Глава 3.
Банковская система
Республики Корея.
3.1 История складывания
банковской системы.
3.2 Деятельность
кредитно-банковских институтов.
Формирование
современной банковской системы
Кореи началось в конце XIX в.
под влиянием японского капитала.
В 1878 г. Первый национальный банк Японии
открыл свой филиал в портовом городе
Пусан. Он занимался различными банковскими
операциями, включая эмиссию японских
банкнот, хотя в стране имели хождение
и корейские металлические деньги. Вскоре
японские банки создали целую сеть своих
филиалов в Корее.
Национальный
банк Кореи был создан в
1909 г. Он получил право эмитировать
отечественные банкноты, перешедшего
к нему от Первого национального
банка Японии. В 1911 г., то есть
через год после официальной
аннексии Кореи Японией, Корейский банк
был переименован в Банк Чосон. В тот период
были открыты многочисленные коммерческие
и специализированные банки, а также сберегательный
банк. Тогда выделялся Промышленный банк
Чосон, занимавшийся в основном долгосрочным
и среднесрочным кредитованием.
Помимо выше
указанных банков, корейская банковская
система вплоть до освобождения
страны в 1945 г. состояла из
двух коммерческих банков: Сберегательного
банка Чосон и Федерации финансовых
ассоциаций. Первый из них вкладывал
свои средства в основном в японские правительственные
облигации для долгосрочного финансирования.
Второй специализировался на предоставлении
займов крестьянам и малому бизнесу.
Таким образом
еще в период японской оккупации
в Корее были заложены основы
двухуровневой банковской системы. Однако
корейские банки служили экономическим
интересам Японии.
После окончания
корейской войны 1950-1953 гг. главной
задачей, вставшей перед банками, было
финансирование необходимых промышленных
и сельскохозяйственных проектов экономического
возрождения. С этой целью в 1954 г. был учрежден
Корейский банк развития, капитал которого
был полностью финансирован правительством,
а в 1956 г. Федерация финансовых ассоциаций
была преобразована в Сельскохозяйственный
банк Кореи.
В 1960-е
годы началась реорганизация
банковской системы, обусловленная
потребностями ускоренного экономического
развития. В 1961 г. большая часть
акционерного капитала коммерческих
банков была передана правительству,
а в закон о Банке Кореи были
внесены поправки с целью более эффективного
осуществления денежной политики.
В начале
60-х гг. правительство учредило
различные специализированные банки
для оказания финансовой помощи
как наименее развитым, так и
стратегически важным отраслям:
Национальную федерацию сельскохозяйственных
кооперативов, Национальную федерацию
рыболовецких кооперативов, Банк кредитования
малых и средних предприятий и Национальный
банк для граждан. В 1983 г. учреждением Национальной
федерации животноводческих кооперативов
завершилось формирование современной
системы специализированных банковских
учреждений.
Позже банковская
система была реорганизована
в связи с новыми потребностями
экономики. Для сохранения сбалансированного
регионального развития были
открыты банки провинций. Вместе с быстрым
ростом объема внешней торговли и интернационализацией
экономики иностранным банкам было разрешено
открывать свои филиалы.
В 1960-х
годах наметилась тенденция к
усилению влияния государства
на коммерческие банки. В частности
в это время была предпринята конфискация
акций банков, скрывавших свои доходы
от государства. К концу этого десятилетия
правительство пришло к выводу, что существовавшая
банковская система была не в состоянии
удовлетворить растущий спрос на инвестиционные
средства, необходимые для дальнейшего
экономического развития. На это была
сделана попытка расширить круг источников
инвестиций, создав различные небанковские
кредитно-финансовые учреждения и стимулируя
развитие рынка ценных бумаг.
В конце
60-х гг. в целях долгосрочного
финансирования была учреждена
Финансовая корпорация развития
Кореи - частное кредитно-финансовое
учреждение, переименованное позднее
в Корейский банк долгосрочного
кредитования. Был также открыт
Экспортно-импортный банк Кореи для оказания
финансовой поддержки экспорту и заграничным
инвестициям. С принятием в 1972 г. экстренного
указа президента, направленного на привлечение
средств с “черного” рынка на организованный
фондовый рынок, были созданы инвестиционно-финансовые
компании, осуществлявшие краткосрочные
операции с ценными бумагами, выпущенными
торговыми фирмами. В 1974 г. для привлечения
иностранного капитала и обеспечения
предпринимателей средне- и долгосрочными
кредитами были учреждены торговые банковские
корпорации.
В 1972 г.
начал быстро развиваться фондовый
рынок в результате ряда мер,
направленных на развитие капиталовложений
в ценные бумаги и стимулирование
акционирования предприятий. Также
были приняты законодательные
меры, в том числе укрепление функций
инвестиционных компаний и учреждении
Комиссии по ценным бумагам и биржам, и
Совета по контролю за ценными бумагами.
До 1992 г. иностранные
инвесторы имели право вкладывать
средства в корейские ценные
бумаги косвенным путем - через
посредство отечественных фондов, покупая
сертификаты и ценные бумаги, выпускаемые
отечественными компаниями исключительно
для иностранных инвесторов. Начиная с
1992 г. иностранные инвесторы могут вкладывать
средства непосредственно в корейские
ценные бумаги.
Количество
небанковских КФУ[7] быстро выросло
благодаря более высоким процентным
ставкам, которые им разрешено
применять, и тому, что им предоставлена
большая независимость, чем банкам.
Доля небанковских КФУ по сумме
депозитов увеличилась с 15,1% в
1971 г. до 63,8% в 1992 г. Особенно заметно возросла
доля инвестиционно-финансовых компаний.
Таким образом,
развитие банковской системы,
а также небанковских КФУ происходило
не стихийно, а при непосредственном
участии и под постоянным контролем
государства. Это обстоятельство определило
довольно высокую степень эффективности
функционирования банковской системы.
Однако государственный
контроль был эффективным до тех
пор, пока экономика страны оставалась
неразвитой и простой по структуре.
В течение 1960-1970-х гг. по мере усиления
экономического роста и усложнения структуры
экономики и внедрения рыночной системы.
Поэтому с начала 80-х гг. начали осуществляться
широкомасштабные структурные изменения
с целью ослабления госрегулирования
экономики и внедрения рыночной системы.
Такая политика была направлена на усиление
роли рыночных механизмов и развитие конкуренции
в каждом секторе экономики. В соответствии
с этим предпринимались различные меры
по либерализации и развитию конкуренции
в банковской сфере. В это время правительство
передало четыре государственных коммерческих
банка в собственность частного сектора:
Ханиль банк(1981 г.)[8], Первый банк Кореи
и Банк Сеула и траст компани(1982 г.), Банк
Чохын(1983 г.). Учитывая, что Коммерческий
банк Кореи был приватизирован еще в 1972
г., завершилось разгосударствление всех
пяти ведущих коммерческих банков. В декабре
1989 г. был приватизирован Корейский валютный
банк. А теперь мне бы хотелось представить
схему современной кредитно-банковской
системы Южной Кореи: