Финансы государственных организаций и предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому главной целью данной курсовой работы является изучение понятия и значения финансов предприятий в частности для государственных предприятий, их функций и принципов.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
определить сущность понятия финансы предприятий и их структуру;
изучит функции финансов предприятий;
изучить принципы финансов предприятий;
рассмотреть финансовые ресурсы государственных предприятий и порядок их формирования;
провести анализ основных показателей деятельности предприятий за 2003-2005 гг. и сравнить с результатами января-февраля 2007г.;
определить основные направления совершенствования инвестиционной политики государственных предприятий.

Оглавление

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Необходимость и сущность финансов предприятий 5
1.2. Функции финансов предприятий 7
1.3. Принципы финансов предприятий 9
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА 2004-2005 гг. 14
2.1. Финансовые ресурсы государственных предприятий 14
2.2. Прибыль и рентабельность предприятий 20
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

original.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

   Принцип самофинансирования

   Реализация  этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов [20, c. 13].

   В развитых рыночных  странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

   Самофинансирование  имеет целый ряд преимуществ:

   • исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);

   • предприятие становится более независимым от внешнего капитала;

   • за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;

   • облегчается процесс принятия решения по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.

   Принцип материальной заинтересованности

   Смысл принципа материальной заинтересованности, или принципа финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и организационной структуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания. Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности. Смысл выделения центров ответственности- в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения [9, c. 14].

   Принцип обеспечения финансовыми резервами

   Принцип обеспечения финансовыми резервами  диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

   Финансовые  резервы могут формироваться  предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. АО обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости. 
 

   Принцип сочетания финансового планирования и коммерческого расчета

   Важным принципом организации финансов предприятий является сочетание финансового планирования и коммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчет несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока нее разработает проект (план) с обоснованием финансирования и конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка планов (за рубежом их называют проектами) основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим результатом коммерческого расчета.

   Принцип материальной ответственности

   В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев  оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные их них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

   Принцип экономической эффективности

   Смысловая нагрузка принципа экономической эффективности определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация организационной структуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике – иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна [20, c. 14].

   Принцип финансового контроля

   Деятельность  предприятия в целом, его подразделений  и отдельных должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственников компании и ее управленческого персонала является проведение аудиторский проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита.

 

   2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА 2004-2005 гг.

   2.1. Финансовые ресурсы государственных предприятий

 

   Для определения доля государственных предприятий в общем количестве предприятий следует обратиться к таблице 2.1.

   Таблица 2.1  

   Структура промышленного производства по формам собственности в 2005 году (в процентах к итогу)

  Число предприятий и производств Объем промышленного производства Численность промышленно-производственного персонала
Вся промышленность
    100
    100
    100
в том числе  по формам собственности:
     
государственная собственность
    24,7
    35,6
40,4
    республиканская собственность
    9,7
    32,9
35,0
    коммунальная  собственность
    15,0
    2,7
    5,4
частная собственность
    72,7
    62,2
57,3
          \
     
    собственность физических лиц
    9,6
    1,2
    2,7
    собственность негосударственных юридических лиц
    48,4
    8,9
15,9
    смешанная собственность  без иностранного участия
    10,6
    45,8
32,4
    смешанная собственность  с иностранным участием
    4,1
    6,3
    6,3
иностранная собственность
    2,6
    2,2
    2,3
 

   Как показывает таблица по состоянию  на 2005 год доля государственных предприятий составляла только 24,7 %, при занято на производстве 40,4 % промышленно-производственного персонала. Следовательно можно сделать вывод, что в собственности предприятий находятся в основном крупные предприятия, которые производят значительную часть ВВП страны.

   Для определения производственного потенциала необходимо определить источники финансовых ресурсов предприятий.

