Особенности финансов и финансовые отношения некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:36, доклад

Краткое описание

Учреждения организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги – социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. п. До недавних пор почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись в основном бесплатно. Однако в последние годы, в связи с необходимостью повышения уровня социально-культурного обслуживания граждан, началось расширение сферы платных услуг, а перевод учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, на новые условия хозяйствования значительно расширил состав их финансовых источников.

Файлы: 1 файл

Особенности финансов и финансовые отношения некоммерческих организаций.docx

— 48.60 Кб (Скачать)

Особенности финансов и финансовые отношения  некоммерческих организаций.

 

Учреждения организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги – социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне  страны и т. п. До недавних пор почти  все расходы этих учреждений финансировались  из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись  в основном бесплатно. Однако в последние  годы, в связи с необходимостью повышения уровня социально-культурного  обслуживания граждан, началось расширение сферы платных услуг, а перевод  учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, на новые условия хозяйствования значительно расширил состав их финансовых источников.

Финансовые ресурсы  учреждений и организаций некоммерческого  сектора экономики – это денежные средства, мобилизуемые ими из различных  источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов зависят от двух факторов – вида оказываемых услуг  и характера (платного или бесплатного) их предоставления. Одни из услуг могут  предоставляться потребителями  только на бесплатных началах, другие – только на платных, а третьи –  на сочетании тех и других.

Так, в сфере государственного управления и обороны страны, где  речь идет об оказании услуг обществу в целом, каждый гражданин и любое  юридическое лицо получает их бесплатно, а единственным источником их финансирования выступают бюджетные средства. При  этом государство должно установить такие нормы бюджетного финансирования соответствующих затрат, которые  позволяли бы государственным служащим и военнослужащим иметь достаточно высокую оплату, обеспечивающую достойный  уровень их жизни и нормальные условия для выполнения профессионального  и воинского долга. В противном  случае не избежать коррупции, подкупов работников государственного аппарата, нарушений воинской дисциплины и  других, крайне отрицательных в социальном плане последствий.

Некоторые виды услуг  в области культуры, искусства, юриспруденции  предоставляются их потребителям только на платных началах. Это – услуги зрелищных предприятий (театров, кинотеатров, киноконцертных залов), работа выставок, нотариата, адвокатуры и др. Даже если этим предприятиям и организациям выделяются бюджетные средства, то предоставляются  они эпизодически и в виде целевых  дотаций.

Преобладающую массу  услуг в нерыночном секторе экономики  составляют услуги социально-культурного  характера. Они исключительно разнообразны и в силу этого предоставляются  потребителям как на платных началах, так и бесплатно, а следовательно, имеют различные источники финансирования. Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит прежде всего от характера самих потребностей. Здесь можно выделить такие три группы:

потребности, имеющие  огромное значение для всего общества, а потому их удовлетворение не должно зависеть от уровня получаемого каждым гражданином дохода должно гарантировать Конституцией страны (например, потребность граждан в начальном и среднем образовании). Источником финансирования этих потребностей выступают общегосударственные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджетных и внебюджетных (социального назначения) фондов;

потребности, имеющие  общественно значимый характер, но в силу ограниченности общегосударственных  ресурсов покрываемые ими лишь в  пределах необходимого минимума на принципах  частичного финансирования за счет средств  государственного бюджета. Удовлетворение этих потребностей сверх установленного нормативного уровня осуществляется с  помощью других финансовых источников, в том числе и средств населения. Примером таких потребностей может служить минимальный уровень медицинского обслуживания населения, средний уровень образования, установленная норма социального обеспечения граждан и т.п.;

индивидуальные  потребности граждан, связанные  с их отдыхом и охраной здоровья, обеспечение жильем и др. Они не должны покрываться за счет общества, а потому финансовыми источниками  их удовлетворения выступают средства предприятий, организаций и населения.

В настоящее время  для финансирования учреждений и  организаций, оказывающих разнообразные  услуги социально-культурного характера, используются следующие источники:

бюджетные средства, выделяемые учреждениями и организациями  на основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю. Нормативы должны быть ориентированны на конечные результаты деятельности социально-культурных учреждений соответствующего профиля, хотя в настоящее время этого полностью реализовать не удалось: по школам –на содержание одного учащегося, по больницам – на лечение одного больного, по детским дошкольным учреждениям – на содержание одного ребенка и т.д.;

денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, общественных организаций, граждан, поступающие  за выполнение работы (услуг), проведенные  платные мероприятия согласно заключенным  с юридическими лицами договорам  и заказам населения, сюда относятся, например, поступления денежных средств  за оказание сверхнормативных услуг  в области медицинского обслуживания граждан, за дополнительные услуги в  сфере народного образования (особенно в части подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации и т.п.). В заключаемых договорах определяются объем, структура и качество услуг, порядок обеспечения учреждения материальными и финансовыми ресурсами, формы финансирования из средств заказчика и т.д. При выполнении учреждением дополнительных работ (услуг) сумма выделенных ему согласно нормативу бюджетных ассигнований не уменьшается, а полученные по договору или заказу денежные

средства увеличивают  финансовые ресурсы учреждения;

поступления от оказания платных услуг населению и  другим потребителям (от проведения различных  смотров, конкурсов, фестивалей, продажа  билетов на зрелищные представления  и т.д.) и продажи изделий собственного производства (например, лекарственных  средств, медицинских препаратов, продукции  учебно-производственных мастерских и  др.). Платные услуги предоставляются  потребителям в соответствии с действующими прейскурантными и договорными  ценами (тарифами); при этом оказание платных услуг (работ) не может осуществляться взамен деятельности, финансируемой  из бюджета;

выручка от сдачи  в аренду помещений, сооружений, оборудования;

добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям  и организациям материальные ценности, поступающие от государственных  предприятий, кооперативов, общественных организаций, благотворительных и  других фондов, отдельных граждан (включая  средства попечителей);

прочие денежные поступления.

