Функции и операции Национального банка Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Центральным банком Республики Беларусь является Национальный банк. На современном этапе развития белорусской экономики, в условиях продолжающейся её трансформации и становления денежного рынка, а также в результате влияния с 2008 года последствий мирового финансово-экономического кризиса, ключевую роль играет эффективная деятельность, как Национального банка, так и всей банковской системы в целом.

Оглавление

Введение 4
1 Организационная структура Национального банка Республики Беларусь 6
2 Функции Национального банка Республики Беларусь 11
3 Операции Национального банка Республики Беларусь 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А Годовой бухгалтерский баланс Национального банка Республики Беларусь на 1 января 2009 г. 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа ДКБ Тюлюнов.doc

— 245.50 Кб (Скачать)
  • разработка (совместно с Правительством Республики Беларусь) Основных направлений денежно-кредитной политики на очередной год;
  • утверждение годового отчета о работе Национального банка;
  • установление (по согласованию с Президентом Республики Беларусь) размера участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь;
  • принятие основных решений в сфере денежно-кредитного, валютного регулирования в области надзора за банковской деятельностью, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, лицензирование банковской деятельности и т.д.

     Исполнительным  коллегиальным органом Национального  банка является Совет директоров. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь руководит деятельностью центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, организует исполнение законодательных актов, нормативных документов Правления Национального банка Республики Беларусь, дает разъяснения по их применению, обеспечивает контроль за исполнением своих решений. Совет директоров вправе издавать соответствующие распоряжения, указания, предписания и другие акты, которые обязательны для исполнения работниками центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, подведомственных учреждений и организаций банков и других кредитных учреждений, действующих на территории Республики Беларусь. [6] Количественный состав Совета директоров определяется Правлением Национального банка. Руководителем Совета директоров Национального банка является Председатель Правления. Члены Совета директоров назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.

   Совет директоров также выполняет широкий круг функций, основные из которых следующие [21, с. 70]:

  • организация выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики;
  • определение организационной структуры Национального банка;
  • утверждение порядка проведения отдельных операций Национальным банком;
  • принятие решений в области процентной и эмиссионной политики, минимальных обязательных резервов;
  • выполнение прочих функций, отнесенных Правлением к компетенции Совета директоров.

     Национальный  банк и правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Со стороны Правительства деятельность НБ регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями правительства и протоколами совещаний у премьер-министра, а также совместными постановлениями правительства и Национального банка.

     Поскольку Национальный банк подотчетен Президенту страны, он ежеквартально информирует Президента и Правительство об объеме эмиссии денег и реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Кроме того, НБ и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях по вопросам единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики, проводят регулярные консультации.

     При Национальном банке создан Консультационный совет в составе представителей Президента страны, Палаты представителей Национального собрания, Совета Министров, НБ, банков и экспертов. Председателем Консультационного совета является председатель Правления Национального банка.

     Имущество Национального банка находится  в собственности Республики Беларусь и закреплено за Национальным банком на праве оперативного управления: владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с целями деятельности, Уставом Национального банка и банковским законодательством Республики Беларусь.

     Уставный  фонд НБ сформирован из средств государственного бюджета.

Так на 1 января 2010 г. уставный фонд Национального банка составил 250 млрд. рублей[26]. Его пополнение осуществляется за счет прибыли, целевых поступлений и других источников. Часть прибыли используется для создания резервного и иных фондов, в том числе и специальных резервов общих банковских рисков. Средства из резервного фонда идут на покрытие убытков по операциям банка, он являйся одним из источников погашения затрат на осуществление долгосрочных финансовых вложений, затрат капитального характера. Прибыль, образующаяся в результате деятельности банка, в определенной части, перечисляется в доход республиканского бюджета. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2009 год" 80 процентов полученной прибыли перечислено в республиканский бюджет (62,1 млрд. рублей). Прибыль, остающаяся в распоряжении Национального банка и подлежащая распределению, составляет 15,5 млрд. рублей.

     К основным целям деятельности Национального банка относят [3, с. 25]:

  • защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, поддержание ее стабильности;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

 

      2 Функции  Национального банка  Республики Беларусь 
 

     Место и роль центрального банка в функционировании экономики, взаимосвязь с прочими составляющими общеэкономической политики государства проявляются через выполняемые им функции. Реализация центральным банком своих функций позволяет ему обеспечить достижение своих главных целей деятельности — поддержания стабильности национальной валюты, ликвидности и надежности банковской и платежной систем.

     Среди всего многообразия функций, выполняемых  Национальным банком Республики Беларусь, выделяют основные, направленные на достижение целей деятельности Национального банка, и дополнительные, способствующие этому процессу. Основные функции, характерные для центрального банка как основного звена двухуровневой банковской системы, как правило, делят на регулирующие, обслуживающие и контрольные [15, с. 353].

