Формирование финансово-промышленной группы на примере Астраханской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:23, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших отраслей народного хозяйства Астраханской области являются судостроение и судоремонт. На территории области расположено 17 судостроительных и судоремонтных предприятий.

Конверсия судостроительного производства, начатая в 1988 г., охватила

30 судостроительных предприятий России, включая такие крупные, как

Ленинградское адмиралтейское объединение, завод им. Ленинского комсомола,

ПО «Красное Сормово», Балтийский завод и др.

Файлы: 1 файл

Формирование финансово.docx

— 19.37 Кб (Скачать)

. Формирование финансово-промышленной  группы на примере Астраханской  области 

 Одной из важнейших  отраслей народного хозяйства  Астраханской области являются  судостроение и судоремонт. На  территории области расположено  17 судостроительных и судоремонтных  предприятий. 

 Конверсия судостроительного  производства, начатая в 1988 г., охватила

30 судостроительных  предприятий России, включая такие  крупные, как

 Ленинградское  адмиралтейское объединение, завод  им. Ленинского комсомола,

 ПО «Красное  Сормово», Балтийский завод и  др. Вызванная конверсией ломка  производства поставила предприятия  в тяжелое финансовое положение.

 Прекращение централизованных  дотаций и капитальных вложений  затормозило процесс модернизации  верфей. К этому добавился и  раздел судостроительных предприятий  между странами СНГ. В результате  новейшие заводы, в создание и  развитие которых были вложены  огромные средства всей страны, способные строить современные  суда, в т. ч. особо крупные,  остались за пределами

 России, среди  них Херсонское СПО, заводы  «Океан», «Залив», ФИО «Море»,

 Черноморский  СЗ, завод им. 61 Коммунара, Севморзавод. 

 Интеграция транспорта  РФ в мировую транспортную  систему вызывает необходимость  приведения ряда участков российской  транспортной сети в соответствие  с международными стандартами,  включая и поэтапное открытие  внутренних водных путей для  прохода иностранных судов, и,  как следствие, определяет ключевую  роль астраханской судостроительной  и судоремонтной базы. В связи  с этим появляется острая необходимость  в создании региональной интегрированной  структуры, объединяющей судостроительные  предприятия, финансовые структуры,  проектные институты, судоходные  компании. 

 Идея создания  финансово-промышленной группы на  базе судостроительных предприятий  Астраханской области возникла  еще в начале 1995 г. В апреле

1995 г. вышло распоряжение  главы администрации области  № 577-р «О создании комиссии  по рассмотрению целесообразности  создания финансово-промышленной  группы «Астраханский корабел». Стратегической целью создаваемой  финансово- промышленной группы  является строительство танкеров  и сухогрузов мирового класса, нефтегазовых буровых платформ  для разведки и добычи природных  ископаемых Каспийского моря, что  обусловлено тенденцией последних  десятилетий к активному освоению  нефтегазовых ресурсов континентального  шельфа океанов и морей. В  результате было открыто несколько  сот месторождений, расположенных  почти на всех широтах планеты. 

 Астрахань –  южный портовый город, вся жизнь  которого тесно связана с

 Волгой и Каспийским  морем. После открытия залежей  нефти на Кавказе значение

 Волго-Каспийского  водного пути еще более усилилось. 

 Выгодное географическое  положение Астраханской области,  расположенной, по сути, в центре  Евро-Азиатского материка и занимающей  ключевую позицию не только  на внутренних водных путях,  связывающих Каспий с Азово-Черноморским,

 Балтийским, Северными  бассейнами, но и на других  транспортных артериях, предопределяет  ведущую роль России в обеспечении  транспортных связей стран, тяготеющих  к Каспийскому бассейну, со странами  Европы, Ближнего и Среднего

 Востока при  осуществлении прямых водных  и смешанных перевозок различных  грузов. 

