Финансы государственных организаций и предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому главной целью данной курсовой работы является изучение понятия и значения финансов предприятий в частности для государственных предприятий, их функций и принципов.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
определить сущность понятия финансы предприятий и их структуру;
изучит функции финансов предприятий;
изучить принципы финансов предприятий;
рассмотреть финансовые ресурсы государственных предприятий и порядок их формирования;
провести анализ основных показателей деятельности предприятий за 2003-2005 гг. и сравнить с результатами января-февраля 2007г.;
определить основные направления совершенствования инвестиционной политики государственных предприятий.

Оглавление

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Необходимость и сущность финансов предприятий 5
1.2. Функции финансов предприятий 7
1.3. Принципы финансов предприятий 9
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА 2004-2005 гг. 14
2.1. Финансовые ресурсы государственных предприятий 14
2.2. Прибыль и рентабельность предприятий 20
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

original.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

   Наилучшая ситуация наблюдается у предприятий  химической и нефтехимической промышленности: рентабельность растет высокими темпами, поэтому следует попытаться сохранить такую тенденцию.

   К показателям характеризующим финансовую ситуацию относятся также число  убыточных организаций (табл. 2.6). 
 
 

   Таблица 2.6  

   Удельный  вес убыточных организаций по отраслям экономики в процентах  к итогу

  2003 2004 2005 изменение в 2004 изменение в 2005 в 2005 к 2003
Всего 27,2 20,9 3,5 -23,2% -83,3% -87,1%
в том  числе:
промышленность 23,5 28,3 5,5 20,4% -80,6% -76,6%
сельское  хозяйство 57,9 16 0,7 -72,4% -95,6% -98,8%
транспорт 9,5 16,9 2,5 77,9% -85,2% -73,7%
строительство 10 15,1 2,1 51,0% -86,1% -79,0%
торговля  и общественное питание 23,5 23,6 5,7 0,4% -75,8% -75,7%
материально-техническое снабжение и сбыт 15,8 15,4 1,2 -2,5% -92,2% -92,4%
жилищно-коммунальное хозяйство 19,8 32,8 0,6 65,7% -98,2% -97,0%
непроизводственные  виды бытового обслуживания населения 14,5 10,6 2,6 -26,9% -75,5% -82,1%
 

   Анализируя  таблицу можно сделать следующие  выводы: число убыточных предприятий  стремительно сокращается, и в некоторых  отраслях почти достигла 0. Но по данным на февраль 2007 г. удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций в Брестской области составил 29,8%, Витебской — 23,3%, Гомельской — 28,4%, Гродненской — 27,5%, Минской — 17,7%, Могилевской — 10,3%, в Минске — 18,7%. А это говорит о том, что число убыточных предприятий преднамеренно занижалось.

   В качестве сравнения некоторых финансовых показателей можно представить  результаты деятельности предприятий  в январе-феврале 2007.

   Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг организаций за январь 2007 г. в текущих ценах составила 13,1 трлн. BYR, или на 18,2% больше, чем годом ранее, при росте потребительских цен за этот период на 7,1%.

   Оплаченная  выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в текущих ценах  за январь составила 10,3 трлн. BYR, или 79% от всей выручки (за январь 2006 г. — 80,6%) [15].

   Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг в январе 2007 г. составила 900,8 млрд. BYR, что на 3% меньше, чем годом  ранее, при росте потребительских  цен за этот период на 7,1 %. Организациями было получено 863,8 млрд. BYR прибыли до налогообложения, или на 0,5% больше, чем год назад. Чистая прибыль составила 529,4 млрд. BYR, (на 2,5% меньше).

   В январе убыточными были 2.386 организаций, или 22,2% от общего числа учитываемых  в текущем порядке. Сумма чистого убытка убыточных организаций по всем отраслям экономики за этот период составила 156,2 млрд. BYR (за январь 2006 г. — 107,6 млрд. BYR).

   Просроченная  кредиторская задолженность на 1 февраля 2007 г. составила 4,3 трлн. BYR, или 17,1% от всего объема кредиторской задолженности против 22,2% на 1 февраля 2006 г. На задолженность свыше трех месяцев приходилось 59,3% общей суммы просроченной кредиторской задолженности. По сравнению с началом года просроченная кредиторская задолженность увеличилась на 5,8% при росте потребительских цен за этот период на 1,8%.

   Просроченную  кредиторскую задолженность имели 57,2% организаций, в том числе 82,5% из них — задолженность свыше  трех месяцев. На 1 февраля на долю предприятий  промышленности приходилось 40,8% просроченной кредиторской задолженности, сельского хозяйства — 23,6%, жилищно-коммунального хозяйства — 9,6%, торговли и общественного питания — 8,7%.

   Просроченная  кредиторская задолженность на 12,4% превышала просроченную дебиторскую  задолженность.

   Просроченная  задолженность за топливно-энергетические ресурсы, включая внутренние расчеты, составила 985,4 млрд. BYR, или 27,2% от общей  суммы просроченной задолженности  поставщикам за товары, работы, услуги. По сравнению с началом года просроченная задолженность за топливно-энергетические ресурсы увеличилась на 16,4% при росте потребительских цен за этот период на 1,8% [3].

   Платежеспособность  организаций, характеризующаяся отношением денежных средств на их счетах к  просроченной кредиторской задолженности, составила 96,9% против 64,4% на 1 февраля 2006 г.

