Функции финансов и их развитие в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Как историческая категория финансы являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением торговли и как, производное от торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привели к разложению родового строя изамене его государством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной) собственности переходят в частную собственность и становятся предметом обмена, т. е. превращаются в товар. Появляются деньги как знак обмена. Большую роль в обществе стали играть те, у кого много денег, что способствовало появлению купцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвало появление денежных займов и обменных пунктов (лавка менялы), и вместе с ними появляются процент, ростовщичество и банки. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов как экономическая категория финансы представляют собой систему отношений, возникающих при денежном потоке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ФИНАНСЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие, сущность и особенности финансов……………………………….5
1.2 Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений………………………………………………………………………..12
1.3 Необходимость существования финансов…………………………………16
1.4 Финансовые отношения и их характеристика……………………………..20
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ
2.1 Распределительный характер финансовых отношений…………………..23
2.2 Роль финансов в общественном воспроизводстве………………………...24
3 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ СУЩНОСТИ
3.1. Распределительная функция……………………………………………….29

3.2. Контрольная функция………………………………………………………31

3.3. Другие функции……………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 71.45 Кб (Скачать)

    Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции и получение конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики происходит смещение приоритетов в объектах и целевых установках системы управления объектом хозяйствования. Как известно, укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются денежные средства (точнее, финансовые ресурсы), трудовые ресурсы, средства и предметы труда. В централизованно планируемой экономике приоритеты в управлении этими объектами, как правило, не расставлялись. Такой подход был понятен и вполне естествен. Присущие этому типу экономики тотальное планирование, централизация, а также лимитированность ресурсов с необходимостью предусматривали введение жесткого их фондирования. Свобода в манипулировании ресурсами, их взаимозамещении была весьма ограниченной. Кроме того, предприятия были поставлены в жесткие финансовые рамки и не могли выбирать наиболее рациональную (по их субъективному мнению, естественно) структуру всех используемых ресурсов.

       В условиях рыночной экономики централизованно устанавливаемые ограничения в значительной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), а эффективное управление как раз и предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов.

      Тезис о приоритетности управления финансовыми ресурсами может быть подтвержден также и при рассмотрении динамики управленческого процесса

      Стратегия управления заключается в выборе и обосновании политики привлечения и эффективного размещения ресурсов (в том числе финансовых средств) коммерческой организации, тактика управления — в конкретизации поставленных целей в виде системы планов и их ресурсного обеспечения по различным параметрам (временному, материально-техническому, информационному, кадровому и т.д.). В зависимости от горизонта планирования состав и структура используемых или планируемых к использованию ресурсов существенно различаются. Так, если весь объем ресурсов на каждом уровне управления (стратегический, тактический, оперативный) условно принять за единицу, то на стратегическом уровне большая доля будет приходиться на финансовые ресурсы; напротив, на оперативном уровне (определяется продолжительностью технологии производственного процесса и учетного цикла) большая доля будет приходиться на материальные и трудовые ресурсы. Следовательно, можно сделать два основных вывода. Во-первых, в той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики. Во-вторых, финансовые ресурсы как основной компонент системы бухгалтерского учета представляют собой ведущее связующее звено между учетом и финансовым менеджментом, что и предопределяет их тесную взаимосвязь.

    Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

  • формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание экономического потенциала предприятия;
  • обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;
  • обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ СУЩНОСТИ 

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят  от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег  не только по содержанию, но и по выполняемым  функциям, в которых проявляется  их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы – это  совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых  осуществляется формирование и использование  фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один –  валовый внутренний продукт. Осуществить  процесс распределения ВВП можно  с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и  т.д., установленных государством.

     Если говорить о финансах в  целом, то, видимо, следует считать,  что они

выполняют две основных функции: распределительную  и контрольную.  
 

2.1.  Распределительная  функция 

Распределительная функция заключается в том, что  финансовые ресурсы предприятия  подлежат распределению в целях  выполнения денежных обязательств перед  бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом  является формирование и использование  целевых фондов денежных средств, поддержание  эффективной структуры капитала.

     Распределительная функция проявляется  при распределении национального  дохода, когда происходит создание  так называемых основных, или  первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

зарплата  рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального  производства;

доходы  предприятий сферы материального  производства.

     Однако первичные доходы еще  не образуют общественных денежных  фондов, достаточных для развития  приоритетных отраслей народного  хозяйства, обеспечения обороноспособности  страны, удовлетворение материальных  и культурных потребностей населения.  Необходимо дальнейшее распределение  или перераспределение национального  дохода, связанное:

  • с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  • наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  • перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

     В результате перераспределения  образуется вторичная, или производственные  доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной  сферы, налоги (подоходный налог  с физических лиц и др.). Вторичные  доходы служат для формирования  конечных пропорций использования  национального дохода.

     Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном  распределении национального дохода, в пропорции его конечного  использования. Доходы, создаваемые  в ходе такого перераспределения,  должны обеспечить соответствие  между материальными и финансовыми  ресурсами и, прежде всего между  размером денежных фондов и  их структурой, с одной стороны,  и объемом и структурой средств  производства и предметов потребления  – с другой.

     Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации  происходит в интересах структурной  перестройки народного хозяйства,  развития приоритетных отраслей  экономики (сельское хозяйство,  транспорт, энергетика, конверсия  военного производства), в пользу  наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

     Таким образом, перераспределение  национального дохода происходит  между производственной и непроизводственной  сферами народного хозяйства,  отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами  собственности и социальными  группами населения.

     Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода и ВВП, совершаемых с  помощью финансов, состоит в развитии  производительных сил, создания  рыночных структур экономики,  укрепление государства, обеспечении  высокого качества жизни широких  слоев населения. При этом роль  финансов подчинена задачам повышения  материальной заинтересованности  работников и коллективов предприятий  и организаций в улучшении  финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов  при наименьших затратах.  
 

2.2. Контрольная  функция 

      Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим  фондам и расходованием их по целевому назначению.

     В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

     Одна из важных задач финансового  контроля – проверка точного  соблюдения законодательства по  финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых  обязательств перед бюджетной  системой, налоговой службой, банками,  а также взаимных обязательств  предприятий и организаций по  расчетам и платежам.

     Контрольная функция финансов  проявляется также через многогранную  деятельность финансовых органов.

     Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют  финансовый контроль в процессе  финансового планирования, при исполнении  доходной и расходной частей  бюджетной системы. В условиях  развития рыночных отношений  направления контрольной работы, формы и методы финансового  контроля существенно меняются.

     Распределительная и контрольная  функции – это две стороны  одного и того же экономического  процесса. Только в их единстве  и тесном взаимодействии финансы  могут проявить себя в качестве  категории стоимостного распределения.

     Инструментом реализации контрольной  функции финансов выступает финансовая  информация. Она заключена в финансовых  показателях имеющихся в бухгалтерской,  статистической и оперативной  отчетности. Финансовые показатели  позволяют увидеть различные  стороны работы предприятий и  оценить результаты хозяйственной  деятельности. На их основе принимаются  меры, направленные на устранение  выявленных негативных моментов.

     Контрольная функция, объективно  присущая финансам, может реализоваться  с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется  состоянием финансовой дисциплины  в народном хозяйстве. Финансовая  дисциплина – это обязательный  для всех предприятий, организаций,  учреждений и должностных лиц  порядок ведения финансового  хозяйства, соблюдения установленных  норм и правил, выполнения финансовых  обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Другие  функции 

     Помимо распределительной и контрольной  функции финансы выполняют также  регулирующую функцию. Эта функция  связана с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налги, государственный  кредит) в процессе воспроизводства.

     Некоторые авторы не признают  распределительной функции финансов, считая, что она не выражает  их специфику, поскольку процессы  стоимостного распределения обслуживаются  разными экономическими категориями.  Но сторонники распределительной  функции отнюдь не считают,  что она порождена самими факторами  функционирования финансов на  второй стадии воспроизводственного  процесса, а наоборот, они связывают  ее со специфическими общественными  назначениями финансов, подчеркивая,  что ни одна другая категория,  действующая на стадии стоимостного  распределения, не является столь  «распределительной», как финансы.  Однако на сегодняшний день  регулирующая функция в России  развита слабо.

Информация о работе Функции финансов и их развитие в современных условиях