Финансы государственных организаций и предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому главной целью данной курсовой работы является изучение понятия и значения финансов предприятий в частности для государственных предприятий, их функций и принципов.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
определить сущность понятия финансы предприятий и их структуру;
изучит функции финансов предприятий;
изучить принципы финансов предприятий;
рассмотреть финансовые ресурсы государственных предприятий и порядок их формирования;
провести анализ основных показателей деятельности предприятий за 2003-2005 гг. и сравнить с результатами января-февраля 2007г.;
определить основные направления совершенствования инвестиционной политики государственных предприятий.

Оглавление

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Необходимость и сущность финансов предприятий 5
1.2. Функции финансов предприятий 7
1.3. Принципы финансов предприятий 9
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА 2004-2005 гг. 14
2.1. Финансовые ресурсы государственных предприятий 14
2.2. Прибыль и рентабельность предприятий 20
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

original.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

   Увидеть за финансовыми результатами все  предприятие - задача непростая и  под силу только профессиональному  аналитику-финансисту. На практике это  случается крайне редко. Поэтому на предприятиях видят в основном только симптомы. И решения находят поверхностные, хотя ситуация при этом заходит в тупик.

   Так, катастрофическая нехватка денег на приобретение сырья и материалов приводит производство на грань остановки. Предприятия вынуждены в такой ситуации переходить на работу с давальческим сырьем. Расплачиваться же за сырье приходится готовой продукцией, отдавая ее по невыгодной для себя цене. При этом давалец сырья не оплачивает все затраты, которые несет предприятие по его переработке. Круг замыкается, а зависимость становится крепче. С этой проблемой столкнулись уже многие предприятия. В результате бюджет не получает ожидаемые налоги, а банки - проценты за выданные кредиты.

   Эта ситуация не случайна, она - результат сложившейся системы управления предприятиями в Беларуси. Для нее характерны, во-первых, попытки решить отдельные проблемы предприятия без выхода на логическую цепочку их взаимосвязей, то есть текущее "латание дыр"; во-вторых, отсутствие ориентации у предприятия на конечный результат, в том числе и на получение прибыли [11, c. 17].

   Выход из тяжелого финансового положения, в котором оказались белорусские  предприятия, возможен. Для этого  необходимо построить систему управления финансами предприятия. Мешает этому господствующий на большинстве отечественных предприятий технократический подход к управлению.

   Есть  технология работы с финансово-экономической  и другой информацией, которая позволяет  предприятию выстроить правильные взаимоотношения с внешним миром. Заниматься этим может либо директор по экономике, либо финансовый директор, либо профессионал-менеджер. Его нужно встроить в систему управления, чтобы он стал частью организационной структуры предприятия.

   Чтобы эффективно управлять финансами, на первом этапе необходимо решить следующие задачи. Прежде всего, наладить систематическую работу по анализу и диагностике проблем предприятия, в том числе его взаимоотношений с поставщиками и клиентами по определенной технологии, и ежедневно проводить рабочие совещания по его результатам.

   Следует разработать систему финансовых и экономических целевых показателей  для управления предприятием в целом  и его отдельных служб и  использовать ее на практике. Составить  финансовый план предприятия для  управления доходами и затратами, а также финансовыми потоками (в трех сферах деятельности: основной, инвестиционной и финансовой).

   Необходимо  также определить конкурентоспособную  структуру затрат производимой продукции  и всего предприятия, на основании  чего принять решение о поддержании целевой структуры затрат, а также порядок ее изменения [1].

   Решение же проблем предприятий находится  на самих предприятиях, для чего и нужен детальный анализ и  диагностика фактического положения  дел. Прежде всего понять недостатки существующей системы управления экономикой и финансами предприятия, используя данные финансовой и экономической отчетности и другие данные предприятия.

   Изучая  структуру доходов и затрат (прямые и косвенные) в динамике, попытайтесь  ответить еще на два вопроса: почему предприятие несет большие материальные затраты и на чем и где предприятие зарабатывает. Проследив эти логические цепочки до конца можно понять, что нужно изменить.

   Финансы предприятия - лишь вершина айсберга. Скрытая часть айсберга - ситуация (в том числе и организационная) на предприятии в целом. Диагноз поможет дать представление о проблемах организации предприятия и как оно воспринимает внешний мир. Анализ и диагноз - это единственный способ понять проблемы и специфику предприятия в конкретной ситуации.

   Такая работа позволит специалистам увидеть известные им вещи под новым углом, поможет правильно расставить акценты и обратить внимание на внутренние механизмы предприятия, выявит организационные проблемы и откроет новые перспективы.

   Построение  финансового плана как главного инструмента управления потоками платежей в долгосрочном и краткосрочном периодах лучше всего начать с детального анализа дебиторской и кредиторской задолженности и разработки плана погашения (реструктуризации) задолженностей.

   Следует учитывать все поступления и следить за тем, чтобы поступления превышали выплаты. Для этого потребуется детальная информация о группах клиентов, приносящих предприятию доходы [11, c. 18].

   Для управления доходами и затратами  на базе анализа доходности всего  номенклатурного ряда выпускаемой продукции, а также существующих видов деятельности (в том числе по рынкам сбыта) нужно сформировать план работы отдела сбыта. Чтобы не терять доходы, надо также спланировать структуру производственной программы по видам продукции, по рынкам, технологическому уровню производства.

   Для поддержания доли материальных затрат на заданном (целевом) уровне следует  разработать и утвердить положение  об индикативных ценах. В этом случае потребуется проанализировать политику снабжения и провести рейтинг закупаемых материалов и комплектующих в формировании затрат на продукцию. Результатом такой работы может стать создание системы сквозного планирования в подразделениях (сбыт, снабжение, производство, экономика, финансы) в соответствии со стратегией развития предприятия [2].

   А на базе информации о доходах и  расходах от всех видов деятельности, а также движения денежных средств  по трем сферам деятельности (операционной, инвестиционной и финансовой) следует  разработать систему финансово-экономического планирования. 

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Таким образом, финансы предприятий – совокупность денежных или финансовых отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а отношения, возникающие на основе образования и использования этих ресурсов.

   Сферы проявления финансовых отношений: отношения между предприятиями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции и услуг, отношения между предприятиями и банками, отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию имущества, отношения с товарными, сырьевыми, фондовыми биржами по операциям с производственными активами, отношения с инвестиционными фондами и компаниями по размещению инвестиций, приватизации, отношения с филиалами и дочерними фирмами, отношения с персоналом по выплате заработной платы и т.д.

   Финансы, как общеэкономическая категория выполняют множество функций, т.е. динамических проявлений своих свойств и предназначений. Основными из них являются: инвестиционно-распределительная, фондообразующая, доходораспределительная, обеспечивающая и контрольная.

   Выделяют  следующие принципы финансов предприятий: принцип хозяйственной самостоятельности, принцип самофинансирования, принцип материальной заинтересованности, принцип обеспечения финансовыми резервами, принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета, принцип материальной ответственности, принцип экономической эффективности и принцип финансового контроля.

   Финансовыми средствами называются средства, которые  могут быть использованы предприятием немедленно как знаки стоимости, характеризующие ее движение. Понятие  средства целесообразно использовать при характеристике текущей деятельности. Например, предприятие может обладать финансовыми средствами, представленными деньгами (в кассе и на счетах) и государственными ценными бумагами.

   Финансовые  ресурсы – более емкое понятие, включающее наряду с финансовыми средствами (для обеспечения текущей деятельности) и потенциально возможные, которые могут быть получены при необходимости (либо в перспективе, либо с некоторым дисконтом от реализации активов предприятия).

   В государственной собственности находится 27,4 % от общего количества предприятий при этом эти предприятия владеют 62,6 % основных средств, и фондовооруженность у предприятий государственной собственности будет составлять 355,3 млн. руб., что на 214,2 млн. больше чем на предприятиях других видов собственности, кроме того, на государственных предприятиях занято 40,4 % производственного персонала, и при этом производится 35,6 % ВВП – учитывая вышеперечисленные факторы следует задуматься об эффективности деятельности государственных предприятий.

   Основными показателями, характеризующими работу предприятий, являются валовое производство, выручка, себестоимость, прибыль от реализации, чистая прибыль, налоговые  платежи и др.

   В 2004 году увеличение ВВП произошло  на 37% (без учета индекса цен), в 2005 году – на 27 %, следовательно можно сделать вывод, то наблюдается склонность к увеличению производства. Но в 2004 году рост производства превысил рос розничного товарооборота, а в 2005 году ситуация несколько стабилизировалась, в результате за два года производство выросло на 74 % (без учета индекса цен), а розничный товарооборот – на 66 %. Следовательно необходимо было бы провести политику по стимулированию продаж – увеличение запасов приведет к уменьшению отдачи от капитала.