   В целом можно сказать, что до начала 2007 эффективность деятельности предприятий  улучшалась (в значительной степени за счет субсидий со стороны государства), но в связи с ухудшением макроэкономической ситуации несколько снизилась, и строить какие-либо прогнозы развития довольно трудно. 
 
 

 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

   Инвестиционная  деятельность предприятия представляет собой довольно продолжительный  процесс и поэтому должна осуществляться с учетом определенной перспективы. Формирование направлений этой деятельности с учетом перспективы представляет собой процесс разработки инвестиционной стратегии.

   Следует отметить, что процесс стратегического  управления инвестиционной деятельностью предприятия, т.е. разработки ее инвестиционной стратегии, получает свою дальнейшую конкретизацию в процессе тактического управления этой деятельностью путем формирования инвестиционного портфеля компании. В отличие от инвестиционной стратегии формирование инвестиционного портфеля является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей предприятия. В свою очередь, процесс тактического управления инвестиционной деятельностью получает свое наиболее детальное завершение в оперативном управлении реализацией отдельных инвестиционных программ и проектов. Таким образом, разработка инвестиционной стратегии является только первым этапом процесса управления инвестиционной деятельностью предприятия [2].

   Как видно разработка инвестиционной стратегии  предприятия, хотя в основном и ориентирована  на долгосрочные цели включает также  отдельные среднесрочные и краткосрочные  элементы, которые впоследствии ведут  к выработке конкретных управленческих решений при формировании инвестиционного портфеля и реализации инвестиционных программ и проектов. Так, например, в процессе разработки инвестиционной стратегии компании может быть предусмотрено увеличение доли реальных инвестиций в производственной сфере в течение 5 лет до 40%, в том числе в среднесрочном периоде - до 30%, и в краткосрочном (текущем) периоде -до 20% [5, c. 47].

   Формирование  инвестиционного портфеля, ориентируясь на направления инвестиционной стратегии  и реализуя стратегические задания среднесрочного периода определяет состав основных инвестиционных проектов в рамках отдельных инвестиционных программ. Одновременно прорабатываются сроки и объемы реализации отдельных инвестиционных программ и проектов, включая и задачи их реализации в краткосрочном (текущем) периоде.

   Формирование  инвестиционной стратегии предприятия  является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование стратегии базируется на прогнозировании  отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов, что, является довольно трудоемким процессом. Сложность этого процесса заключается и в том, что при формировании инвестиционной стратегии идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений, наиболее полно соответствующих имиджу компании и задачам ее развития. Определенная сложность формирования инвестиционной стратегии заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста предприятия.

   Исходной  предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития предприятия. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один их главных факторов обеспечения эффективного развития компании в соответствии с избранной ею общей экономической стратегией. Процесс формирования инвестиционной стратегии предприятия проходит ряд этапов [11, c. 16].

   Начальным этапом разработки инвестиционной стратегии  предприятия является определение общего периода ее формирования. Этот период зависит от ряда условий.

   Главным условием определения периода формирования инвестиционной стратегии является предсказуемость развития экономики в целом ж инвестиционного рынка, в частности. В условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным направлениям - непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком длительным и в среднем не может выходить за рамки 3-5 лет (для сравнения следует отметить, что инвестиционная стратегия крупнейших компаний стран с развитой рыночной экономикой разрабатывается на период 10-15 лет).

   Одним из условий определения периода  формирования инвестиционной стратегии  компании является ее отраслевая принадлежность. Результаты обследования отдельных компаний показывают, что наибольший период (свыше 10 лет) характерен для разработки инвестиционной стратегии так называемыми институциональными инвесторами (инвестиционными фондами, инвестиционными компаниями и т.п.); меньший период (5-10 лет) характерен для компаний и фирм, осуществляющих свою деятельность в сфере производства средств производства и в добывающих отраслях промышленности; еще более короткий период (3-5 лет) характерен для компаний и фирм, осуществляющих свою деятельность в сфере производства потребительских товаров, розничной торговли и услуг населению. Очевидно, и в наших условиях такую отраслевую дифференциацию среднего периода формирования инвестиционной стратегии следует считать целесообразной.

   И наконец, одним из условий определения периода формирования инвестиционной стратегии является размер предприятия. Инвестиционная деятельность крупных компаний обычно прогнозируется на более длительный период [1].

   Формирование  стратегических целей инвестиционной деятельности должно исходить прежде всего из системы целей общей стратегии экономического развития. Эти цели могут быть сформированы в виде обеспечения прироста капитала; роста уровня прибыльности инвестиций и суммы дохода от инвестиционной деятельности; изменения пропорций в формах реального и финансового инвестирования; изменения технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений; изменения отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ и т.п.

   Разработка  наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется по двум направлениям. Одно из них охватывает разработку стратегических направлений инвестиционной деятельности, другое - разработку стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Этот этап является наиболее ответственным и сложным.

   Как показывает практика ни акционирование, ни другие изменения юридической или организационной форм предприятий, ни даже редкая возможность привлечения инвестиций не спасают белорусские предприятия от того, что их финансовое положение продолжает ухудшаться. Денежные средства исчезают будто в "черную дыру" [2].

   Эта ситуация наблюдается уже несколько  лет на многих предприятиях, независимо от отрасли, формы собственности  и размеров. Даже получение статуса  иностранного предприятия не всегда спасает от убытков, неплатежей и недостатка средств для финансирования оборотных средств.

Информация о работе Финансы государственных организаций и предприятий