Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
Основополагающими понятиями валютного рынка являются валютное регулирование и валютный контроль.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Становление и развитие валютного рынка в России……………………...5
1.1 Взаимоотношения субъектов валютного рынка……………………….5
1.2 Регулирование валютного рынка……………………………………….5
2. Субъекты валютного рынка………………………………………………….17
3. Политика валютного курса…………………………………………………...19
4. Виды валютных операций……………………………………………………22
5. Снижение валютного риска………………………………………………….24
5.1. Конверсионные операции………………………………………………….24
6. Операции банков с иностранной валютой………………………………….26
6.1. Валютнообменные операции…………………………………………...26
6.2. Совершение операций по международным расчетам предприятий…30
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………...34
5. Снижение валютного риска.
5.1. Конверсионные операции
Остановимся кратко на основном механизме регулирования валютных рисков, используемом уполномоченными банками ведущими открытую валютную позицию. Как уже было отмечено выше – валютный риск это риск, связанный с получением дополнительных доходов или расходов при изменении курсов валют. Банк России со своей стороны для снижения данного риска устанавливает и контролирует соблюдение уполномоченными банками лимита открытой валютной позиции.
Валютная позиция - остатки средств в иностранных валютах, которые формируют активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в соответствующих валютах и создают в связи с этим риск получения дополнительных доходов или расходов при изменении обменных курсов валют.
Открытая валютная позиция - разница остатков средств в иностранных
валютах,
которые формируют
Короткая открытая валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, пассивы и внебалансовые обязательства в которой количественно превышают активы и внебалансовые требования в этой иностранной валюте.
Длинная открытая валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы и внебалансовые требования в которой количественно превышают пассивы и внебалансовые обязательства в этой иностранной валюте.
Исходя из вышеизложенного, можно увидеть, что наиболее простым и действенным способом соблюдения уполномоченными банками лимита ОВП, являются конверсионные операции на межбанковском рынке, т.е. сделки покупки и продажи наличной и безналичной иностранной валюты против наличных и безналичных рублей Российской Федерации. Конверсионные операции делятся на:
- сделки
с немедленной поставкой (
- под сделкой типа "today" понимается конверсионная операция с датой валютирования в день заключения сделки;
- под сделкой типа "tomorrow" понимается конверсионная операция с датой
валютирования на следующий за днем заключения сделки рабочий банковский день;
- под сделкой типа "spot" понимается конверсионная операция с датой валютирования на второй за днем заключения сделки рабочий банковский день;
- под срочной (форвардной) сделкой (forward outright) понимается конверсионная операция, дата валютирования по которой отстоит от даты заключения сделки более, чем на два рабочих банковских дня.
- под сделкой своп (swap) понимается банковская сделка, состоящая из двух противоположных конверсионных операций на одинаковую сумму, заключаемых в один и тот же день. При этом одна из указанных сделок является срочной, а вторая - сделкой с немедленной поставкой.
Часто
на практике данные сделки используются
исключительно для целей выравнивания
открытой валютной позиции (обязательства,
учитываемые на внебалансе, влияют на
размер ОВП), а не для игры на повышение
или понижения курса, так как на практике
банки получают в настоящий момент больший
доход при конвертации привлеченных средств
в иностранной валюте в рубли и размещения
в качестве рублевых ресурсов.
6. Операции банков.
6.1. Валютнообменные операции
Рассмотрим более подробно с точки зрения экономической эффективности валютнообменные операции банков. В настоящее время наиболее распространенной и многочисленной операцией коммерческих банков с иностранной валютой являются валютнообменные операции, так как данные операции являются весьма доходными и менее рискованными чем, к примеру, кредитование физических и юридических лиц. Высокая доходность валютнообменных операций складывается из достаточно быстрой оборачиваемости средств, вложенных в виде аванса, при условии правильного расчета и планирования лимита авансов обменных пунктов. К тому же рынок работы с физическими лицами обладает достаточной емкостью.
Пункт обмена валюты (в дальнейшем - ПОВ) рассматривается банком через призму «вмененных издержек» как один из возможных способов размещения денежных средств. Поэтому главная задача банка в процессе принятия управленческого решения состоит в сравнении деятельности ПОВ с другими возможностями вложения капитала и оценке ее эффективности, а также в сопоставлении работы отдельных ПОВ в банковской структуре. Существующие нормативные документы, включающие формы отчетности, образуют адекватный механизм сбора информации. Остается лишь выработать ее для принятия управленческого решения. Большую помощь в этом оказывает методика, среднесрочного анализа, так как на первом этапе она базируется на предпосылке определенной экономической среды, а затем на многовариантности развития событий в среднесрочной перспективе.
При расчетах экономической эффективности деятельности ПОВ анализируются следующие составляющие:
- внутренняя эффективность;
- стабильность;
- адаптация к изменению внешней экономической среды.
В зарубежной литературе существует общее понятие для групп подобных методик – benefits-cost approach. Применяя данный метод к работе ПОВ, в тезисной форме, его можно выразить следующим образом:
-
ПОВ для банка реализует
эффективность, вкладываемого в виде аванса в пределах лимита обозначенного оборотного капитала.
- При этом целевым ориентиром должна быть эффективность функционирования, то есть отношение эффекта к затратам.
- Несмотря на то, что выдаваемый ПОВ аванс содержит покрытие как в
рублях, так и в валюте, необходимо и эффект, и затраты привести к одной и той же денежной форме. Поскольку абсолютные (количественные) финансовые показатели сильно зависят от внешних экономических факторов – инфляции, скачков спроса-предложения и т.п., в методике в основном используются относительные показатели, менее подверженные внешним факторам и вместе с тем достаточно адекватные. В приводимой методике анализа деятельности ПОВ используется субъектно- объектная ориентация.
Существуют, в целом, два экономических субъекта, влияющих на деятельность ПОВ:
- Инсайдер - банк, владеющий лицензией на проведение валютно-
обменных операций, а также воздействующий на предложение финансовых ресурсов.
- Аутсайдер - клиенты, воздействующие на формирование экономической среды, конкуренты, государство и т.д.
Вместе они называются стейкхолдерами (stakeholders). Различные стейкхолдеры рассматривают ПОВ как средство удовлетворения собственных интересов, интересов ПОВ как таковых не существует. Для банка- это максимизация прибыли на инвестированный капитал, для финансовых менеджеров - рост оборота, уменьшение издержек, уменьшение количества претензий со стороны клиентов, для клиента - выгодные курсы покупки-продажи валюты, минимальные комиссии и т. д.
Увеличение прибыльности ПОВ достигается за счет:
-
оптимизации используемых
-
оптимизации устанавливаемых в
течение дня курсов покупки-
валюты.
Неспособность
удовлетворить клиента
Многие
банки создают системы
а) маржинальные,
б) постоянные.
При этом маржинальные затраты (затраты, которые при росте или падении объема реализации услуг соответственно увеличиваются или уменьшаются в сумме) в зависимости от характера деятельности могут подразделяться на эксплуатационные, оперативные (соответственно неэксплуатационные, неоперативные) и т.д. Такая классификация позволяет оценить, насколько изменится стоимость банковских услуг при увеличении их объемов и реализации. Кроме того, оценивая совокупный доход при различных объемах реализованной продукции, можно измерить величину ожидаемой прибыли и затратной части при росте объема реализации.
Этот метод управленческих расчетов называется анализом безубыточности. Как правило, в управленческом учете достаточно точным будет предположение о том, что маржинальные затраты на единицу оказанной услуги одинаковы для каждой дополнительной единицы. На получение прибыли ощутимо влияет разумность политики банка по установлению курсов покупки-продажи иностранной валюты. Функция зависимости сектора рынка от обменного курса монотонно убывает и вогнута. Это означает, что чем больше цена продажи, тем меньше получаемый сектор рынка, причем при небольшой цене повышение цены на каждый рубль отбирает большее количество покупателей, чем при высокой. Это один из наиболее распространенных типов кривых спроса/цены.
Одной из основных задач, решение которой может помочь Банку в оптимальном планировании деятельности, является назначение курсов покупки-продажи валюты
в обменных
пунктах банка с целью
-
оперативный анализ ситуации
на региональном рынке
- (x - m) Vx = max, где x- курс продажи; m - себестоимость валюты;
Vx – объем продаж при курсе x.
В данной формуле присутствует слишком много неопределенных величин: m - зависит от комиссионных, уплачиваемых банком дилерам, объемов расходов по доставке, стоимости привлеченных рублевых ресурсов и пр.
Vx - зависит от курсов конкурентов, текущего объема рынка и статистических факторов (расположение обменного пункта, его привлекательность, удобность, время работы и пр.)
К тому же немаловажное значение на практике имеет то, что значительную роль в зависимости спроса от курса покупки-продажи иностранной валюты для конкретного банка играет только гораздо большая маржа по сравнению с банками конкурентами. При небольших диапазонах изменения банковских курсов в различных обменных пунктах наблюдается несовпадение теоретического вывода о высокой зависимости цены и спроса. Реальная картина, полученная на данных статистического анализа операций обменного пункта Некоторого Астраханского банка и приведенная на графиках подтверждает этот вывод. Объясняется это тем, что иностранная валюта не является предметом первой необходимости, и спрос на нее формируется в основном за счет внешних политических и экономических факторов, значительно возрастая к концу каждого года, оставаясь весьма высоким в начале года. Статистические данные также показывают, что средневзвешенный объем сделки не достигает той величины, когда клиент может получить значительную экономию средств или дополнительный доход, потратив время на поиски обменного пункта с наиболее выгодным курсом.