Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 08:13, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами данной работы являются:
анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ-ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА ……..……………………….6
1.1. Государственный бюджет и его функции…………………….………..6
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство.…………….…………..11
1.3. Роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе...…..…………15
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ……………………….……………………………………36
2.1. Принципы формирования государственного бюджета.………..………..36
2.2. Правовые основы муниципальных налогов в Российской Федерации....41
2.3. Использование государственного бюджета………………………………44
2.4. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга..………….59
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТ КЗЫЛ-ЯРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ.………………………………………68
3.1. Местные бюджеты и их роль в развитии территорий.…………………..68
3.2. Бюджетный процесс в Поселении…………………………………………
Заключение………………………………………………………………………84
Список использованной литературы..…………………………………………88
Приложения …………………………………………………………………….
Утвержденный местный бюджет Поселения представляется в орган местного самоуправления муниципального района, в состав которого входит Поселение.
Начиная с 2007 г. Правительство РФ приступило к разработке прогнозов на три года и составлению бюджета на очередной год и последующие два года - с ежегодным отдалением "бюджетного горизонта" также на один год.
Такое нововведение позволяет закрепить намеченные перемены, сдерживает реализацию финансово не обеспеченных инициатив исполнительной и законодательной ветвей власти в процессе исполнения бюджета.
В декабре 2010 года Советом Кзыл-Ярского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан было принято решение «О бюджете Кзыл-Ярского сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Решением о бюджете Поселения устанавлены:
перечень главных администраторов доходов бюджета Поселения (таблица №1, №2)
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Поселения; (таблица № 3)
Утверждены основные характеристики бюджета Кзыл-Ярского сельского поселения на 2011 год :
1) общий объем доходов бюджета Кзыл-Ярского сельского поселения в сумме 4376,5 тысяч рублей;
2) общий объем расходов бюджета Кзыл-Ярского сельского поселения в сумме 4376,5 тысяч рублей.
Утвердили объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению из бюджета поселения в бюджет Бавлинского муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера на 2011 год в сумме 2015 тысяч рублей, на плановый период 2012 год в сумме 2098 тысяч. рублей, на 2013 год в сумме 2183 тысяч рублей.
Решением «О бюджете Кзыл-Ярского сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утвержден объем прочих межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению из бюджета поселения в бюджет Бавлинского муниципального района, на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями на 2011 год в сумме 698 тысяч рублей, на 2012 год в сумме 698 тысяч рублей, на 2013 год в сумме 698 тысяч рублей.
Бюджет поселения исполняется согласно принятому решению Совета поселения «О бюджете Кзыл-Ярского сельского поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годы». Анализ исполнения доходных и расходных статей бюджета проводится методом сравнения показателей фактического исполнения бюджета за 2011 год. Бюджет поселения на 2011 год утвержден по доходам в сумме 4376,5 тысяч рублей и по расходам в сумме 4376,5 тысяч рублей. В процессе исполнения бюджета были внесены изменения в доходную и расходные части бюджета, в результате уточненная доходная часть составила 4498,17 тысяч рублей, расходная часть 4961,59 тысяч рублей. Изменения в доходную и расходную части бюджета были внесены на основании решения Совета «Об уточнении доходной и расходной части бюджета». По состоянию на 01.01.2012 г. доходная часть бюджета исполнена в сумме 4609,4 тысяч рублей или на 102,5% к уточненному плану. Информация об объемах поступлений доходов бюджета Кзыл-Ярского сельского поселения представлена в таблице 4.
Общий объем произведенных расходов бюджета составил 4920,75 тысяч рублей или 99,2% к уточненному плану. Наибольший удельный вес составляют расходы на выплату межбюджетных трансфертов- 55,1%, на выплату заработной платы и начисления на оплату труда- 19%, оплата коммунальных услуг- 15%.
Дефицит (профицит) бюджета поселения за 12 месяцев характеризуется увеличением расходной части бюджета над доходной и вследствие этого образованием дефицита бюджета в сумме 311,3 тысяч рублей .
