Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:19, доклад
Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.
Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).
Функции государственного бюджета:
Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
Легально контролирует действия правительства
Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства
Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.
Согласно ст. 60 БК
РФ доходы местных бюджетов формируются
за счет собственных доходов и
доходов за счет отчислений от федеральных
и региональных регулирующих налогов
и сборов. В местные бюджеты
полностью поступают доходы от продажи
и использования имущества, находящегося
в муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых
органами местного самоуправления бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении
органов местного самоуправления и
другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.
Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:
налогов
неналоговых доходов
доходов целевых бюджетных фондов
К неналоговым доходам относятся доходы:
от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
иные неналоговые
доходы.
В систему налоговых
платежей в государственный бюджет
включаются: прямые налоги и косвенные
налоги.
В структуре доходов
государственного бюджета наибольший
удельный вес занимают налоговые
доходы (рис. 30):
Рис. 30. Структура
доходов госбюджета по источникам
Налоговые доходы делятся
на две группы: прямые и косвенные
налоги.
Косвенные налоги —
основная часть налоговых поступлений
государственного бюджета (это налоги
на потребителя). Они состоят из НДС,
акцизов и таможенных пошлин и
сборов. Они оказывают влияние
на уровень цен (включены в цену)
и на структуру потребления.
Прямые налоги —
это налоги, взимаемые непосредственно
у источника их образования.К прямым
налогам относятся: налог на прибыль; подоходный
налог с физических лиц; налоги на совокупный
доход.
К косвенным налогам,
составляющим до 70−90% от всех налоговых
поступлений в государственный
бюджет, относятся: налог на добавленную
стоимость (НДС); акцизы; таможенные пошлины
и сборы. При этом важное значение
в этой группе имеет НДС (до 40% в группе
косвенных налогов). Акцизы — это федеральный
(государственный в унитарном государстве)
налог, который взимается с небольшой
группы товаров, главный признак которых
— высокая доходность (нефть, природный
газ, легковые автомобили, автомобильный
бензин, спирт этиловый и спиртные напитки,
табак и табачные изделия). Таможенные
платежи, пошлины и сборы поступают только
в государственный бюджет.
Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина — от 12-15 до 35%. Прямые налоги — вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.
Налоги делятся
на федеральные, региональные и местные
К федеральным налогам
относят: налог на прибыль, подоходный
налог с физических лиц, НДС, акцизы,
таможенные полшины и сборы. Региональными
признаются налоги и сборы, обязательные
к уплате на федеральных территориях
государства. Это налог на имущество
юридических лиц, налог с продаж,
региональные лицензионные сборы и
пр.
Местными признаются
налоги и сборы, вводимые в действие
законодательными актами местных органов
самоуправления. Особого внимания заслуживает
НДС, косвенный налог, который занимает
лидирующее место в доходной части
государственного бюджета. Налог на
добавленную стоимость тем
Система расходов государственного
бюджета
Посредством расходов
государственного бюджета государство
реализует свои функции воздействия
на экономическое и социальное развитие
и состояние общества.
Расходование средств
государственных бюджетов производится
по направлениям и в размерах, определяемых
федеральным законом, законами и
другими нормативно-правовыми
Из федерального
бюджета финансируются
содержание органов власти;
национальная оборона;
финансирование науки;
финансирование реального сектора;
образование госрезервов;
обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
обеспечение правоохранительной деятельности;
обеспечение противопожарной безопасности;
науку и социально-культурные
мероприятия.
Основной принцип
разграничения расходов между бюджетами
— их адекватность полномочиям, закрепленным
за соответствующим уровнем
Расходы бюджета
подразделяются также по принципу их
участия в процессе расширенного
воспроизводства.
По принципу участия
в процессе расширенного воспроизводства
бюджетные расходы делятся на
текущие и расходы капитального
характера.
Текущие расходы — это:
содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
отдельные компенсационные
расходы по отраслям экономики.
Расходы капитального характера делятся на:
новое строительство;
реконструкцию важных
объектов государственной и
Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:
социальные расходы;
военные расходы;
содержание судебной системы;
образование и здравоохранение.