Фондовый рынок РФ: становление, проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами курсовой работы являются:
рассмотрение теоретических основ функционирования фондового рынка;
анализ формирования и развития инфраструктуры рынка, становления важнейших институтов и выделения подсистем российского рынка ценных бумаг;
анализ формирования и развития основных сегментов рынка;
рассмотрение ключевых проблем и особенностей функционирования фондового рынка в России, а также развитие ситуации и перспективы рынка ценных бумаг после финансового кризиса августа 1998 г.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность фондового рынка
1.1. Понятие фондового рынка, его назначение, структура и виды 4
1.2. Понятие ценных бумаг, их виды 6
1.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг, ее задачи и механизмы 9
2. Первичный и вторичный фондовые рынки
2.1. Особенности первичного рынка 13
2.2. Организация вторичного рынка 14
2.2.1. Биржевой рынок 14
2.2.2. Внебиржевой рынок 18
3. Система регулирования рынка ценных бумаг
3.1. Общие задачи, методы и принципы регулирования 19
3.2. Функции и права ФКЦБ 22
3.3. Саморегулируемые организации 23
4. Анализ формирования и современного состояния российского
рынка ценных бумаг
4.1. Рынок государственных ценных бумаг 24
4.2. Российский рынок акций 25
5. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России 29
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

рцб.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

      д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

      е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, означающий создание цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

      Прямое  регулирование деятельности большинства участников рынка входит в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Совокупное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется несколькими органами, в компетенцию которых входят разные аспекты. Этими органами, помимо ФКЦБ, являются: Центральный банк России, Министерство финансов России, Антимонопольный комитет, Госналогслужба России и другие органы.

      Законодательством предусмотрено обязательное согласование всех нормативных актов по вопросам рынка ценных бумаг всех органов государственной власти и управления, принимаемых ими в пределах своей компетенции, с ФКЦБ России. 
 

      3.2 Функции и права ФКЦБ 

      Для обеспечения государственного регулирования  на рынке ценных бумаг, а также  отношений, складывающихся в процессе обращения ценных бумаг, пресечения злоупотреблений и нарушений прав акционеров Указом Президента РФ была создана Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

      В соответствии Законом "О рынке  ценных бумаг" Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

      Развернутое описание функций и прав ФКЦБ России содержится в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" и  Положении о ФКЦБ России.

      К ключевым функциям ФКЦБ относятся следующие:

  1. Обеспечение динамичного развития рынка ценных бумаг в соответствии с национальными интересами России.
  2. Создание и развитие системы нормативных актов по вопросам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, участие в разработке законодательной базы рынка ценных бумаг.
  3. Создание и обеспечение эффективного функционирования системы регулирования рынка ценных бумаг, системы лицензирования и надзора за деятельностью субъектов рынка.
  4. Выполнение основных функций по лицензированию и надзору за деятельностью субъектов рынка, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

      Для осуществления своих многочисленных функций ФКЦБ наделена соответствующими правами:

      1) устанавливать обязательные для  профессиональных участников рынка  ценных бумаг нормативы достаточности  собственных средств и иные  показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

      2) принимать решение об отказе  в выдаче, приостановлении или  аннулировании лицензии, выданной  на осуществление профессиональной  деятельности с ценными бумагами;

      3) проводить проверки деятельности  эмитентов, профессиональных участников рынка, саморегулируемых организаций;

      4) направлять эмитентам и профессиональным  участникам рынка ценных бумаг,  а также их саморегулируемым  организациям предписания, обязательные  для исполнения, а также требовать  от них представления необходимых документов;

      5) направлять материалы в правоохранительные  органы и обращаться с исками  в арбитражный суд;

      6) принимать решения о создании  и ликвидации региональных отделений  Федеральной комиссии;

      7) применять меры к должностным  лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами.

      Права регулирования даны и в отношении  эмитентов, однако только в том, что  относится к эмиссии ценных бумаг: в частности право устанавливать  нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.

      На  современных рынках постоянно идет создание и развитие новых видов  ценных бумаг. Для того, чтобы законодательные  и нормативные документы не отставали  от потребностей рынка, ФКЦБ дано право квалифицировать новые инструменты рынка.

      Постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны  для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями. 
 

      3.3. Саморегулируемые организации (СРО) 

      Поскольку методы функционального регулирования  рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом смыкаются с правилами деловой этики и обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов.

      Основой деятельности СРО является взаимная заинтересованность профессиональных участников рынка в том, чтобы  все они выполняли некие общие  правила поведения и стандарты. При этом выработка деталей этих правил и стандартов настолько тесно связана с повседневной практикой, что не может быть достаточно оперативно сделана государственными органами регулирования. Они в состоянии лишь установить общие правила работы, обеспечивающие устойчивость системы в целом; осуществлять контроль за формальными требованиями к участникам рынка; координировать и направлять его развитие.

