Финансы некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение, как в России, так и за рубежом.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы финансов организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
1.1. Понятие, сущность и основные организационно-правовые формы некоммерчески организаций
1.2. Особенности финансов некоммерческих организаций
2. Оценка деятельности негосударственного пенсионного фонда
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности негосударственного пенсионного фонда Сберегательного банка за 2008 год
2.2. Предложения развития и успешного функционирования негосударственных пенсионных фондов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам неком.организ.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

     В странах рыночной экономики некоммерческим организациям разрешается помимо основной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью. Посредством последней некоммерческие организации получают возможность заработать дополнительные денежные средства, которые в данный момент не могут быть предоставлены учредителями, участниками организации. Вместе с тем предпринимательская деятельность имеет несколько ограниченный характер.

     Если  смысл существования коммерческих организаций - приносить доход ее владельцам, то для некоммерческой прибыль не самоцель, а лишь средство для реализации определенной миссии: сохранения культурного наследия, повышения доступного образования, медицины и т.д. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Главная задача заключается в том, чтобы некоммерческая организация, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла возможную прибыль на выполнение уставных целей.

     Следующие виды предпринимательской деятельности признаются соответствующими целям, ради которых создана некоммерческая организация:

     - приносящее прибыль производство товаров и услуг, которые отвечают целям создания некоммерческой организации;

     - приобретение и реализация ценных бумаг;

     - реализация имущественных и неимущественных прав;

     - участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

     Это далеко не исчерпывающий перечень видов  предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Данный перечень может быть расширен как законом, так и учредительными документами  организации. Вместе с тем, законодательством ограничены права на осуществление рядом некоммерческих организаций предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Кроме того, законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, в том числе и предпринимательской, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности определяется федеральным законом.(7, с. 83-84)

     Функционирование  некоммерческой организации связано  с осуществлением определенных расходов. Их можно подразделить на следующие виды:

     - расходы по выполнению основной уставной деятельности (административно-хозяйственные расходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений);

     - расходы, связанные с предпринимательской деятельностью;

     - средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;

     - потери и списания.

     Распределение расходов некоммерческой организации  зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.

     В России налоговый статус некоммерческой организации во многом зависит от ведения или отсутствия предпринимательской деятельности. [2, с.38] Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов. В случае ведения предпринимательской деятельности некоммерческая организация обязана уплачивать налог на прибыль и налог на добавочную стоимость, а также другие налоги и сборы. Однако и в этом случае предусмотрены льготы, как для отдельных некоммерческих организаций, так и по отдельным видам их деятельности (8, с.185 - 187).

     Ряд существенных налоговых льгот предоставляется  некоммерческим организациям федеральным  законодательством. Эти льготы действуют на всей территории России. Кроме этого, на местном уровне и уровне субъекта федерации, как правило, предоставляются дополнительные льготы в части налогов, поступающих в их бюджет. Часто при этом налоговые льготы на уровне субъекта федерации или местном уровне довольно значительны(13,с. 123).

     Важным  моментом в организации финансовой деятельности некоммерческой организации  являются также:

     - предоставление законодательно  и собранием учредителей, участников, членов возможности ведения предпринимательской деятельности;

     - наличие субсидиарной материальной  и финансовой ответственности учредителей, участников, членов за результаты ее хозяйственной деятельности;

     - необходимость и форма возврата  учредителям в случае их выхода  из некоммерческой организации  внесенных материальных и финансовых средств при ее создании(6, с.181)

     Решение этих вопросов значительной степени зависит от организационно-правовой формы, целей деятельности и состава учредителей некоммерческой организации.

     Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления исполнительной дирекцией некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей (участников), членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

     Смета некоммерческой организации – это  план поступлений и расходов материальных и денежных средств организации. Смета регламентирует деятельность организации. Это основной документ определяющий, финансово – хозяйственную деятельность организации.(11, с.229). Смета составляется на определенный период, в ней более детально обосновываются расходы, в то время как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников. При составлении сметы надо исходить из того, что целевые поступления должны быть равны целевым расходам. Изменение статей расходов может быть лишь при наличии письменного согласия жертвователя. Некоммерческая организация может иметь одну или несколько целевых программ. В последнем случае составляются по каждой из них.(8, с.189)

     Формы финансового регулирования некоммерческой деятельности определяются российским законодательством, а именно  Федеральным  законам «О некоммерческих организациях», для общественных объединений Федеральным  законом «Об общественных объединениях», а для благотворительных организаций Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также в ряде законов, принятых субъектами РФ.(11, с.186)

     Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организация ведет бухгалтерскую (финансовую) отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года исполнительная дирекция отчитывается перед общим собранием учредителей, участников, членов о проделанной за год работе и исполнении бюджета доходов и расходов(8,с.386).

     Таким образом, можно сделать вывод, что  финансовые ресурсы некоммерческой организации предназначены для  реализации основной цели ее создания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Оценка деятельности негосударственного пенсионного фонда (НПФ) 

     2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности НПФ Сберегательного банка за 2008 год. 

     Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно — правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Согласно российскому законодательству, НПФ осуществляют три вида деятельности: по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

     По состоянию на 1 октября 2008 г. в России работают 218 негосударственных пенсионных фондов, пенсионные резервы которых превышают 506 741 млн. рублей. Общее число участников НПФ — 6,8 млн. человек, из них дополнительную негосударственную пенсию получают более 1,136 млн. человек. 105 негосударственных пенсионных фондов участвуют в системе обязательного пенсионного страхования, пенсионные накопления составили 39 917 млн. рублей. Количество застрахованных лиц — около 3 600 тысяч человек.

     Нормы и правила добровольного пенсионного  обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, взносы по которому могут осуществляться как за счет собственных средств граждан или средств предприятия, так и на паритетной основе, включающей совместные взносы работника и работодателя.

     Негосударственный Пенсионный Фонд Сберегательного банка  является некоммерческой организацией и создан по решению Акционерного коммерческого Сберегательного  банка Российской Федерации (решение  Совета Директоров № 86 от 17 марта 1995 г.).

     В своей деятельности Фонд руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» от 08 декабря 1995 г., Федеральным законом «О негосударственных пенсионных Фондах» от 07.05.98г. №75-ФЗ и иными нормативными документами, регламентирующими деятельность негосударственных пенсионных фондов.

     В соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" № 75 исключительными видами деятельности НПФ Сбербанка являются негосударственное пенсионное обеспечение участников Фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (договор НПО) и обязательное пенсионное страхование.

     Заключение  договоров НПО осуществляется на основании "Правил пенсионного обеспечения  Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка", зарегистрированных в Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации 31 марта 2000 года.

     Заключение  договоров по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) осуществляется на основании "Страховых правил Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию", зарегистрированных ФСФР России 7 сентября 2006 года

     Деятельность  НПФ Сбербанка осуществляется практически  во всех регионах России. Заключение договоров НПО осуществляется в филиалах Сбербанка России на основании Генерального соглашения о сотрудничестве между Сбербанком России и НПФ Сбербанка и в структурных подразделениях Фонда

     В 2008 году пенсионными резервами Фонда управляли следующие управляющие компании: ООО "УК КапиталЪ", ЗАО "ОФГ-Инвест", ЗАО "ПИОГЛОБАЛ Эссет менеджмент", ЗАО "Регион Эссет менеджмент".

     Специализированным  депозитарием, осуществляющим хранение сертификатов ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги, в которые размещены средства пенсионных резервов, а также ежедневный контроль за соблюдением Фондом и управляющими компаниями ограничений на размещение средств пенсионных резервов, правил размещения средств пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов являлся ОАО "Внешторгбанк".

     Объем пенсионных взносов, поступивших в 2008 году, составил 232,9 млн. рублей, что в 1,6 раза превышает объем поступивших пенсионных взносов в 2007 году, в том числе: 149,4 млн. рублей (64%) - пенсионные взносы, поступившие от физических лиц; 83,5 млн. рублей (36%) - пенсионные взносы, поступившие от юридических лиц.

     По  состоянию на 01.01.2009 количество договоров негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) составило - 75709 (102,5% от уровня на 01.01.2008), в том числе с юридическими лицами - 566 (104,2% от уровня 01.01.2008). Общее количество Участников - 169283 человека (102,% от уровня 01.01.2008), в том числе получающих ежемесячную негосударственную пенсию - 2280 человек (124,6% от уровня 01.01.2008).

     В 2008 году было заключено 4038 договора, что в 1,8 раза больше, чем в 2007 году. С юридическими лицами заключено 25 договоров (прирост к 2007 году - 20%).

     В 2008 году Фондом выплачено 57,48 млн. рублей по договорам НПО (на 40% больше, чем в 2007 году). Сумма выплат негосударственной пенсии составила 23,62 млн. рублей, что на 42% выше суммы предыдущих выплат.

     По  состоянию на 31 декабря 2008 года Фонд осуществлял выплаты 2280 участникам-пенсионерам (на 25% больше, чем по состоянию на 31.12.2007), из них 58% - по корпоративным пенсионным договорам.

     Сформированный по состоянию на 01.01.2009 страховой пенсионный резерв составлял 8,58% от величины резервов покрытия пенсионных обязательств, что  соответствует требованиям Федеральной  службы по финансовым рынкам (норма  5%).

     Ставка  доходности за 2008 год для распределения  инвестиционного дохода по пенсионным счетам составила 15,38% годовых в рублях.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций