Госбюджет сущность и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:19, доклад

Краткое описание

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

Легально контролирует действия правительства

Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Файлы: 1 файл

Бюджет государства и его сущность и функции.docx

— 20.87 Кб (Скачать)

Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются  за счет собственных доходов и  доходов за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов  и сборов. В местные бюджеты  полностью поступают доходы от продажи  и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых  органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  органов местного самоуправления и  другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ. 

Доходная часть  государственного бюджета состоит  из трех основных частей:

налогов

неналоговых доходов

доходов целевых  бюджетных фондов

К неналоговым доходам  относятся доходы:

от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

от продажи или  иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  соответственно федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

иные неналоговые  доходы. 

В систему налоговых  платежей в государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные  налоги. 

В структуре доходов  государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые  доходы (рис. 30): 
 

Рис. 30. Структура  доходов госбюджета по источникам 

Налоговые доходы делятся  на две группы: прямые и косвенные  налоги. 

Косвенные налоги —  основная часть налоговых поступлений  государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и  сборов. Они оказывают влияние  на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления. 

Прямые налоги —  это налоги, взимаемые непосредственно  у источника их образования.К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход. 

К косвенным налогам, составляющим до 70−90% от всех налоговых  поступлений в государственный  бюджет, относятся: налог на добавленную  стоимость (НДС); акцизы; таможенные пошлины  и сборы. При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). Акцизы — это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых — высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет. 

Прямые налоги взимаются  и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина — от 12-15 до 35%. Прямые налоги — вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

Налоги делятся  на федеральные, региональные и местные 

К федеральным налогам  относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные полшины и сборы. Региональными  признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях  государства. Это налог на имущество  юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и  пр. 

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов  самоуправления. Особого внимания заслуживает  НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части  государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость. Механизм взимания НДС можно проиллюстрировать  на примере взимания НДС с продукции деревообрабатывающей и мебельной промышленности (табл. 2): 
 

Система расходов государственного бюджета 

Посредством расходов государственного бюджета государство  реализует свои функции воздействия  на экономическое и социальное развитие и состояние общества. 

Расходование средств  государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и  другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам, важнейшим из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие  расходы:

содержание органов  власти;

национальная оборона;

финансирование науки;

финансирование реального  сектора;

образование госрезервов;

обслуживание и  погашение госдолга (внутреннего  и внешнего);

регулирование финансового  потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

К расходам, финансируемым  совместно из госбюджета, федеральных  и муниципальных бюджетов, можно  отнести:

господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной  безопасности;

науку и социально-культурные мероприятия. 

Основной принцип  разграничения расходов между бюджетами  — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти. 

Расходы бюджета  подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства. 

По принципу участия  в процессе расширенного воспроизводства  бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера. 

Текущие расходы  — это:

содержание органов  власти, управления и правоохранительных органов;

текущие расходы  на оборону, науку, социальную сферу;

отдельные компенсационные  расходы по отраслям экономики. 

Расходы капитального характера делятся на:

новое строительство;

реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной  собственности. 

Среди приоритетных расходов государственного бюджета  выделяют:

социальные расходы;

военные расходы;

содержание судебной системы;

образование и здравоохранение.

Информация о работе Госбюджет сущность и функции