Финансы некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение, как в России, так и за рубежом.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы финансов организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
1.1. Понятие, сущность и основные организационно-правовые формы некоммерчески организаций
1.2. Особенности финансов некоммерческих организаций
2. Оценка деятельности негосударственного пенсионного фонда
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности негосударственного пенсионного фонда Сберегательного банка за 2008 год
2.2. Предложения развития и успешного функционирования негосударственных пенсионных фондов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам неком.организ.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

     Динамику основных показателей можно проследить из следующих данных (таблица 2.1.1).

     Таблица 2.1.1

     Динамика  основных показателей НПФ Сбербанка за период 1999-2008 гг.

     
Год деятельности Сумма пенсионных резервов, млн.руб. Сумма пенсионных взносов, млн.руб. Выплачено пенсий, млн.руб. Кол-во действующих  договоров, шт. В том числе  с юридич. лицами, шт. Кол-во участников, чел. Доходность по пенсионным счетам, % годовых
1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

46,9

86,98

147,5

235,4

301,56

410,9

568,31

788,75

1031,94

1399,02

26,2

36,6

45,9

44,56

50,28

68,71

95,08

140,76

149,38

232,93

0,12

1

5,1

6,12

8,72

9,3

11,5

16,3

16,6

23,62

53594

61497

59642

57931

61412

67570

70976

74055

73844

75709

163

227

284

343

425

462

510

531

543

566

54402

63117

61158

137098

141971

153059

159639

164770

165316

169283

22,03

14,56

30,23

22,92

18,7

20,05

17,15

14,10

15,07

15,38


 

     Размещение  пенсионных резервов, сформированных Фондом, в 2008 году осуществлялось в соответствии с действующими нормативными документами и Планом размещения пенсионных резервов, утвержденным Советом НПФ Сбербанка. В 2008 году Фонд размещал пенсионные резервы самостоятельно в размере (средневзвешенный удельный вес за год) 16,59% от размещенных пенсионных резервов, а также через ООО "УК КапиталЪ" - 33,03%, ЗАО "ПИОГЛОБАЛ Эссет менеджмент" - 19,63%, ЗАО "Регион Эссет менеджмент" - 11,23%, ЗАО "ОФГ- Инвест" - 19,51%.

     Инвестиционный  доход от размещения пенсионных резервов в 2008 году составил 225,5 млн. рублей

     На 01.01.2008 в Фонде сформировано имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, в размере 32275 тыс. рублей, в том числе: 30000 тыс. рублей - совокупный вклад учредителя.

     По  состоянию на 01.01.2009 размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, соответствует нормативным требованиям законодательства и составляет 39 482 тыс. руб., в том числе: 30 000 тыс. руб. - совокупный вклад учредителя.

     Направления размещения имеющихся пенсионных резервов представлены в следующих данных (таблица 2.1.2).

  Таблица 2.1.2

     Структура направлений размещения пенсионных резервов по состоянию на 01.01.2009г.(%)

     Федеральные государственные  ценные бумаги      Акции и облигации предприятий и  организаций      Векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги      Банковские  вклады      Паи паевых инвестиционных фондов      Денежные  средства на счетах Фонда, у управляющей  компании      Ценные  бумаги субьектов РФ и органов  местного самоуправления
     8 49      1      6      2      4      30

 

     Баланс  НПФ Сбербанка представлен в  следующей таблице (таблица 2.1.3)

Таблица 2.1.3

     Баланс  на 1 января 2009 года (тыс. руб.).

Актив Пассив
Статьи 01.01.08 01.01.09 Статьи 01.01.08 01.01.09+-
Внеоборотные  активы 1934 1924 Целевое финансирование и резервы 32292 39482
Долгосрочные  финансовые вложения 745802 1321358      
Краткосрочные финансовые вложения 245505 15431 Пенсионные  резервы 1031941 1399018
Денежные  средства 32230 45500      
Оборотные активы 44869 63743 Прочие обязательства 6107 9456
БАЛАНС 1070340 1447956 БАЛАНС 1070340 1447956

     Достоверность бухгалтерской отчетности НПФ Сбербанка по состоянию на 1 января 2009 года подтверждена аудиторским заключением ЗАО "Аудиторская фирма "Скарабей" (Лицензия № Е 005160 на осуществление аудиторской деятельности (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2003 года №321) (www.npfsberbanka.ru)

     Таким образом, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности НПФ Сбербанка за 2008 год свидетельствуют о финансовой устойчивости Фонда и выполнении им обязательств перед его участниками в соответствии с законодательством. 
 

     2.2. Предложения развития и успешного функционирования негосударственных пенсионных фондов 

     Развитие всей системы негосударственного пенсионного страхования сдерживается рядом негативных факторов. Рынок пенсионных резервов отличается высокой концентрацией и неравномерностью распределения по регионам. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению охватывает сотрудников крупных компаний, а прочие наемные работники, занятые на предприятиях среднего и малого бизнеса, не имеют доступа к дополнительному пенсионному обеспечению. Неясность с налогообложением средств пенсионных накоплений ведет к недоверию населения к деятельности НПФ. Отсутствует четкая законодательная база по профессиональному пенсионному страхованию.