Информация об основных характеристиках бюджета Кзыл-Ярского сельского поселения представлена в таблице 5.
Наличие остатков средств местного бюджета на счетах Кзыл-Ярского сельского поселения по учету средств местного бюджета (415 тысяч рублей по состоянию на 1 января 2011 года), а также практика внесения в отчеты об исполнении местного бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года позволили покрыть дефицит бюджета.
Местные финансы продолжают оставаться болезненной и до сих пор нерешенной проблемой бюджетной политики в России. С одной стороны, местное самоуправление было определено в Конституции и федеральных законах как институт, не входящий в систему государственной власти. С другой стороны, на этот институт теми же законами были возложены важнейшие и весьма дорогостоящие полномочия по жизнеобеспечению населения. При этом резко осложнившим отношения между государственным и муниципальным уровнями управления обстоятельством стало то, что сама государственная власть была разделена также на два уровня – федеральный, с достаточно ясно очерченными полномочиями - и уровень субъектов РФ (региональный), чьи полномочия до сих пор законодательно не определены.
При сопоставлении перечней задач, возлагаемых Бюджетным кодексом на региональные и местные бюджеты, этот «парадокс» отчетливо проявляется. В то время как в статье о муниципальных расходах преобладают содержательные задачи, связанные с предоставлением конкретных услуг (образовательных, медицинских, коммунальных и многих других) населению, статья, касающаяся расходов региональных, посвящена в основном обслуживанию властных и околовластных структур субъектов РФ, а также задач, сформулированных абстрактно (целевые программы, международные связи и т п). Это обстоятельство свидетельствует о том, что федеральный законодатель до сего момента весьма смутно представляет себе, какие содержательные функции, кроме оказания финансовой помощи местным бюджетам, оправдывают существование субъектов РФ как самостоятельного уровня власти.
Из приведенных данных с очевидностью следует, что именно местные бюджеты, на которые ложится бремя финансирования основного набора жизненно важных потребностей, представляют собой фундамент всей бюджетной пирамиды. В полном противоречии с этим обстоятельством сегодня выстроена система принятия финансовых решений, которая представляет собой перевернутую пирамиду, чем ниже уровень бюджетной иерархии, тем меньше он имеет прав по формированию собственных доходных источников. И наиболее бесправны как раз местные бюджеты.
В условиях, когда большинство субъектов РФ являются получателями федеральной финансовой помощи, федеральное законодательство не определяет, какая часть этих трансфертов должна идти в муниципальные бюджеты. Это решение полностью отдано на усмотрение региональных органов власти, которые, естественно, не заинтересованы в том, чтобы делиться с муниципалитетами свободными финансовыми ресурсами. То же самое происходит с федеральными налогами, расщепляемыми между уровнями бюджетной системы в порядке так называемого "регулирования".
В большинстве стран с развитым местным самоуправлением главным источником обеспечения местной общины являются имущество и доходы ее граждан. В современной России эти источники способны покрыть не более 20 - 25% минимальных финансовых потребностей муниципальных образований. В том числе и по той причине, что местные бюджеты несут львиную долю расходов по обслуживанию жилищно-коммунального сектора.
В результате местные власти, как правило, не имеют представления о том, на какую финансовую базу они могут рассчитывать не только в отдаленном, но и в самом ближайшем будущем. На местном уровне отсутствует финансовая стабильность — важнейшее условие социально-экономического развития территорий. Множество российских муниципалитетов сегодня располагают хорошим и средним экономическим потенциалом, но не в силах реализовать его, поскольку, до предела урезанные в финансовых правах, они не имеют возможности планировать свое социально-экономическое развитие, осуществлять даже самые минимальные инвестиции и в большинстве своем вынуждены перебиваться от одного финансового года к другому на подаяние, именуемое региональными трансфертами.