 Потенциальными  потребителями продукции финансово-промышленной  группы

 «Астраханский  корабел» являются нефтегазодобывающие  компании государств, ведущих разработку  и активную эксплуатацию газонефтяных  месторождений на морском и  океаническом шельфе: Россия, Азербайджан,  Казахстан,

 Туркменистан, Украина,  Иран, государства Юго-Восточной  Азии. Потребителями же судостроительной  продукции (сухогрузы, лесовозы, танкеры) являются судовладельцы,  заинтересованные в перевозке  генеральных грузов, леса, контейнеров,  нефти в порты Архангельск,  Онега, Кемь, порты западноевропейских  стран в Балтийском, Северном, Средиземном,  Черном,

 Красном, Японском  морях. 

 Три года назад  для выполнения функций центральной  компании ФПГ образовано совместное  российско-украинско-финское предприятие  ОАО

 «Астраханский  корабел». В совместное предприятие  вошли:

 – три судостроительных  предприятия;

 – фирма по  сопровождению проектов строительства  технических средств для обустройства  морских нефтегазовых месторождений;

 – две проектных  организации;

 – два финансовых  института;

 – внешнеэкономическое  торгово-коммерческое предприятие;

 – предприятие  по перевозке крупногабаритных  грузов;

 – морское  пароходство.

 В марте 1997 г. был подписан протокол о  принципах взаимодействия предприятий  – участников СП ОАО «Астраханский  корабел», согласно которому:

 – предприятия  СП ОАО «Астраханский корабел»  действуют в производственной  и финансовой кооперации, представляющей  собой комплекс, способный выполнить  заказы, судостроения и изготовления  технических средств на уровне  мировых стандартов и приемлемых  схем финансирования;

 – основой  кооперации деятельности является  выступление перед заказчиком  единым подрядчиком процессе  тендеров, технических конкурсов,  а также привлечение финансовых, технических средств, интеллектуальной  продукции и авторских прав  выполнению заказов;

 – степень  кооперации при выполнении заказов  определяется решением совета  директоров СП ОАО «Астраханский  корабел» с учетом экономического  и технического рисков;

 – предприятия-учредители  солидарно несут субсидиарную  ответственность в объеме 100% заказа  по договорам СП ОАО «Астраханский  корабел». 

 Ускорение процесса  создания межгосударственных предприятий  в рамках СП показала свою  эффективность. Так, были построены  две морские нефтяные платформы,  продолжается строительство серии  сухогрузов и танкеров смешанного (река-море) плавания. Следует отметить, что в настоящее время официальная  регистрация ФПГ не даст какой-либо  ощутимой пользы, поскольку ни  одна предусмотренная законодательством  льгота в реальности не работает.

 ФПГ сопряжено,  в первую очередь, с унификацией  соответствующих аспектов хозяйственных  законодательств, с преодолением  таможенных барьеров и с решением  комплекса непростых вопросов, касающихся  собственности участников, расчетно-платежных  отношений, различий в системах  ценообразования и налогообложения  (в частности, кооперируемой продукции), а также проблем обеспечения  в рамках формирующегося экономического  союза условий для эффективного  взаимодействия хозяйствующих субъектов  постсоюзных стран.

 Отсюда необходимость  обязательного взаимодействия государств  и правительств

 СНГ. Этот приоритет  связан с практическими мерами  по созданию общих объединяющих  систем: экономических, информационных, инвестиционных, научно-технических,  финансовых и т. д. С отменой  ненужных ограничений и при  наличии мер государственной  поддержки будут созданы необходимые  предпосылки для превращения  межгосударственных ФПГ стран  Содружества в инструмент активной  государственной политики, что дает  им возможность встать в один  ряд с крупнейшими мировыми  ТНК, занять свою нишу в мировом  общественном производстве. 

2.3. Проблемы функционирования  ФПГ 

 Несмотря на  определенные результаты, достигнутые  финансово- промышленными группами, и проведенную соответствующую  законодательную работу, их становление  сталкивается с серьезными проблемами  и трудностями. 

 Среди существующих  проблем становления и функционирования  ФПГ можно выделить: общеэкономические,  законодательные, организационные,  финансовые. 

 Трудности общеэкономического  характера очевидны. Они касаются  сложного финансово-экономического  состояния большинства производителей, падения инвестиционной активности, отсутствия государственной поддержки,  негибкости налоговой политики. 

 Скорейшего законодательного  решения требуют многие юридические  вопросы.

 Необходима четкая  регламентация правовой сущности  ФПГ. Главная роль при образовании  группы возлагается на договор  о ее создании, юридический статус  которого не ясен. Некоторые специалисты  подводят этот договор под  договор простого товарищества, точно определенный в Гражданском  кодексе. По этому договору  совокупность лиц обязуется соединить  свои вклады и совместно действовать  без образования юридического  лица для извлечения прибыли  и/или иной законной цели. А  в законе о ФПГ договорные  отношения четко увязываются  с образованием нового юридического  лица (центральной компании). 

 Нуждается в  уточнении и процедура подготовки  документов на регистрацию

 ФПГ: выходить  ли участникам группы на подписание  договора с ухе зарегистрированной  центральной компанией или сначала  подписать договор, а потом  создавать центральную компанию  в рамках реализации договора. 

 Закон о ФПГ  предписывает заключение договора  о создании ФПГ во всех случаях,  кроме образования группы по  холдинговому принципу. 

 Недостаточно  решен вопрос о механизме принятия  управленческих решений в

 ФПГ. Функции  управления ФПГ выполняют Совет  управляющих и созданная для  текущего управления деятельностью  ФПГ центральная компания. Способы  принятия решения каждым из  этих органов различны. В случае, если центральная компания создается  в форме акционерного общества  и следовательно подчинена действию  закона «Об акционерных обществах», решения принимаются Общим собранием  акционеров центральной компании. В Совете управляющих решения  принимаются по принципу: один  член Совета - один голос, на  Общем собрании центральной компании - голосование идет пакетами обыкновенных  акций. 

 Что касается  правовой базы государственной  поддержки, то набор стимулов  создания и деятельности ФПГ  представлен пока главным образом  на бумаге

(прежде всего,  в статье 15 Закона о ФПГ) и  мало связан с существующими  особенностями механизма управления  единой корпоративной деятельностью. 

 Проблемы организационного  характера вызваны, в первую  очередь, неразработанностью организационных  структур управления ФПГ; отсутствием  нормативно установленных полномочий  центральной компании; высокой долей  издержек, связанных с внутренним  оборотом группы. 

 Среди финансовых  трудностей функционирования ФПГ  следует, прежде всего, назвать  низкий потенциал российских  коммерческих банков, оцененный  по их собственному капиталу, что не дает им возможность  инвестировать в промышленность  значительные суммы. Даже при  благоприятных для развития этого  процесса экономической и политической  ситуациях, российские банки не  смогут удовлетворить инвестиционную  потребность производства более,  чем на

10%. Отсюда необходимость  привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано  без государственных гарантий.

 Для успешного  развития созданных и возникновения  новых работоспособных ФПГ необходимы  совместные усилия законодательной  и исполнительной власти, заинтересованных  научных центров и специалистов  корпораций по решению вышеперечисленных  проблем. 

 Заключение 
 

 В данной курсовой  работе были изложены основные  аспекты финансово- промышленных  групп, дано основное понятие  финансово-промышленной группе согласно  законодательству РФ, рассмотрена  нормативно-правовая база и роль

 ФПГ в формировании  рыночной экономики. 

 На основе вышеизложенного  примера Астраханской финансово-промышленной  группы можно заключить, что  ФПГ - бурно развивающаяся форма  взаимодействия финансовых и  промышленных структур, позволяющая  финансовым учреждениям наиболее  эффективно не только распределять  свои ресурсы, но и некоторым  образом управлять их использованием  заемщиком. С другой стороны,  промышленные структуры получают  надежного и постоянного контрагента,  осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд. 

Информация о работе Формирование финансово-промышленной группы на примере Астраханской области