Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:06, курсовая работа
Как историческая категория финансы являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением торговли и как, производное от торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привели к разложению родового строя изамене его государством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной) собственности переходят в частную собственность и становятся предметом обмена, т. е. превращаются в товар. Появляются деньги как знак обмена. Большую роль в обществе стали играть те, у кого много денег, что способствовало появлению купцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвало появление денежных займов и обменных пунктов (лавка менялы), и вместе с ними появляются процент, ростовщичество и банки. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов как экономическая категория финансы представляют собой систему отношений, возникающих при денежном потоке.
ВВЕДЕНИЕ
1 ФИНАНСЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие, сущность и особенности финансов……………………………….5
1.2 Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений………………………………………………………………………..12
1.3 Необходимость существования финансов…………………………………16
1.4 Финансовые отношения и их характеристика……………………………..20
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ
2.1 Распределительный характер финансовых отношений…………………..23
2.2 Роль финансов в общественном воспроизводстве………………………...24
3 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ СУЩНОСТИ
3.1. Распределительная функция……………………………………………….29
3.2. Контрольная функция………………………………………………………31
3.3. Другие функции……………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Исследование экономической
Финансы – это денежные
Будучи
частью производственных отношений,
финансы относятся к экономическому
базису; их обусловленность
стоимостным распределением подчеркивает
исторически прехо
1.4 Финансовые
отношения и их характеристика
Важный принцип развития финансовых отношений – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Целями финансовых отношений предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Цели государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.
Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД; участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их. Все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.
В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья. Группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.
Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
Основной задачей финансовых отношений является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, военных и производственных функций. Они формируются, главным образом, из налоговых, таможенных и прочих платежей, а также доходов, полученных от размещения государственных финансовых ресурсов и от реализации государственных ценных бумаг, от реализации государственного имущества или от сдачи его в аренду.
Денежные фонды формируются на макроуровнях
и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся:
государственный бюджет, государственные
внебюджетные фонды, государственные
фонды страхования, которые представляют
собой систему денежных отношений между
государством, с одной стороны, и юридическими
и физическими лицами - с другой. На микроуровне
- это фонды собственных, заемных и привлеченных
средств. В свою очередь в состав собственных
средств, предприятий входят уставный,
добавочный и резервный капиталы; фонды
накопления, потребления и социальной
сферы; нераспределенная прибыль. К заемным
средствам относятся кредиты и займы,
к привлеченным - кредиторская задолженность.
Финансовые отношения на микроуровне
включают в себя отношения между поставщиком
и потребителем, между предприятием и
его структурными подразделениями, между
предприятиями и финансово-кредитной
системой и т.д.
2
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
И ИХ ФУНКЦИИ
2.1 Распределительный
характер финансовых отношений
Распределительный характер финансовых отношений является наиболее важным признаком финансов.
Первоначальной
сферой возникновения финансовых отношений
являются процессы первичного распределения
стоимости общественного
Распределение
и перераспределение стоимости
с помощью финансов обязательно
сопровождается движением денежных
средств, принимающих специфическую
форму финансовых ресурсов; они формируются
у субъектов хозяйствования и
государства за счет различных видов
денежных доходов, отчислений и поступлений,
а используются на расширенное воспроизводство,
материальное стимулирование работающих,
удовлетворение социальных и других
потребностей общества. Финансовые ресурсы
выступают материальными
2.2 Роль
финансов в распределении совокупного
общественного продукта
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит обмен произведенными общественными продуктами, эквивалентность которого для участников процесса обмена устанавливается с помощью стоимостных оценок. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии обмена, когда стоимость реализована.
В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства. Взаимодействие между выделенными звеньями финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.
Финансы субъектов хозяйствования являются основным элементом приведенной схемы и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на:
образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.);
мобилизуемые на финансовых рынках как результат операций с ценными бумагами, ссудозаемных операций и др.;
поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение и т.п.).
Страхование представляет собой совокупность перераспределительных отношений между участниками страхового договора по поводу создания за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба в связи с последствиями происшедших страховых случаев. В результате деятельности страховых организаций формируются мощные фонды финансовых ресурсов. В последние годы в России произошла довольно резкая демонополизация страхового дела — было создано множество негосударственных страховых организаций. На Западе страховые компании являются, как правило, негосударственными структурами; вместе с тем существует и система государственного социального обеспечения (social security).
Государственные
финансы являются важнейшим средством
перераспределения стоимости
Пенсионный
фонд — образуется за счет страховых
взносов работодателей и
Фонд
социального страхования
Государственный фонд занятости — образуется за счет отчислений работодателей в размере 1,5% от начисленной оплаты труда по всем основаниям;
Фонд обязательного медицинского страхования — формируется аналогичным образом, как и фонд социального страхования; отчисления производятся: в федеральный фонд — 0,2%, в территориальный фонд—3,4%.
Согласно Положению о составе затрат отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, относятся к элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов, форм собственности, характера деятельности и т.п. со своей организационной структурой, функциями, целями и задачами. Существо взаимосвязей между выделенными сферами и звеньями финансовой системы состоит во взаимном финансовом обеспечении их деятельности и выражается в виде налогов, сборов, отчислений, пошлин, штрафов, ассигнований и др. В основе этих взаимосвязей находятся финансы хозяйствующих субъектов, точнее финансовое обеспечение воспроизводственных затрат, осуществляемое в трех формах: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование. Оптимизация соотношения между перечисленными формами финансового обеспечения осуществляется государством путем применяемой им финансовой политики.
Начавшийся в нашей стране в конце 80-х годов процесс либерализации централизованно планируемой экономики (в литературе ее нередко называют также директивной, командной, административно-командной) породил немало проблем в отношении управления финансами хозяйствующих субъектов. В принципе это вполне объяснимо, поскольку между директивной и рыночной экономиками существует немало отчетливо выраженных различий (некоторые из них приведены в табл. 1.1). Вероятно, одно из самых примечательных — кардинальное изменение роли финансовых ресурсов, что в немалой степени и предопределяет усиление роли финансового менеджмента. Логика рассуждений здесь достаточно очевидна и может быть представлена следующим образом.
Информация о работе Функции финансов и их развитие в современных условиях