Для местного самоуправления тяжелые времена — ему буквально приходится бороться за выживание. Обостряется противостояние между субъектами Федерации и местными властями в борьбе за раздел финансовых ресурсов. Субъекты Федерации на самом деле от этого мало что выиграют, хотя и получат дополнительные возможности по распределению финансов. Но понижение стабильности местных бюджетов повлечет за собой ухудшение уровня жизни населения в регионах. Граждане недополучат причитающийся им объем услуг в области образования, коммунального обслуживания, здравоохранения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения материалов данной работы, можно сделать следующие выводы:
В этих условиях резко возрастает роль муниципальных деятелей (депутатов), от которых зависит организация бюджетного процесса и управление местными финансами. Крайняя ограниченность ресурсов, находящихся в ведении муниципальных властей, вынуждает использовать их в высшей степени рационально Шансы на выживание и перспективное развитие обретут те муниципалитеты, которым удастся использовать эти возможности для реализации следующих целей: максимально полная мобилизация доходов от местных налогов и неналоговых платежей, получение максимально возможного объема от федеральных налогов, максимальное сокращение нерациональных расходов, обеспечение прозрачности бюджета для населения и контроля за его исполнением со стороны представительного органа местного самоуправления, сведение к уровню, близкому к себестоимости, тарифов ЖКХ, проведение через процедуру конкурса максимально возможного количества контрактов на поставки товаров и услуг, оплачиваемых из бюджета, определение нескольких инвестиционных проектов, способных принести быструю отдачу в виде роста поступлений в муниципальный бюджет.
Анализ проведенный в дипломной работе показал, что организация местного самоуправления в России сыграла немаловажную роль в переходе страны на демократические, рыночные принципы организации и функционирования общества и государства. Вместе с тем составление системы местного самоуправления породило множество проблем и вопросов.
Увеличился объем документооборота у бюджетных учреждений. Большая загруженность финансового органа сельского поселения не позволит проводить тщательный и углубленный контроль использования бюджетных средств. Трудности бюджетного учета в сельских поселениях также обусловлены необходимостью разграничения всех налоговых платежей между уровнями бюджетной системы в разрезе будущих муниципальных образований сельских поселений. В настоящее время разграничение налоговых платежей осуществляет налоговая служба, а неналоговых платежей – финансовый орган сельского поселения. И первое, и второе сделать очень сложно по той причине, что каждому сельскому округу уже сегодня необходимо представить поименные списки налогоплательщиков с расшифровкой налогооблагаемой базы и налоговых платежей, подлежащих уплате в местный бюджет. Что касается неналоговых поступлений, то их группировку по будущим муниципальным образованиям необходимо провести на основе полной расшифровки поступивших платежей по годовому отчету, вести их учет в муниципальном финансовом органе по каждому источнику в разрезе будущих муниципальных образований, чтобы определить базовые поступления как постоянных, так и целевых и единоразовых платежей.
Обслуживание исполнения бюджета сельского поселения также осложняется тем, что ежегодно по несколько раз в год меняется состав бюджетной классификации и вводится в действие «задним числом», после того, как все бюджеты утверждены и находятся в процессе исполнения. Эта нестабильность порождает ошибки в учете и, соответственно, в отчетности об исполнении бюджетов.
Большинство из названных проблем необходимо решать путем введения новых компьютерных технологий, например, электронного документооборота и т.д., что потребует значительных финансовых затрат за счет средств местного бюджета.
Принцип бюджетного устройства заключается в следующем – единство, разграничение доходов и расходов, всех звеньев бюджетной системы, сбалансированность бюджетов, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, общее покрытие расходов бюджетов, гласность, достоверность, адресность, целевой характер бюджетных средств.
Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации/ Справочная правовая система
«КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации /Справочная правовая система
«КонсультантПлюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации/ Справочная правовая система
«КонсультантПлюс».
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Изд-во Омега-Л, 2006. — 216 с.
5. Федеральный Закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации"
6. Федеральный Закон №120-ФЗ от 20 августа 2004 г. "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"
Информация о работе Формирование и использование государственных бюджетных фондов