Функции финансов и их развитие в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Как историческая категория финансы являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением торговли и как, производное от торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привели к разложению родового строя изамене его государством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной) собственности переходят в частную собственность и становятся предметом обмена, т. е. превращаются в товар. Появляются деньги как знак обмена. Большую роль в обществе стали играть те, у кого много денег, что способствовало появлению купцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвало появление денежных займов и обменных пунктов (лавка менялы), и вместе с ними появляются процент, ростовщичество и банки. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов как экономическая категория финансы представляют собой систему отношений, возникающих при денежном потоке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ФИНАНСЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие, сущность и особенности финансов……………………………….5
1.2 Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений………………………………………………………………………..12
1.3 Необходимость существования финансов…………………………………16
1.4 Финансовые отношения и их характеристика……………………………..20
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ
2.1 Распределительный характер финансовых отношений…………………..23
2.2 Роль финансов в общественном воспроизводстве………………………...24
3 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ СУЩНОСТИ
3.1. Распределительная функция……………………………………………….29

3.2. Контрольная функция………………………………………………………31

3.3. Другие функции……………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 71.45 Кб (Скачать)

    Исследование экономической сущности  финансов,  выявление  специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение.

    Финансы – это денежные отношения,  возникающие  в процессе распределения и  перераспределения  стоимости  валового  общественного  продукта  и  части национального  богатства  в  связи  с  формированием  денежных   доходов   и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием  их  на расширенное   воспроизводство,   материальное   стимулирование   работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

    Будучи  частью  производственных   отношений,   финансы   относятся   к экономическому  базису;  их   обусловленность   стоимостным   распределением подчеркивает исторически прехо 
 
 

1.4 Финансовые отношения и их характеристика 

      Важный принцип развития финансовых отношений – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Целями финансовых отношений предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Цели государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.

      Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД; участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их. Все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

     В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

     Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья. Группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Разные  звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое  и межтерриториальное - государственным  бюджетом, внебюджетными фондами.

     Каждое звено финансовой системы, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

     Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

     Основной задачей финансовых отношений является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, военных и производственных функций. Они формируются, главным образом, из налоговых, таможенных и прочих платежей, а также доходов, полученных от размещения государственных финансовых ресурсов и от реализации государственных ценных бумаг, от реализации государственного имущества или от сдачи его в аренду.

    Денежные фонды формируются на макроуровнях и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств, предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Финансовые отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ  И ИХ ФУНКЦИИ 
 

2.1 Распределительный  характер финансовых отношений 

Распределительный характер финансовых отношений является наиболее важным признаком финансов.

Первоначальной  сферой возникновения финансовых отношений  являются процессы первичного распределения  стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается  на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью  финансов и отражает процесс распределения  стоимости в соответствии с целевым  назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между  субъектами хозяйствования (изъятие  части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т. д.) и конкретизация  целевого ее использования (направление  прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет различных источников) тоже происходит на основе финансов. Благодаря, им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного  продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального  производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов; они формируются  у субъектов хозяйствования и  государства за счет различных видов  денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы  выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет  отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой. 
 

2.2 Роль  финансов  в распределении совокупного  общественного продукта 

      Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит обмен произведенными общественными продуктами, эквивалентность которого для участников процесса обмена устанавливается с помощью стоимостных оценок. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии обмена, когда стоимость реализована.

     В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства. Взаимодействие между выделенными звеньями финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.

      Финансы  субъектов хозяйствования являются основным элементом приведенной схемы и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на:

образуемые  за счет собственных и приравненных к ним средств (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления  и др.);

мобилизуемые  на финансовых рынках как результат  операций с ценными бумагами, ссудозаемных операций и др.;

поступающие в порядке перераспределения (бюджетные  субсидии, субвенции, страховое возмещение и т.п.).

     Страхование представляет собой совокупность перераспределительных отношений между участниками страхового договора по поводу создания за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба в связи с последствиями происшедших страховых случаев. В результате деятельности страховых организаций формируются мощные фонды финансовых ресурсов. В последние годы в России произошла довольно резкая демонополизация страхового дела — было создано множество негосударственных страховых организаций. На Западе страховые компании являются, как правило, негосударственными структурами; вместе с тем существует и система государственного социального обеспечения (social security).

Государственные финансы являются важнейшим средством  перераспределения стоимости общественного  продукта и части национального  богатства. В основе их лежит система  бюджетов: федеральный, республиканские, местные. Отдельным элементом в  системе государственных финансов являются внебюджетные фонды, главное  назначение которых состоит в  финансировании отдельных целевых  мероприятий. Основными внебюджетными  фондами являются:

Пенсионный  фонд — образуется за счет страховых  взносов работодателей и работающих граждан и используется на выплату государственных пенсий и пособий. Отчисления в фонд производились в следующих размерах (в процентах к начисленной оплате труда): предприятия и организации — 28%; предприятия, занятые в производстве сельхозпродукции, — 20,6%; крестьянские хозяйства и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, — 5% дохода; работающие граждане — 1% заработной платы;

Фонд  социального страхования Российской Федерации — образуется за счет страховых взносов работодателей  и граждан в размере 5,4% от начисленной  оплаты труда по всем основаниям и используется на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение и т.п.;

Государственный фонд занятости — образуется за счет отчислений работодателей в  размере 1,5% от начисленной оплаты труда  по всем основаниям;

     Фонд обязательного медицинского страхования — формируется аналогичным образом, как и фонд социального страхования; отчисления производятся: в федеральный фонд — 0,2%, в территориальный фонд—3,4%.

    Согласно Положению о составе затрат отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, относятся к элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции.

      Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов, форм собственности, характера деятельности и т.п. со своей организационной структурой, функциями, целями и задачами. Существо взаимосвязей между выделенными сферами и звеньями финансовой системы состоит во взаимном финансовом обеспечении их деятельности и выражается в виде налогов, сборов, отчислений, пошлин, штрафов, ассигнований и др. В основе этих взаимосвязей находятся финансы хозяйствующих субъектов, точнее финансовое обеспечение воспроизводственных затрат, осуществляемое в трех формах: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование. Оптимизация соотношения между перечисленными формами финансового обеспечения осуществляется государством путем применяемой им финансовой политики.

      Начавшийся в нашей стране в конце 80-х годов процесс либерализации централизованно планируемой экономики (в литературе ее нередко называют также директивной, командной, административно-командной) породил немало проблем в отношении управления финансами хозяйствующих субъектов. В принципе это вполне объяснимо, поскольку между директивной и рыночной экономиками существует немало отчетливо выраженных различий (некоторые из них приведены в табл. 1.1). Вероятно, одно из самых примечательных — кардинальное изменение роли финансовых ресурсов, что в немалой степени и предопределяет усиление роли финансового менеджмента. Логика рассуждений здесь достаточно очевидна и может быть представлена следующим образом.

Информация о работе Функции финансов и их развитие в современных условиях