Функции банков. Банковская система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:45, реферат

Краткое описание

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Файлы: 1 файл

ФУНКЦИИ БАНКОВ.docx

— 63.71 Кб (Скачать)

 

·                             устанавливает порядок осуществления  банковских операций;

 

·                             регистрирует ценные бумаги банков и  небанковских кредитно-финансовых организаций  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь;

 

·                             разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

 

·                             определяет порядок проведения безналичных  и наличных расчетов в Республике Беларусь;

 

·                             осуществляет операции, необходимые  для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

 

·                             организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных  органов, перечень которых определен  в Уставе Национального банка;

 

·                             принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организует составление  платежного баланса Республики Беларусь;

 

·                             создает золотовалютные резервы, в  том числе золотой запас, и  управляет ими;

 

·                             устанавливает цены купли-продажи  драгоценных металлов и драгоценных  камней при осуществлении банковских операций;

 

·                             организует инкассацию и перевозку  денежной наличности, валютных и других ценностей;

 

·                             осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в  банковской системе;

 

·                             заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

 

·                             дает согласие на осуществление банками  и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями операций с ценными  бумагами;

 

·                             выполняет другие функции в соответствии с Банковским Кодексом и иными  законодательными актами Республики Беларусь.

 

Национальному банку  принадлежит исключительное право  эмиссии денег. Эмиссия денег  осуществляется Национальным банком в  форме выпуска в обращение  безналичных и наличных (банкнот  и монет) денег. Эмиссия денег  осуществляется Национальным банком путем  краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности  банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных  ценных бумаг и осуществления  операций на внутреннем и внешнем  денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена. Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в  форме выпуска их в обращение  путем продажи банкам, покупки  Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у  юридических и физических лиц  для обеспечения стабильного  налично-денежного обращения, а также  в иных случаях, связанных с выполнением  основных целей деятельности Национального  банка. Объемы совокупной эмиссии безналичных  денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь. Национальный банк эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение  других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен.

 

Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение  и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных  республиканских средствах массовой информации. Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот  и монет, а также хранение и  при необходимости уничтожение  печатных форм, штампов и изъятых  из обращения банкнот и монет. Банкноты и монеты, выпущенные в  обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством  на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в  обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального  банка и обеспечиваются всеми  его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при  всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для  перевода на всей территории Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца.

 

Национальный банк устанавливает  правила, формы, сроки и стандарты  при проведении безналичных и  наличных расчетов в Республике Беларусь и ответственность за их нарушение. Национальный банк ведет ведомственный  архив данных и документов по межбанковским  расчетам. Национальный банк вправе использовать этот архив для статистической и  иной обработки, а также для обеспечения  свидетельства о деятельности и  операциях, осуществляемых при проведении межбанковских расчетов.

 

Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями  денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

 

Под рефинансированием  банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств  на условиях возвратности и платности. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Национальным банком.

 

Национальный банк для  укрепления белорусского рубля, регулирования  и стабилизации денежного рынка  и рынка кредитных ресурсов устанавливает  размеры процентных ставок по различным  видам своих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными  средствами физических и юридических  лиц.

 

Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею. Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими  кредитно-финансовыми организациями  банковского законодательства.

 

Для осуществления регулирования  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и  надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы  и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные  законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

 

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая  из центрального аппарата, структурных  подразделений и организаций, находящихся  на территории Республики Беларусь и  за ее пределами. Структурные подразделения  и организации Национального  банка действуют на основании  уставов (положений), утверждаемых в  порядке, установленном Уставом  Национального банка. Высшим органом  управления Национального банка  является Правление Национального  банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Правление  Национального банка состоит  из Председателя и десяти членов.

 

Компетенция Правления  Национального банка и порядок  созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление  Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

 

12.          Итоги работы Национального банка  за последние годы

 

В 1995-2000 годах немало было сделано по укреплению платежной  системы республики. Основная масса  расчетов сейчас проводится в режиме реального времени. Отложенные платежи  в общем объеме в минувшем году составили всего 1,6 процента. Это  хороший показатель даже для европейских  банков.

 

Рост рублевой массы  в 2000 году составил в среднем за месяц 7,3 процента. Это выше уровня инфляции. Но только 3 процента роста денежной массы связаны с кредитной  эмиссией Национального банка. Остальной  прирост осуществлялся за счет покупки  Национальным банком иностранной валюты. В 2000 году положительное сальдо покупки  иностранной валюты составило 82 миллиона долларов. За счет этого в основном увеличивалась рублевая денежная масса. Проводимая Национальным банком политика, считает председатель его правления, способствовала тому, что рост цен  уменьшился в 1,75 раза в сравнении  с 1999 годом. Среднемесячный рост цент тогда  составлял 11, в минувшем году -- 6,3 процента. Был обеспечен выход на единый курс белорусского рубля. Девальвация  рыночного курса в минувшем году составила в среднем 3,6 процента в месяц при инфляции 6,3 процента, и это по сравнению с 1999 годом в три раза более низкие темпы.

 

За 2000 год золотовалютные резервы Национального банка  республики увеличились с 50 до 150 миллионов  долларов. Собственный капитал банков вырос на 40 процентов, а их уставный фонд увеличился в реальном выражении  на 1,6 процента, это меньше, чем планировалось. Возможности банковской системы  возросли, что дало возможность в 2000 году отказаться от прямого кредитования Национальным банком экономики. Таким  образом, все задачи, которые стояли в 2000 году перед банковской системой, были реализованы.

 

В 2001 году предстоит резко  стабилизировать положение в  финансовой сфере, то есть значительно  укрепить белорусский рубль и  резко сократить инфляцию. Рост цен  должен уменьшиться в 2,5 раза. Предполагается, что девальвация белорусского рубля  составит 2,5--3 процента в месяц по отношению к доллару США и 2--2,5 процента -- к российской валюте. И  это должно быть достигнуто при условии  экономического роста.

 

Для того чтобы обеспечить экономический рост реального сектора  экономики, планируется прирост  рублевых кредитов в год в размере 280--290 миллиардов рублей. Из них примерно 170 миллиардов будет направлено в  агропромышленный комплекс. Объем кредитования правительства составит 122,6 миллиарда  рублей. Из них 110 миллиардов пойдет на выделение льготных кредитов на жилищное строительство, 12,6 миллиарда -- на компенсацию  вкладов населения в сберегательном банке. В целом будет проводиться  достаточно жесткая денежно-кредитная  политика. Золотовалютные резервы, по прогнозу, должны вырасти на 10--15 процентов. Собственный капитал банков предполагается увеличить на 20, уставные фонды -- на 25 процентов. Будет усилен банковский надзор. С тем, чтобы значительно  оздоровить банковскую систему.

 

13.                    Банки

 

Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в  порядке, установленном Банковским Кодексом, и имеющей на основании  лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, предусмотренные Банковским кодексом.

 

Банк может создаваться  в форме акционерного общества или  унитарного предприятия в порядке, установленном Банковским Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

 

В Республике Беларусь могут  создаваться в соответствии с  законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные  банки, имеющие лицензию на осуществление  всех видов банковских операций, а  также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление  отдельных банковских операций.

 

Банк для осуществления  целей и задач, определенных его  уставом, по согласованию с Национальным банком вправе выступать собственником  имущества (учредителем, участником) коммерческих организаций в порядке и на условиях, определяемых Банковским Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

 

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей  организационно-правовой формы.

 

Банк, его филиалы (отделения) могут создавать структурные  подразделения (расчетно-кассовые центры, осуществляющие расчетное и (или) кассовое обслуживание клиентов, обменные пункты и др.), расположенные вне места  нахождения банка, его филиалов (отделений) и не имеющие самостоятельного баланса. Структурные подразделения, создаваемые  банком, его филиалом (отделением), вправе осуществлять расчетное и (или) кассовое обслуживание клиентов, валютно-обменные и иные операции, определяемые Национальным банком.

 

Представительством  банка является его обособленное подразделение, расположенное вне  места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту. Банк после предварительного уведомления Национального банка  открывает на территории Республики Беларусь представительства в порядке, установленном Национальным банком. Представительство банка осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшим его  банком. Представительство банка  не является юридическим лицом и  не имеет права осуществлять банковские операции и иную деятельность. Представительство  банка должно иметь в своем  наименовании указание на то, что оно  является представительством создавшего его банка.

 

Лицензии на осуществление  банковских операций выдаются Национальным банком в порядке, установленном  Банковским Кодексом. Банк приобретает  право на осуществление банковских операций со дня получения лицензии, выданной Национальным банком. Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются  в реестре лицензий на осуществление  банковских операций. При отзыве, приостановлении, а также восстановлении действия лицензии на осуществление банковских операций в указанном реестре  делается соответствующая запись. Реестр лицензий на осуществление банковских операций подлежит опубликованию Национальным банком в официальном издании  Национального банка не реже одного раза в год. Изменения и дополнения, вносимые в указанный реестр, публикуются  Национальным банком в тридцатидневный  срок со дня их внесения в реестр.

 

Национальный банк выдает следующие лицензии на осуществление  банковских операций: общую, внутреннюю, генеральную, разовую, лицензию на привлечение  во вклады средств физических лиц, лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

 

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств  физических лиц и компенсации  потери дохода по вложенным средствам  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь могут разрабатываться  различные формы гарантирования возврата привлекаемых банками средств  физических лиц. Сохранность и возврат  вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном фонде которых государству  принадлежит более пятидесяти процентов  голосующих акций, гарантируются государством в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Информация о работе Функции банков. Банковская система Республики Беларусь