     В связи с этим очевидна актуальность разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности НПФ, следует определить приоритеты в повышении эффективности деятельности НПФ по обязательному пенсионному страхованию в рамках накопительной части трудовой пенсии, которые связаны, в том числе, с повышением доверия населения к деятельности негосударственных пенсионных фондов и системе негосударственного пенсионного обеспечения.

     Устойчивая  деятельность НПФ обуславливается  объемом финансовых ресурсов, поступающих  в систему негосударственного пенсионного  обеспечения, и тем, каким образом  эти ресурсы распределяются по источникам поступления и между негосударственными пенсионными фондами.

     Основные  факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, - это повышение конкурентоспособности  отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная  поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере. Также к числу факторов можно отнести такие меры, как:

     1. Создание экономических стимулов для развития негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающих:

     а) благоприятный налоговый режим, стимулирующий работодателей, работников и самозанятое население к уплате взносов на формирование пенсионных сбережений и означающий:

     - для работодателей - исключение из налогооблагаемой базы по ЕСН взносов, вносимых работодателем в негосударственный пенсионный фонд, исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль пенсионных взносов, отражаемых на солидарных пенсионных счетах, а также пенсионных взносов, уплачиваемых в пользу лиц, не являющихся работниками предприятия;

     - для работников - облегчение получения социального налогового вычета по взносам, вносимым в негосударственный пенсионный фонд, увеличение размера стандартного налогового вычета, предоставляемого при выплате негосударственной пенсии, сформированной за счет пенсионных взносов предприятий в пользу работников;

     - для негосударственных пенсионных фондов - полная отмена налога на прибыль по доходам от размещения пенсионных резервов, освобождение от налогообложения имущества, приобретенного за счет пенсионных резервов и пенсионных накоплений (налог на имущество).

     Следует подчеркнуть, что предлагаемые меры по совершенствованию налогообложения  нужны не НПФ как хозяйственному институту, а необходимы вкладчикам фондов - физическим и юридическим  лицам;

     б) рациональное использование инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов, которое предполагает как совершенствование регулирования инвестиционного процесса, так и расширение допустимого для инвестирования набора инструментов.

     Дальнейшее  совершенствование регулирования  процесса размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений предполагает переход от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов к широко распространенному в мире принципу "ответственного поведения", который позволяет институциональным инвесторам более адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя при этом прозрачность и надежность инвестиций.

     При этом фондам, которые удовлетворяют  определенным стандартам, разработанным регулирующими государственными органами, необходимо предоставить право самостоятельного инвестирования своих активов на финансовых рынках. Это повысит прозрачность пенсионной системы и, соответственно, будет способствовать повышению доверия к их деятельности.

     Такая постановка возможна как в связи  с ростом квалификации специалистов негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, так и  в связи с приданием негосударственным  пенсионным фондам статуса квалифицированного инвестора.

     Размещение  пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений требуют от НПФ равной ответственности за их сохранность и преумножение. Представляется целесообразным обеспечить единый подход к инвестированию пенсионных активов независимо от их происхождения.

     Одновременно с совершенствованием регулирования инвестиционного процесса необходимо (соответствующие предложения внесены) вести работу по расширению перечня доступных для инвестирования инструментов. Фонды должны иметь возможность приобретать активы не только тех эмитентов, которые "раскручены" на рынке, но и тех, которые, имея признанно высокий рейтинг надежности, по каким-либо причинам не выпускают свои активы в широкую продажу и поэтому не входят в котировальные листы высокого уровня. Необходима активная государственная поддержка акциям компаний, имеющих стратегическое значение для России (например, в виде предоставления гарантий со стороны государства либо региона России). Такой механизм с одной стороны позволил бы повысить финансовую устойчивость пенсионных фондов, а с другой - оказать поддержку тем компаниям, которые могут стать локомотивами российской экономики (предприятия в сфере высоких технологий, глубокой переработки сырья и т.д.).

     Необходимо  также разработать условия привлечения  пенсионных активов в долгосрочные инфраструктурные проекты, которые осуществляются при поддержке государства. Ведь более "длинных" денег, чем пенсионные, в стране нет.

     2. Повышение доверия населения к деятельности НПФ;

     Повышения доверия населения к деятельности НПФ требует с одной стороны создания реальных механизмов защиты прав вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, включающих, в том числе, разработку и принятие документов, повышающих защищенность участников и застрахованных лиц, по вопросам:

     - введения обязательного страхования пенсионных накоплений граждан по типу обязательного страхования банковских вкладов;

     - организации и функционирования объединенных гарантийных фондов, осуществляющих страхование накоплений граждан по негосударственному пенсионному обеспечению.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций