Формирование валютного рынка В РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Основополагающими понятиями валютного рынка являются валютное регулирование и валютный контроль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Становление и развитие валютного рынка в России……………………...5

1.1 Взаимоотношения субъектов валютного рынка……………………….5

1.2 Регулирование валютного рынка……………………………………….5

2. Субъекты валютного рынка………………………………………………….17

3. Политика валютного курса…………………………………………………...19

4. Виды валютных операций……………………………………………………22

5. Снижение валютного риска………………………………………………….24

5.1. Конверсионные операции………………………………………………….24

6. Операции банков с иностранной валютой………………………………….26

6.1. Валютнообменные операции…………………………………………...26

6.2. Совершение операций по международным расчетам предприятий…30

Заключение………………………………………………………………………32

Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 108.88 Кб (Скачать)

        В 1992-1993г.г. такой запрет, во- первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во- вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютнообменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами  в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов.

      В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте. В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в Российской Федерации, а также купленных за рубли. Подобная практика имела широкое распространение, когда предприятия- резиденты вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей "ниши" на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту. Названной инструкцией существенно ограничен и четко описан круг товаров (работ услуг), которые в Российской Федерации разрешены к продаже гражданам за иностранную валюту. Что касается товаров, то за иностранную валюту на территории Российской Федерации могли реализовываться гражданам товары зарубежного производства, приобретаемые за иностранную валюту в безналичном порядке: а) у нерезидента непосредственно; б) у российской внешнеторговой посреднической организации, закупившей эти товары у нерезидента; в) у нерезидента через российскую внешнеторговую посредническую организацию по договорам комиссии или поручения. Таким образом, исключается последующее валютное посредничество, то есть закупка одним юридическим лицом-резидентом товаров за иностранную валюту на территории Российской Федерации у другого юридического лица-резидента для дальнейшей реализации за валюту третьему юридическому лицу-резиденту.

      В упомянутой инструкции содержится еще  одно принципиально важное требование, касающееся порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Продавцы импортированных товаров должны наряду с ценой товаров в иностранной валюте указывать также рублевый эквивалент валютной цены товаров. При установлении указанного соотношения торговая организация может учесть возможные курсовые колебания, а также свои накладные расходы в рублях. При этом необоснованно завышенное соотношение цены в рублях по отношению к валютной цене создаст такому предприятию эффект "антирекламы'' с сокращением и замедлением торговых оборотов. Кроме того, свобода установления упомянутого соотношения цен даст возможность торгующей организации продавать товары за рубли по соотношению ниже котируемого Банком России курса рубля к иностранным валютам в случае, если продавец, испытывает сложности с реализацией тех или иных товаров за иностранную валюту. Такой порядок ценообразования распространяется на оказание услуг  (проведение работ) за иностранную валюту на территории Российской Федерации. Указанный порядок в свое время сделал важное дело, положив  конец дискриминации рубля, сделав его действительно универсальным платежным средством на территории страны.  Контроль за соблюдением установленного Банком России порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту был возложен на Главные территориальные управления Центрального банка Российской Федерации, которые при осуществлении своих контрольных функций должны активно сотрудничать с местными правоохранительными органами и в случае нарушения уполномоченными предприятиями и обслуживающими их учреждениями банков указанного порядка и условий соответствующих разрешений на право заниматься вышеназванной деятельностью обязаны применять к нарушителям комплекс санкций вплоть до отзыва выданных ранее разрешений уполномоченных предприятий, (лицензий уполномоченных банков на совершение валютных операций), а также направления в суд исков о ликвидации юридического лица, осуществляющего реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту без разрешения Банка России.

      На  данный момент времени экономическая  ситуация в стране складывается таким образом, что вышеперечисленные опасения, связанные с полным запретом на реализацию товаров и услуг на территории Российской Федерации сведены к минимуму. Оценивая сложившуюся обстановку, а также основываясь на политике дальнейшего укрепления российского рубля,  Центральный Банк РФ, в соответствии со статьей 9 «Закона о валютном регулировании и контроле», в августе 1997 года издает новый нормативный акт, полностью запрещающий использование на территории РФ иностранной валюты в качестве платежного средства (Положение ЦБ РФ «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)» от 15/08/1997г.)).

      Согласно  названного документа, утратили силу все предварительно выданные территориальными учреждениями Банка Росси, Департаментом валютного регулирования и валютного контроле и другими уполномоченными на это организациями разрешения на реализацию товаров и услуг гражданам за иностранную валюту. Исключением в данном случае являются магазины беспошлинной торговли, расположенные на таможенной территории РФ. В случае использования при расчетах пластиковых карт международных систем, то есть, когда обеспечением карты является валютный счет, уполномоченные банки могут списывать в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей средства в иностранной валюте только с валютных счетов физических лиц. Средства в иностранной валюте, списанные со счетов держателей пластиковых карт подлежат продаже в полном объеме на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки. Дальнейшей нормализации функционирования внутреннего валютного рынка (сближению курсов рынков наличной и безналичной иностранной валюты, обеспечению свободного доступа граждан в Российской Федерации к операциям

купли-продажи  наличной иностранной валюты через уполномоченные банки и, соответственно, борьбе с "черным" рынком наличной иностранной валюты, а также повышению финансовой устойчивости уполномоченных банков при проведении ими операций по купле-продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет), несомненно способствует утвержденное Банком России и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 19 апреля 1993 года «Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерациииностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками» (соответственно № 13 и № 01-20/3371), а такою инструкция Банка России от 28 мая 1993 года № 15 «0 порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». 

2. Субъекты валютного рынка

      Условно иерархию взаимоотношений субъектов  валютного рынка можно представить следующим образом:

           

 

    
 

    Издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ. Определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. 
 

               

   

 
 
 

            Осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами  и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а  также за соблюдением ими актов Органов ВК. Проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

ИМЕЮТ ПРАВО:

- знакомиться  с актами проверок, проведенных  органами и агентами валютного  контроля;

- обжаловать  действия агентов ВК соответствующим  органам ВК, а также действия  Органов ВК в соответствии с законодательством РФ.

О Б  Я З А Н Ы:

- представлять  Органам и Агентам ВК все  запрашиваемые документы и информацию  об осуществлении валютных операций;

- представлять  Органам и Агентам ВК объяснения  в ходе проведения ими проверок, а также по их результатам;

- в случае  несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, произведенной  Органами и Агентами ВК, представлять  письменные пояснения мотивов  отказа от подписания этого  акта;

- вести  учет и составлять отчетность  по проводимым ими валютным  операциям, обеспечивая их сохранность  не менее пяти лет;

- выполнять  требования (предписания) Органов  ВК об устранении выявленных  нарушений;

- выполнять  другие обязанности, установленные  законодательством РФ. 
 

3. Политика валютного курса

      Начиная с 1995 года и по настоящее время  Правительством РФ и Центральным Банком РФ, проводится политика, направленная на обеспечение стабильности национальной валюты, повышение конкурентоспособности отечественной промышленности на  внутреннем  и  международном  рынках,  создание условий для привлечения  иностранных  инвестиций и «дедолларизацию» экономики страны. Помимо развития и укрепления законодательной базы, на каждый год определяется область изменения официального курса рубля путем установления официального курса российского рубля  к иностранным  валютам, основанного на ежедневных котировках Банка России.  При этом Банк России ограничивает колебания валютного курса на биржевом и межбанковском валютном рынках,  устанавливая официальный  валютный курс и курсы покупки и продажи валюты по операциям Банка России в определенных пределах (от 5500 и 6100 рублей за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 рублей за доллар США на 31 декабря 1997 г.)

      Данный  механизм регулирования курсов иностранных валют основан на гарантированной возможности беспрепятственной покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в  рамках действующего законодательства и мерах бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики. Проводимая с июля 1995 года политика стабилизации курса рубля дала  ощутимые результаты. Установление границ возможного изменения валютного курса, ограничив его колебания, поставило более определенные ориентиры участникам внешнеэкономической деятельности. Установление верхней границы для возможного номинального обесценения рубля к доллару США явилось важным антиинфляционным фактором  и позволило эффективно сдерживать темпы его внутреннего обесценения. Важным этапом в развитии валютной политики стало принятие Правительством и  Банком России в июне 1996г. международных обязательств по снятию ограничений  на конвертируемость рубля по текущим операциям, что создало принципиально новые  условия для  процесса курсообразования и привлечения на российский рынок иностранных инвесторов. Для курсовой политики Банка России на 1997 год важнейшими задачами были определены:

-          повышение внешней и внутренней  стабильности национальной валюты;

-          обеспечение процесса "дедолларизации" российской экономики за счет

содействия  динамичному развитию всех секторов финансового рынка и повышения привлекательности  для  населения сбережений в национальной валюте. Важнейшим ограничением, накладываемым на способы достижения целей курсовой политики, является сохранение официальных золотовалютных резервов на уровне минимальной достаточности.  Выбор параметров границ допустимых колебаний валютного курса - степени наклона, предельных количественных значений

- основывается на прогнозе социально  - экономического развития Российской Федерации с учетом важнейших показателей макроэкономического прогноза -динамики валового внутреннего продукта и инфляции, дефицита федерального бюджета, состояния   платежного баланса, уровня официальных золотовалютных резервов. При определении параметров валютной политики в 1997 году Банк России использовал базовый макроэкономический прогноз, принятый для расчета федерального   бюджета на 1997 год: прирост потребительских цен на 11,8% в течение года, реальный рост ВВП на 2% в течение года, дефицит федерального бюджета в размере 3,5%    ВВП, финансируемый примерно поровну из внутренних и внешних источников. В 1997 году был сохранен принцип установления официального курса рубля по отношению к иностранным валютам через кросс - курсы этих валют к доллару США,  поскольку доллар США является доминирующей валютой при расчетах России с остальным миром по торговым и неторговым операциям. При определении  центральной  линии  "наклонного  коридора" на 1997 год Банк России исходил из неизменности реального курса рубля по отношению к доллару США: снижение номинального курса рубля в течение 1997 года прогнозировалось на уровне 8,5% (на практике увеличение курса доллара США по отношению к рублю составило 7,2%), то есть на уровне разницы в прогнозируемых темпах роста

потребительских цен в России и США (11,8% и 2,9% соответственно). Ширина "наклонного коридора" оставлена неизменной.  Прилагаемый график иллюстрирует реальную картину изменения курса доллара США и немецкой марки по отношению к российскому рублю. В целом при установлении границ коридора предусмотрена определенная гибкость движения валютного курса, обеспечивающая выполнение Банком России своих    обязательств в случае незначительных отклонений развития экономической ситуации  от прогнозируемой: допустимые среднемесячные темпы девальвации рубля находятся в диапазоне от 0,3% до 1,1%. По мнению Банка России, продолжение практики установления границ изменений валютного курса, обоснованный выбор их количественных значений дают надежные ориентиры для планирования деятельности всех экономических агентов и обеспечат достижение целей, стоящих перед курсовой политикой.

   

 

 
 
 

4. Виды валютных операций

      На  территории Российской Федерации валютные операции могут осуществляться всеми хозяйствующими субъектами рынка и физическими лицами только через уполномоченные банки, т.е. банки имеющие лицензию ЦБ РФ на совершение вышеназванных операций. Текущие валютные операции могут совершаться любыми физическими и юридическими лицами и уполномоченными банками с соблюдением устанавливаемых  ЦБ РФ правил и регламентов взаимодействия банков со своими клиентами. Операции, связанные с движением капитала, могут осуществляться только при наличии у приказодателя лицензии ЦБ РФ на осуществление подобных операций. Основываясь на терминах и понятиях, изложенных в Законодательстве РФ, валютные операции можно классифицировать следующим образом: "Валютные операции": а) операции,  связанные с переходом права собственности и иных прав  на валютные  ценности,  в  том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа  иностранной  валюты  и платежных документов в иностранной валюте;         б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей; в) осуществление международных денежных переводов. "Текущие валютные операции":           а) переводы  в  Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по  экспорту  и импорту  товаров,  работ  и  услуг,  а  также для осуществления расчетов, связанных  с  кредитованием  экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; б) получение и предоставление финансовых кредитов на  срок  не более 180 дней; в) переводы в Российскую Федерацию и из  Российской  Федерации процентов, дивидендов  и  иных  доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; г) переводы  неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации,  включая  переводы  сумм заработной  платы, пенсии,   алиментов, наследства,   а  также  другие  аналогичные операции. "Валютные операции, связанные с движением капитала": а) прямые инвестиции,  то есть  вложения  в  уставный  капитал предприятия  с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество,  включая  землю  и  ее  недра,  относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; г) предоставление и получение отсрочки платежа на  срок  более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; д) предоставление и  получение  финансовых  кредитов  на  срок более 180 дней е) все  иные  валютные  операции,   не   являющиеся   текущими валютными операциями.

Информация о работе Формирование валютного рынка В РФ