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения; используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, расчеты с другими  организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования. Остатки неиспользованных за год  поступлений остаются в распоряжении учреждения (организации) и в бюджет не изымаются; не должны они влиять на снижение норматива бюджетного финансирования затрат в следующем году.

Все учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, если они  имеют самостоятельный баланс и  расчетный счет, имеют право пользоваться банковским кредитом. При этом краткосрочные  ссуды выдаются им на затраты, связанные  с осуществлением текущей деятельности, а долгосрочные – для целей  производственного и социального  развития с последующим погашением за счет средств фонда производственного  и социального развития.

Мобилизация и использование  финансовых ресурсов в учреждениях  и организациях нерыночного сектора  экономики осуществляется по-разному  – в зависимости от методов  ведения хозяйства. Различают сметное  финансирование и полную самоокупаемость.

При сметном финансировании основные услуги потребителям предоставляются  бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов выступают бюджетные  средства, предусматриваемые в смете  расходов и доходов (по некоторым  учреждениям социально-культурного  назначения продолжает составляться смета  расходов). Народу с бюджетными ассигнованиями учреждения и организации используют и другие виды денежных поступлений, тоже отражаемые в смете.

На началах самоокупаемости  и самофинансирования функционируют  те организации, затраты которых  полностью возмещаются из выручки  от реализации нематериальных благ и  услуг. К ним относятся некоторые  культурно-просветительные учреждения, отдельные медицинские учреждения, зрелищные предприятия, учреждения искусства и др. Формирование и  использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов  и расходов.

Организации и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. При этом учреждения, финансируемые только за счет бюджетных  средств, составляют сметы расходов, а организации и учреждения, обеспечивающие свои потребности не только бюджетными ассигнованиями, но и другими видами финансовых ресурсов, разрабатывают  сметы доходов и расходов. Главное  отличие сметы от финансовых планов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, заключается в том, что  в смете более детально обосновываются расходы, тогда как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников.

Для составления  смет в качестве исходных данных используются контрольные цифры и экономические  нормативы.

Контрольные цифры  состоят из показателей, отражающих специфику деятельности соответствующего учреждения и определяющих перспективы  его развития. Например, обучающихся (школьников, студентов) в среднегодовом исчислении, количества ставок (педагогических работников – в школах и профессорско-преподавательского состава – в техникумах и вузах); по медицинским учреждениям стационарного тира – показатели числа больничных коек, дней их функционирования и ставок медицинского персонала; по амбулаторно-поликлиническим учреждениям – показатели числа посещений больными врачей и количества ставок медицинского персонала; и т.д.

Контрольные цифры  не носят директивного характера  и отражают контрольные результаты деятельности учреждений по оказанию различного рода услуг. Они доводятся  до учреждений в качестве тех ориентиров, которые должны обеспечить достижения соответствующего уровня социального  обслуживания населения, предоставления гражданам социально гарантированных  благ. Контрольные цифры могут  включать:

численность и состав обслуживаемого учреждением населения (контингента);

объем и качество выполняемых услуг (например, число  принятых в поликлиниках больных, число  выпускников из школ и т.д.);

показатели технического оснащения учреждений и обеспеченности транспортом;

показатели социального  развития трудовых коллективов соответствующих  учреждений.

Экономические нормативы, используемые в финансовом планировании, включают в свой состав норматив:

бюджетного финансирования действующего учреждения;

образования фонда  заработной платы (если используется первый способ распределения финансовых ресурсов);

образование фонда  производственного и социального  развития;

образование фонда  валютных отчислений за счет валютной выручки.

Величина норматива  бюджетного финансирования определяется с учетом научно обоснованных социальных нормативов, увеличения потребностей населения в соответствующем  виде социального обслуживания и  должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание необходимой материально-технической  базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива. Нормативы бюджетного финансирования затрат служат основой для расчета  общей суммы финансовых средств, необходимо для обеспечения той  деятельности учреждения, которая связана  с оказанием населению и юридическим  лицам бесплатных услуг.

Кроме контрольных  цифр и экономических нормативов учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, могут  получать государственный заказ  на ввод в действие новых мощностей  и объектов за счет государственных  централизованных капитальных вложений.

Основываясь на контрольных  цифрах, экономических нормативах и  государственном заказе, учреждение (организация) осуществляет все необходимые  расчеты и составляет смету расходов и доходов. Смета подлежит рассмотрению и одобрению трудовым коллективом. Утверждается она совместным решением руководителя учреждения и профсоюзной  организации.

Составленья схема, кроме обязательных реквизитов (отражающих наименование учреждения; указания бюджета, из которого происходит финансирование; подписи лица, утверждающего смету; и др.), включает три крупных раздела: 1-свод расходов и доходов; 2-производственные показатели; 3-расчеты и обоснования  расходов и доходов. В первом разделе  по расходам указываются:

Материальные и  приравненные к ним затраты.

Фонд заработной платы.

Фонд производственного  и социального развития.

Фонд материального  поощрения.

Другие фонды  и резервы.

В первый раздел по доходам включаются:

Финансирование  из бюджета.

Дополнительные  платные услуги населению.

Оказание услуг  по договорам с организациями  и предприятиями.

Прочие поступления.

Выручка от сдачи  в аренду помещения, оборудования.

Свод расходов и  доходов по смете дается в годовом  исчислении с поквартальной разбивкой. По всем разделам сметы производятся плановые и отчетные данные текущего года, позволяющие сопоставить их с показателями планируемого года.

Информация о работе Особенности финансов и финансовые отношения некоммерческих организаций