      Таким образом, эффективная деятельность СРО строится на следующих предпосылках:

  • участники рынка лучше всех знают, какие механизмы контроля и правила необходимы на практике;
  • они обязаны финансировать контроль своей деятельности;
  • их положение позволяет им лучше всех судить о нарушениях;
  • они заинтересованы в выполнении высоких этических норм их коллегами.

      Согласно  Закону "О рынке ценных бумаг" саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

      Саморегулируемая  организация учреждается профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

      Важно учитывать при этом, что правила  и стандарты, разрабатываемые и  вводимые СРО, должны соответствовать  требованиям регулирующего органа, т.е. фактически они могут только уточнять и усиливать их.

      Поскольку СРО приобретает довольно значительные права в отношении ее членов, законом  предусматривается строгий контроль за ней со стороны регулирующих государственных  органов. В частности, статус СРО  приобретается только на основании разрешения, выдаваемого ФКЦБ.

      Все доходы саморегулируемой организации  используются ею исключительно для  выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов. 

4. Анализ  формирования и современного  состояния российского рынка  ценных бумаг 

      4.1. Рынок государственных ценных бумаг 

      Государственные ценные бумаги – облигации, предназначенные  для привлечения на нужды государства временно свободных средств инвесторов.

      Создание  рынка государственных ценных бумаг  решает следующие задачи:

  • финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение финансовых ресурсов с рынка);
  • определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка по облигациям определяется рынком);
  • установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;
  • предоставление участникам рынка высоконадёжных, высоколиквидных инструментов для размещения свободных финансовых ресурсов;
  • предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";
  • организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;
  • внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.

      Наиболее  значительным сегментом рынка государственных долговых обязательств являлся рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ).

        ГКО – это беспроцентные краткосрочные  государственные облигации, которые выпускались в безбумажной форме с дисконтом, то есть доход по ним определяется как разница между ценой покупки и ценой продажи (номиналом при погашении).

      Объем первого выпуска облигаций ГКО, осуществленного в 1993 г., составлял 1 миллиард рублей. Номинальная стоимость одной облигации первоначально составляла 100 тысяч рублей. Высокая ликвидность, надежность и доходность этих бумаг обеспечили им быстро растущую популярность среди российских и иностранных инвесторов.

      Качественный  скачок в развитии рынка государственных  ценных бумаг связан с выпуском облигаций федерального займа (ОФЗ). ОФЗ – среднесрочные государственные облигации, которые выпускались в безбумажной форме с изменяемым процентным купоном, выплачиваемым поквартально. Срок их обращения – более 1 года. Их доля в суммарном обороте государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа к середине февраля 1996 года составила 17,8 %. В марте 1998 года официальная доходность по ГКО и ОФЗ в среднем составила 30% годовых.

      Другими государственными ценными бумагами выступали облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они появились в сентябре 1995 года с целью привлечения денежных средств широких слоев населения для финансирования дефицита государственного бюджета. Облигации выпускались небольшим номиналом (100 и 500 тысяч рублей), что позволяет вкладывать в них средства инвесторам различного достатка, на срок один или два года и имели четыре купона, выплата процентного дохода по которым осуществлялась в конце соответствующего купонного периода. Характерной чертой рынка облигаций государственного сберегательного займа являлось постоянное превышение спроса над предложением.

      Это объяснялось тем, что сохраняя все  основные свойства государственных  ценных бумаг (надежность, ликвидность, высокая доходность), облигации государственного сберегательного займа стали важным инструментом аккумуляции сбережений населения, которому прежде доступ на рынки государственных ценных бумаг был практически закрыт. 

      4.2. Российский рынок акций 

      Рынок ценных бумаг (РЦБ) в России начал  свое формирование в первой половине 1991 г. после принятия известного Постановления Совета Министров РСФСР 601 от 25 декабря 1990 г. "Об утверждении Положения об акционерных обществах". Для этого - первого - этапа были характерны следующие процессы:

    • появление (еще в 1990 г.) первых открытых АО, выпустивших акции в открытую продажу с первичным размещением в 1991 г. (банк "Менатеп", Российская товарно-сырьевая биржа);
    • массовое создание АО и выпуск их акций в свободную продажу;
    • появление сотен бирж в 1991 г. и начало функционирования других институтов рынка (инвестиционных компаний и др.) в 1992г.

      Последовавший во второй половине 1991 г. рост количества выпускаемых акций связан с биржевым бумом, когда в течение нескольких месяцев было создано несколько  сот бирж. Как институты нового сектора экономики - рыночной инфраструктуры - биржи выбирали в большинстве своем и новые организационно-правовые формы: АО. Создание бирж в форме АО сопровождалось крупными эмиссиями акций. В то же время многие коммерческие банки, созданные ранее, перерегистрировались в форме АО и начали размещение своих акций. Новые коммерческие банки также организовывались, как правило, в форме АО. К августу 1991 г. благодаря формированию в рыночном секторе экономики (прежде всего, в рыночной инфраструктуре) значительного количества АО была набрана критическая масса ценных бумаг, достаточная для начала функционирования фондовых бирж.

Информация о работе Фондовый рынок РФ: становление, проблемы развития