Формирование и использование государственных бюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 08:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами данной работы являются:
 анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
 рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
 рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ-ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА ……..……………………….6
1.1. Государственный бюджет и его функции…………………….………..6
1.2. Бюджетная система и бюджетное устройство.…………….…………..11
1.3. Роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе...…..…………15
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ……………………….……………………………………36
2.1. Принципы формирования государственного бюджета.………..………..36
2.2. Правовые основы муниципальных налогов в Российской Федерации....41
2.3. Использование государственного бюджета………………………………44
2.4. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга..………….59
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТ КЗЫЛ-ЯРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ.………………………………………68
3.1. Местные бюджеты и их роль в развитии территорий.…………………..68
3.2. Бюджетный процесс в Поселении…………………………………………
Заключение………………………………………………………………………84
Список использованной литературы..…………………………………………88
Приложения …………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

госбюджет.doc

— 469.00 Кб (Скачать)

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга. Т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

                  единства бюджетной системы Российской Федерации;

                  разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

                  самостоятельности бюджетов;

                  полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

                  сбалансированности бюджета;

                  эффективности и экономности использования бюджетных средств;

                  общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

                  гласности;

                  достоверности бюджета;

                  адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

                  право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

                  наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

                  законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

                  право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

                  недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

                  недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

1.3.           Роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе.

 

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. «Местный бюджет  (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления»[1].  Традиционно к местным бюджетом относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере эко­номического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочислен­ные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образ­но говоря, представляют собой ее фундамент, от укреп­ления которого зависит прочность и надежность всей сис­темы. В настоящее время около 60% всех бюджетных рас­ходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

Местный бюджет  - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного  муниципального образования, формирование  утверждение  и исполнение,  а также  контроль за исполнением  которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Бюджетная система РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной  природой данной экономической категории, в третьих гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.

Объективной основой использования местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации денежных средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических процессов в регионе, контролировать  своевременность и объемы поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов управления.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом  муниципального образования. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы. Эти налоги и сборы перечисляются  налогоплательщиками в местные бюджеты.

 


ГЛАВА 2: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

2.1 Принципы формирования государственного бюджета

 

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации.

Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

                  для составления, утверждения и исполнения бюджета;

                  контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

                  обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

                  составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 21 декабря 2011 г. № 180н. По новой бюджетной классификации государственный бюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "источники финансирования бюджета" и "операции публично-правовых образований".

Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает (рисунок 2):

                  классификацию доходов бюджетов РФ;

                  функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

                  ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;

                  экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

                  классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

                  классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

                  классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

                  классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

Рис. 2 Бюджетная классификация

 

Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды :

1. Налоговые доходы, которые включают в себя (ст.41 БК РФ):

                  прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

                  налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

                  налоги на товары и услуги;

                  налоги на имущество;

                  платежи за использование природных ресурсов;

                  налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

                  прочие налоги, сборы и пошлины.

Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений - от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды. Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).(рисунок 3)

Рис. 3. Структура доходов госбюджета по источникам

 

2. Неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ):

                  доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

                  доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

Информация о работе Формирование и использование государственных бюджетных фондов