Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:36, доклад
Учреждения организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги – социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. п. До недавних пор почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись в основном бесплатно. Однако в последние годы, в связи с необходимостью повышения уровня социально-культурного обслуживания граждан, началось расширение сферы платных услуг, а перевод учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, на новые условия хозяйствования значительно расширил состав их финансовых источников.
Особенности финансов и финансовые отношения некоммерческих организаций.
Учреждения организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги – социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. п. До недавних пор почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись в основном бесплатно. Однако в последние годы, в связи с необходимостью повышения уровня социально-культурного обслуживания граждан, началось расширение сферы платных услуг, а перевод учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, на новые условия хозяйствования значительно расширил состав их финансовых источников.
Финансовые ресурсы
учреждений и организаций некоммерческого
сектора экономики – это
Так, в сфере государственного управления и обороны страны, где речь идет об оказании услуг обществу в целом, каждый гражданин и любое юридическое лицо получает их бесплатно, а единственным источником их финансирования выступают бюджетные средства. При этом государство должно установить такие нормы бюджетного финансирования соответствующих затрат, которые позволяли бы государственным служащим и военнослужащим иметь достаточно высокую оплату, обеспечивающую достойный уровень их жизни и нормальные условия для выполнения профессионального и воинского долга. В противном случае не избежать коррупции, подкупов работников государственного аппарата, нарушений воинской дисциплины и других, крайне отрицательных в социальном плане последствий.
Некоторые виды услуг в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются их потребителям только на платных началах. Это – услуги зрелищных предприятий (театров, кинотеатров, киноконцертных залов), работа выставок, нотариата, адвокатуры и др. Даже если этим предприятиям и организациям выделяются бюджетные средства, то предоставляются они эпизодически и в виде целевых дотаций.
Преобладающую массу услуг в нерыночном секторе экономики составляют услуги социально-культурного характера. Они исключительно разнообразны и в силу этого предоставляются потребителям как на платных началах, так и бесплатно, а следовательно, имеют различные источники финансирования. Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит прежде всего от характера самих потребностей. Здесь можно выделить такие три группы:
потребности, имеющие огромное значение для всего общества, а потому их удовлетворение не должно зависеть от уровня получаемого каждым гражданином дохода должно гарантировать Конституцией страны (например, потребность граждан в начальном и среднем образовании). Источником финансирования этих потребностей выступают общегосударственные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджетных и внебюджетных (социального назначения) фондов;
потребности, имеющие
общественно значимый характер, но
в силу ограниченности общегосударственных
ресурсов покрываемые ими лишь в
пределах необходимого минимума на принципах
частичного финансирования за счет средств
государственного бюджета. Удовлетворение
этих потребностей сверх установленного
нормативного уровня осуществляется с
помощью других финансовых источников,
в том числе и средств
индивидуальные потребности граждан, связанные с их отдыхом и охраной здоровья, обеспечение жильем и др. Они не должны покрываться за счет общества, а потому финансовыми источниками их удовлетворения выступают средства предприятий, организаций и населения.
В настоящее время
для финансирования учреждений и
организаций, оказывающих разнообразные
услуги социально-культурного
бюджетные средства, выделяемые учреждениями и организациями на основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю. Нормативы должны быть ориентированны на конечные результаты деятельности социально-культурных учреждений соответствующего профиля, хотя в настоящее время этого полностью реализовать не удалось: по школам –на содержание одного учащегося, по больницам – на лечение одного больного, по детским дошкольным учреждениям – на содержание одного ребенка и т.д.;
денежные средства
государственных и
средства увеличивают финансовые ресурсы учреждения;
поступления от оказания платных услуг населению и другим потребителям (от проведения различных смотров, конкурсов, фестивалей, продажа билетов на зрелищные представления и т.д.) и продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, медицинских препаратов, продукции учебно-производственных мастерских и др.). Платные услуги предоставляются потребителям в соответствии с действующими прейскурантными и договорными ценами (тарифами); при этом оказание платных услуг (работ) не может осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета;
выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности, поступающие от государственных предприятий, кооперативов, общественных организаций, благотворительных и других фондов, отдельных граждан (включая средства попечителей);
прочие денежные поступления.
Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения; используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, расчеты с другими организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования. Остатки неиспользованных за год поступлений остаются в распоряжении учреждения (организации) и в бюджет не изымаются; не должны они влиять на снижение норматива бюджетного финансирования затрат в следующем году.
Все учреждения, осуществляющие
некоммерческую деятельность, если они
имеют самостоятельный баланс и
расчетный счет, имеют право пользоваться
банковским кредитом. При этом краткосрочные
ссуды выдаются им на затраты, связанные
с осуществлением текущей деятельности,
а долгосрочные – для целей
производственного и
Мобилизация и использование финансовых ресурсов в учреждениях и организациях нерыночного сектора экономики осуществляется по-разному – в зависимости от методов ведения хозяйства. Различают сметное финансирование и полную самоокупаемость.
При сметном финансировании
основные услуги потребителям предоставляются
бесплатно. Главным источником формирования
финансовых ресурсов выступают бюджетные
средства, предусматриваемые в смете
расходов и доходов (по некоторым
учреждениям социально-
На началах самоокупаемости
и самофинансирования функционируют
те организации, затраты которых
полностью возмещаются из выручки
от реализации нематериальных благ и
услуг. К ним относятся некоторые
культурно-просветительные
Организации и учреждения,
осуществляющие некоммерческую деятельность,
самостоятельно разрабатывают свои
финансовые планы. При этом учреждения,
финансируемые только за счет бюджетных
средств, составляют сметы расходов,
а организации и учреждения, обеспечивающие
свои потребности не только бюджетными
ассигнованиями, но и другими видами
финансовых ресурсов, разрабатывают
сметы доходов и расходов. Главное
отличие сметы от финансовых планов
предприятий, функционирующих на коммерческих
началах, заключается в том, что
в смете более детально обосновываются
расходы, тогда как доходы отражаются
лишь в разрезе различных
Для составления
смет в качестве исходных данных используются
контрольные цифры и
Контрольные цифры
состоят из показателей, отражающих
специфику деятельности соответствующего
учреждения и определяющих перспективы
его развития. Например, обучающихся
(школьников, студентов) в среднегодовом
исчислении, количества ставок (педагогических
работников – в школах и профессорско-
Контрольные цифры
не носят директивного характера
и отражают контрольные результаты
деятельности учреждений по оказанию
различного рода услуг. Они доводятся
до учреждений в качестве тех ориентиров,
которые должны обеспечить достижения
соответствующего уровня социального
обслуживания населения, предоставления
гражданам социально
численность и состав обслуживаемого учреждением населения (контингента);
объем и качество выполняемых услуг (например, число принятых в поликлиниках больных, число выпускников из школ и т.д.);
показатели технического оснащения учреждений и обеспеченности транспортом;
показатели социального развития трудовых коллективов соответствующих учреждений.
Экономические нормативы, используемые в финансовом планировании, включают в свой состав норматив:
бюджетного финансирования действующего учреждения;
образования фонда заработной платы (если используется первый способ распределения финансовых ресурсов);
образование фонда
производственного и
образование фонда валютных отчислений за счет валютной выручки.
Величина норматива
бюджетного финансирования определяется
с учетом научно обоснованных социальных
нормативов, увеличения потребностей
населения в соответствующем
виде социального обслуживания и
должна обеспечивать возмещение материальных
и приравненных к ним затрат, формирование
средств на выплату заработной платы,
создание необходимой материально-
Кроме контрольных цифр и экономических нормативов учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, могут получать государственный заказ на ввод в действие новых мощностей и объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений.
Основываясь на контрольных цифрах, экономических нормативах и государственном заказе, учреждение (организация) осуществляет все необходимые расчеты и составляет смету расходов и доходов. Смета подлежит рассмотрению и одобрению трудовым коллективом. Утверждается она совместным решением руководителя учреждения и профсоюзной организации.
Составленья схема, кроме обязательных реквизитов (отражающих наименование учреждения; указания бюджета, из которого происходит финансирование; подписи лица, утверждающего смету; и др.), включает три крупных раздела: 1-свод расходов и доходов; 2-производственные показатели; 3-расчеты и обоснования расходов и доходов. В первом разделе по расходам указываются:
Материальные и приравненные к ним затраты.
Фонд заработной платы.
Фонд производственного и социального развития.
Фонд материального поощрения.
Другие фонды и резервы.
В первый раздел по доходам включаются:
Финансирование из бюджета.
Дополнительные платные услуги населению.
Оказание услуг по договорам с организациями и предприятиями.
Прочие поступления.
Выручка от сдачи в аренду помещения, оборудования.
Свод расходов и доходов по смете дается в годовом исчислении с поквартальной разбивкой. По всем разделам сметы производятся плановые и отчетные данные текущего года, позволяющие сопоставить их с показателями планируемого года.
Информация о работе Особенности финансов и финансовые отношения некоммерческих организаций