   Рост  прибыли довольно неоднозначен: по некоторым отраслям наблюдается прирост за два года (2004-2005) в несколько раз (химическая и нефтехимическая промышленность), а по некоторым сократился. Такая ситуация объясняется тем, что государство поддерживает некоторые (наиболее выгодные) отрасли при помощи субсидий, но это может привести к тому, что через некоторое время предприятия могут потерять свою конкурентоспособность на внешнем рынке. И если учитывать тот факт, что предприятия топливной, химической нефтехимической промышленности и машиностроения это предприятия ориентированные на экспорт и они приносят основную часть прибыли (69 % от общей прибыли), то следует задуматься о правильности такой стратегии.

   Средняя рентабельность предприятий на уровне 15 %, при этом сформирована она за счет топливной, химической и нефтехимической промышленности и черной металлургии. Следует отметить, что рентабельность черной металлургии имеет тенденцию к снижению, следовательно, возможно снижение общей рентабельности в последующих периодах. Легкая промышленность имеет самую низкую рентабельность, кроме ого наблюдается склонность к снижению, поэтому следует определить факторы которые влияют на себестоимость продукции и разработать программу улучшения эффективность  производства.

   В целом можно сказать, что до начала 2007 эффективность деятельности предприятий улучшалась (в значительной степени за счет субсидий со стороны государства), но в связи с ухудшением макроэкономической ситуации несколько снизилась, и строить какие-либо прогнозы развития довольно трудно.

   В данной ситуации имеет большое значение совершенствование инвестиционной политики предприятий. Для предприятий  очень важно определить куда вложить  деньги и где их взять, поэтому  изучение финансов предприятий является очень актуальной темой на сегодняшний день.

 

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Аносов, В. Финансы предприятий: спасать себя нужно самим / В. Аносов // Экономическая  газета. – 2004. – 26 апреля. – С. 5.
  2. Анташов, В. Как управлять финансами / В. Анташов, Г. Уварова // Белорусы и рынок. – 2004. – 28 октября-4 ноября. – С. 5.
  3. Вешторт, В. Экономика в 2007 году: что было, что будет / В.Вешторт // Экономическая газета. – 2007. – 20 марта. – С. 4.
  4. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятий / Л.Л. Ермолович. – Мн.: Современная школа, 2006. – 736с.
  5. Зеньков, В.С. Инвестиционный маркетинг: учеб. пособие / В.С. Зеньков, Т.Г. Зорина. – Мн.: Экоперспектива, 2003. – 412с.
  6. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 432с.
  7. Купявский, М.С. Соревнование активов и пассивов / М.С. Купявский / Экономическая газета. – 2007. – 08 января. – С. 3.
  8. Левчаев, П.А. Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода / П.А. Левчаев. – Мн.: Амалфея, 2002. - 104с.
  9. Левчаев, П.А. Финансы предприятий национальной экономики / П.А. Левчаев. – Мн.: Амалфея, 2006. – 241с.
  10. Мониторинг предприятий реального сектора экономики [Электронный ресурс]. – Национальный Банк Республики Беларусь. – Минск, 2006. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/ – Дата доступа: 05.04.2007.
  11. Олизаревич, Ю.С. Невидимая сторона окупаемости инвестиционных проектов /Ю.С. Олизаревич // Экономика. Финансы. Управление. – 2004. - №3. – С. 15-21.
  12. Попов, Е.М. Финансы предприятий / Е.М. Попов. – Мн.: Вышэйшая школа, 2005. – 573с.
  13. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - Мн.: Новое знание, 2001. - 704 с.
  14. Савчук, В.П. Финансовый менеджмент предприятий: прикладные вопросы с анализом деловых ситуаций / В.П. Савчук. - К.: Издательский дом "Максимум", 2001. - 600с.
  15. Скуратович, К. Симптомы ухудшения / К. Скуратович // Белорусы и рынок. – 2007. – 16-26 марта. – С. 2.
  16. Скуратович, К. Угроза затоваривания / К. Скуратович // Белорусы и рынок. – 2007. – 26 марта-2 апреля. – С. 2-3.
  17. Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА- М, 1999г. 231с.
  18. Статистические показатели развития Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2007. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 05.04.2007.
  19. Финансы предприятий / Колчина Н.В. [и др.]; под ред. проф. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2001г. – 364с.
  20. Шеремят, А.Д. Финансы предприятий / А.Д. Шеремят, Р.С. Сайфуллин. - М.: ИНФРА, 2002г. – 342с.
  21. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие / под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408с.

Информация о работе Финансы государственных организаций и предприятий