     К регулирующим относят:

  • реализацию денежно-кредитной политики;
  • монопольную эмиссию банкнот;
  • регулирование безналичной эмиссии коммерческих банков;
  • управление совокупным денежным оборотом в рамках реализации текущей и долгосрочной денежно-кредитной политики;
  • проведение валютной политики, управление золотовалютными резервами,

     Основной  регулирующей функцией Национального банка Республики Беларусь является разработка и реализация денежно-кредитной политики. Осуществление данной функции включает:

  • определение направлений развития денежно-кредитной сферы, способствующих достижению устойчивых темпов экономического роста в стране;
  • выбор системы методов и инструментов денежно-кредитной политики;
  • проведение аналитических и статистических исследований по проблемам повышения эффективности денежно-кредитного регулирования и т.д.

     Денежно-кредитная  политика Национального банка как составная часть государственно-монополистического регулирования экономики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Главной задачей денежно-кредитной политики в 2009 году являлось обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности в условиях негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса [26].

     Национальный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются по форме и объектам воздействия (см. рис 2): 
 
 
 

     

     

       
 
 
 
 

     

       
 

     

     

     

       
 
 

Рисунок 2- Признаки классификации воздействия НБ на проведение денежно-кредитной политики

Примечание  – Источник: [5, с.71]. 

Все эти  методы используются в единой системе.

     К основным инструментам денежно-кредитной политики Национального банка можно отнести:

    • установление минимальных резервных требований;
    • регулирование официальной учетной ставки;
    • операции на открытом рынке.

     Регулирование денежного предложения и текущей  ликвидности банков осуществлялось с использованием механизма обязательного резервирования. Для поддержания текущей ликвидности банков, а также создания более благоприятных условий для привлечения рублевых средств населения как важного источника кредитования экономики в 2009 году снижен норматив резервных требований для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях - с 1,5 до 0 процентов; от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях - с 7 до 6 процентов; от привлеченных средств в иностранной валюте - с 7 до 6 процентов. С 1 декабря 2009 г. вследствие замедления инфляционных процессов, стабилизации ситуации на депозитном рынке и в целях повышения доступности кредитов Национальный банк установил ставку рефинансирования на уровне 13,5 процента годовых. В реальном выражении за отчетный год ставка рефинансирования сложилась на положительном уровне 4,2 процента годовых. Что же касается операций на открытом рынке, то главная роль в регулировании текущей ликвидности банков сохранилась за аукционными операциями. Их удельный вес (по остатку задолженности) в общем объеме операций поддержки ликвидности в 2009 году составил 55,3 процента[26].

     Функция монопольного регулирования денежной эмиссии — это функция, как монопольной эмиссии банкнот, так и регулирования безналичной эмиссии коммерческих банков.

     Под монопольной эмиссией банкнот понимают налично-денежную эмиссию, для выполнения которой в Национальном банке есть специальные подразделения, осуществляющие эмиссионно-кассовое регулирование. Банкноты служат единственным законным платежным средством, обязательным к приему в оплате долгов. Банкнотный "фундамент" поддерживает огромную надстройку безналичных денег, хранящихся в виде остатков на банковских счетах и приводимых в движение с помощью чеков, платежных поручений и т.д. Банкнотный "фундамент" хотя и составляет относительно небольшую часть денежной массы, тем не менее, является исключительно важной частью запаса денег в экономике. Регулируя выпуск банкнот и определяя сумму обязательных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить против своих депозитов на счете в Национальном банке, последний осуществляет контроль за динамикой и стоимостью кредитов в экономике. Таким образом, Национальный банк печатает и выпускает банкноты, осуществляет покупку иностранной валюты для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, имеет исключительное право изъятия из него выпущенных наличных денег [14, с. 268]. В соответствии с годовым отчетом Национального банка наличный денежный оборот за 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличился на 14,6 трлн. рублей (на 10,2 процента) и составил 158,2 трлн. рублей. Изъятие наличных денег из обращения составило 0,2 трлн. рублей. На 1 января 2010 г. в обращении находилось 3,6 трлн. рублей (507,1 млн. экземпляров банкнот). Наибольший удельный вес банкнот Национального банка, находящихся в обращении на начало 2010 года, в суммарном выражении приходился на банкноты достоинством 100 тыс. рублей (47,9 процента).

     Однако  реализация Национальным банком эмиссионной функции также предполагает пополнение каналов денежного обращения путем регулирования безналичной эмиссии (для целей регулирования ликвидности банковской системы, или стабилизации национальной денежной единицы, или кредитования правительства). Обеспечением наличных денег (банкнот) служат активы центрального банка (золотовалютные резервы, государственные ценные бумаги и др.). Обеспечением безналичной эмиссии служат активы коммерческих банков. В результате обеспечением всей официальной денежной массы, обращающейся в экономике, служат активы банковской системы в целом (центрального и коммерческого банков).

Информация о работе Функции и операции Национального банка Республики Беларусь