с другой стороны, - непосредственный участник данного рынка по проектам областного бюджета, капитального строительства и гарант конкурсных инвестиционных проектов.

 

2.2.3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ

В области планируется создание Мурманской портовой особой экономической зоны. Объем привлеченных инвестиций, по предварительной оценке, составит более 138 млрд. рублей, ожидается создание 1,5 тысячи новых рабочих мест. Подготовлены и направлены в Минрегион России проекты, предусматривающие привлечение средств Инвестиционного фонда РФ с общим объемом инвестиций 4,7 млрд. рублей, в том числе в текущем году предполагается получить 396,5 млн. рублей из Инвестиционного фонда.

Министерство  экономического развития региона оказывает всестороннюю поддержку инвесторам в реализации крупных инвестиционных проектов, которые в перспективе окажут значительное влияние на социально-экономическое развитие региона.

Особое значение в 2009 году имел I Мурманский международный  экономический форум, главным организатором и координатором которого было Министерство экономразвития области. В рамках форума были подготовлены и подписаны соглашения о сотрудничестве на сумму свыше 30 млрд. рублей.

Итоги работы форума прошедшего под девизом «Арктика XXI века – стратегия освоения», получили высокую оценку Правительства Российской Федерации, которое рассматривает возможность включения ММЭФ в ежегодный план работы Правительства Российской Федерации.

В результате участия  в 15 федеральных целевых программах в 2009 году в область привлечено 1,5 млрд. рублей из средств федерального бюджета, что в полтора раза выше уровня 2008 года. Материалы, представленные исполнительными органами власти, позволили министерству разработать проект Программы социально-экономического развития Мурманской области на 2009–2013 годы.

В настоящее  время одной из важнейших целей  министерства является развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение его вклада в развитие области. Для  достижения этой цели министерство осуществляет финансовую, имущественную и информационную поддержку предпринимательства. В 2009 году на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса было направлено около 55 млн рублей. В 2010 году планируется увеличение объемов оказываемой им финансовой помощи и разработка новых механизмов поддержки. Новым направлением работы министерства является программа для начинающих предпринимателей «Шаг за шагом»4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен.

В ближайшей  перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием  новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о  свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного  климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий  развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

  • достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
  • ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
  • радикализация борьбы с преступностью;
  • торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
  • мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
  • внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
  • запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
  • предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

В числе мер  по активизации инвестиций надо отметить:

  • принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
  • создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций как в Россию, так и в Мурманскую область.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. с изменениями, внесенными федеральными законами от 19 июня 1995 г. и от 25 февраля 1999 г.

2. Федеральный  Закон «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.

3. Федеральный  Закон «Об инвестиционной деятельности  в Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование инвестиций в России