Функции и операции Национального банка Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Центральным банком Республики Беларусь является Национальный банк. На современном этапе развития белорусской экономики, в условиях продолжающейся её трансформации и становления денежного рынка, а также в результате влияния с 2008 года последствий мирового финансово-экономического кризиса, ключевую роль играет эффективная деятельность, как Национального банка, так и всей банковской системы в целом.

Оглавление

Введение 4
1 Организационная структура Национального банка Республики Беларусь 6
2 Функции Национального банка Республики Беларусь 11
3 Операции Национального банка Республики Беларусь 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А Годовой бухгалтерский баланс Национального банка Республики Беларусь на 1 января 2009 г. 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа ДКБ Тюлюнов.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

     Расширенными  правами обладает Национальный банк и в области проведения валютной политики, которая включает в себя [5, с. 83]:

  • регулирование валютного курса;
  • проведение валютного регулирования и валютного контроля;
  • формирование официальных валютных резервов и управление ими;
  • осуществление международного валютного сотрудничества и участие в международных валютно-кредитных организациях.

     Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в той или иной степени) многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.) [9, c. 452]

     Регулирование валютного курса — важнейшее направление деятельности центрального банка в валютной сфере. Так, Национальный банк устанавливает официальный курс белорусского рубля по отношению к другим валютам, правила биржевой торговли иностранными валютами, порядок осуществления операций между резидентами и нерезидентами. Наряду с этим Национальный банк выполняет функции агента валютного контроля, определяет меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства.

Совершенствование валютного законодательства осуществлялось в соответствии со сложившимися экономическими условиями. Принят Закон Республики Беларусь от 3 июня 2009 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле, предусматривающий принципиально иной подход к отнесению валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, к текущим валютным операциям либо валютным операциям, связанным с движением капитала[28].

     Функция управления золотовалютными резервами всегда была присуща центральным банкам. Национальный банк осуществляют эту функцию для формирования резервных активов (т.е. гарантийно-страхового фонда) в международных расчетах. В настоящее время золотовалютные резервы, не являясь основой эмиссионных операций, тем не менее, значимы для целей покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты. Кроме благородных металлов, Национальный банк хранит крупные запасы иностранных валют для поддержания обменного курса своей валюты с помощью интервенций на валютном рынке [15, с. 356].

     Что же касается обслуживающих функций, то к ним относят:

  • выполнение роли финансового агента правительства (т.е. размещение государственного долга на наиболее выгодных условиях, расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджета, консультирование правительства по банковским вопросам и др.);
  • организацию расчетно-платежных отношений коммерческих банков, выполнение функций «банка банков» и «кредитора последней инстанции».

     Функция банкира и финансового агента правительства также является важнейшей функцией Национального банка. Национальный банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами [5, с. 88].

     Важная  роль Национального банка в решении  таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его роли кредитора своей страны. Развитие государственного кредита сопровождалось созданием довольно сложной структуры управления государственным долгом. Основными методами финансирования внутреннего государственного долга являются:

  • денежная эмиссия;
  • прямые кредиты Национального банка;
  • выпуск государственных займов.

     Так на 1 января 2010 г. остаток задолженности Правительства по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, составил 415 592,2 млн. бел. рублей. Кредитная задолженность сформирована путем отнесения на внутренний государственный долг кредитов, предоставленных Национальным банком Правительству на финансирование дефицита бюджета в 2000 - 2003 годах (с 2004 года кредитование Правительства не осуществляется)[26].

     Выполняя  функцию финансового агента правительства, Национальный банк реализует кассовое исполнение бюджета – прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. Он аккумулируют бюджетные поступления, выдает финансовые средства, зачисленные на счета федерального и местных бюджетов, ведет учет поступлений и платежей федерального и местного бюджетов, предоставляет финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов.

     Национальный  банк также выполняет функцию «банка банков». Это означает, что Национальный банк выполняет основные банковские операции (расчетные, кредитные, депозитные) для коммерческих банков. Являясь «банком банков», Национальный банк не только хранит свободные резервы банков, но и выступает в роли «кредитора последней инстанции», т.е. предоставляет им кредиты в рамках своей эмиссионной деятельности. Ссуды Национального банка — источник временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Однако доступ к кредитам рефинансирования не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя [25, с. 283]. В 2009 году все кредиты банкам-резидентам, номинированные в белорусских рублях, предоставлялись в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь. На 1 января 2010 г. задолженность по указанным кредитам составляла 8 067 272,6 млн. бел. рублей, из них:

  • 4 276 400 млн. бел. рублей предоставлено на срок до 5 лет;
  • 3 790 872,6 млн. бел. рублей предоставлено на срок до 1 года.

По указанным  кредитам установлены как плавающие (от 0,1 процента ставки рефинансирования до ставки по кредиту овернайт), так и фиксированные (от 0,1 до 4 процентов годовых) процентные ставки. Все кредиты, срок погашения по которым свыше 1 года, предоставлены под ставку рефинансирования [26].

     Кредиты рефинансирования предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от [5, с. 80]:

  • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, выдаваемые на основе проведенных аукционов);
  • сроков предоставления (среднесрочные — на 3—4 месяца и краткосрочные — на 1 день или несколько дней);
  • целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

     В своей деятельности Национальный банк не преследует цели получения прибыли, а также не конкурирует на финансовых рынках с коммерческими банками. Национальный банк должен обеспечить бесперебойное снабжение экономики платежными средствами или обеспечить необходимый уровень ликвидности и наладить систему расчетов. Значимость этого существенно возрастает в периоды нестабильности финансового рынка, когда высока вероятность массового оттока депозитов и возникновения системного банковского кризиса. Учитывая тот факт, что Национальный банк обладает абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты, данное свойство и определяет его роль «кредитора последней инстанции» [27].

     Возвращаясь к основным функциям Национального банка Республики Беларусь, необходимо отметить контрольные, которые включают [15, с 354]:

  • контроль за деятельностью кредитно-банковской системы (пруденциальный надзор);
  • осуществление валютного контроля.

     Контроль  над работой банков проводится для того, чтобы обеспечить устойчивость некоторых из них, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его функций в соответствии с действующим законодательством и инструкциями. Банковский надзор преследует две цели:

  • защиту вкладчика от возможных потерь;
  • поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

     При реализации Национальным банком функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков в его задачу входят [22, c. 36]:

  • выдача лицензий на банковскую деятельность;
  • проверка отчетности, предоставляемой банками;
  • ревизии на местах;
  • контроль соблюдения норм банковских операций.

     Выдача  лицензий на банковскую деятельность. Национальный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого НБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность. К настоящему времени проведена работа по упрощению процедур государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензированию банковской деятельности. В частности, упрощена процедура выдачи согласия и разрешения Национального банка на приобретение акций в уставном фонде банка; снижен размер нормативного капитала, требуемого для получения права на осуществление банковских операций по открытию и ведению счетов в драгоценных металлах; сокращен состав сведений, представляемых в Национальный банк при открытии структурных подразделений банка.

     Важный этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности которую представляют банки. Постоянный контроль отчетности позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

     Важнейшими  показателями финансового состояния  банка, зависящими от внутрибанковской системы управления, являются [23, c. 97]: 

  • достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);
  • качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
  • доходность, или прибыльность (уровень прибыли на одну акцию или на одного занятого);
  • ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) — соотношение ликвидных и прочих активов.

     Следует отметить, что в 2009 году проводилась целенаправленная работа по усилению документарного надзора в части углубления анализа показателей деятельности, соблюдения нормативов безопасного функционирования, выявления негативных тенденций и кризисных явлений на ранних стадиях, применения всего спектра мер надзорного реагирования. По результатам анализа отчетности и иной поступившей информации в целях пресечения негативных тенденций Национальным банком направлялись предписания банкам об устранении выявленных нарушений. Применялись такие формы работы с банками, как совещания с исполнительными органами банков, допустивших нарушения, проводимые в Национальном банке и на местах, а также направление писем высшим органам управления банков [28].

     Ревизии на местах позволяют Национальному банку осуществлять независимую проверку отдельных операций банка и его финансового положения в целом. Основное внимание уделяется, прежде всего, анализу банковских активов, в первую очередь кредитов и ценных бумаг, что объясняется необходимостью определить устойчивость и ликвидность банка. Активы, не отвечающие принятым стандартам, рассматриваются отдельно.

Информация о работе Функции и операции Национального банка Республики Беларусь