   Являясь материальными носителями финансовых отношений, финансовые ресурсы оказывают  существенное влияние на все стадии воспроизводственного процесса, приспосабливая, тем самым, пропорции производства к общественным потребностям. Значимость финансовых ресурсов обусловлена еще и тем, что преобладающая их часть создается предприятиями сферы материального производства, а затем перераспределяется в другие звенья национальной экономики. В этой связи, становится очевидной роль государства, которое в современных экономических условиях, помимо общеизвестных, классических функций (обороны, управления и т.д.), должно обеспечить и условия наиболее эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов предприятий с целью стимулирования экономического роста, являющегося необходимым условием стабильного, независимого и экономически состоятельного общества.

   Разграничим понятия связанные с функционированием финансов и финансовых ресурсов предприятий. Денежные средства – совокупность средств предприятия, представленная денежным (наличным или безналичным) оборотом. Наличный оборот может быть представлен кассой предприятия, а безналичная форма – счета в банках, платежные поручения, аккредитивы и т.д. Таким образом, деньги есть форма выражения стоимости. В случае финансовых отношений – распределяемой стоимости. Фонды денежных средств (денежные фонды) – обособленная часть денежных средств предприятия, имеющая узкоцелевое назначение (амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд потребления и т.д.). Фондовая форма образования и использования средств, как правило, регламентируется предприятием, относительно стабильна, легче контролируема. Нефондовая форма денежных средств – средства в расчетах, по платежам бюджетно-кредитной системе.

   Финансовыми средствами называются средства, которые  могут быть использованы предприятием немедленно как знаки стоимости, характеризующие ее движение. Понятие  средства целесообразно использовать при характеристике текущей деятельности. Например, предприятие может обладать финансовыми средствами, представленными деньгами (в кассе и на счетах) и государственными ценными бумагами.

   Финансовые  ресурсы – более емкое понятие, включающее наряду с финансовыми средствами (для обеспечения текущей деятельности) и потенциально возможные, которые могут быть получены при необходимости (либо в перспективе, либо с некоторым дисконтом от реализации активов предприятия). Данное положение исходит из того, что, деятельность предприятия не ограничивается текущим моментом и может быть спрогнозирована на перспективу.

   Переходя  к рассмотрению элементов системы  ресурсов, отметим, что, существуют несколько  классификаций элементов, выделенных по различным критериальным признакам [8, c. 43].

   А1 (денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения) - активы, имеющие  практически абсолютную ресурсность. Могут быть сразу использованы как  знаки стоимости.

   А2 - (дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы) – активы, имеющие некоторую ограниченность при использовании в качестве знаков стоимости. Развитие рыночных институтов (например, факторинговых компаний) и отношений расширяет возможности по использованию в качестве ресурсов этих активов.

   А3 - (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция, долгосрочные финансовые вложения и др.). Могут быть приняты в качестве знаков стоимости в единичных случаях, либо при достаточно высокой степени их ликвидности и востребованности на рынке. Их реализация и превращение в денежную форму длительно по времени и часто сопровождается значительной скидкой.

   А4 (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство) – используются в исключительных случаях (как правило, при несостоятельности плательщика), либо при создании и образовании нового предприятия. При переводе в денежную форму считаются трудно реализуемыми. Это не относится к уникальному оборудованию, известным торговым маркам, перспективным «ноу-хау». В таблице 2.2 можно увидеть распределение основных средств по отраслям промышленности: можно отметить, что лидерами в этой области являются машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность а также энергетика. 

   Таблица 2.2.  

   Промышленно-производственные основные средства по отраслям промышленности, миллиардов рублей

Отрасль 2003 2004 2005
Вся промышленность 66224 83163,1 85828,2
в том  числе:
электроэнергетика 9897 12712,4 13353,2
топливная промышленность 4200,3 6047,5 6333,3
черная  металлургия 2714,3 3395,7 3479,9
химическая  и нефтехимическая промышленность 13306,9 16301 16600,2
машиностроение  и металлообработка 18038 21660,8 22203,2
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 2874 3333,6 3550,1
промышленность строительных материалов 4199 5237,4 5424
легкая  промышленность 3189,5 3783,8 3790,3
из  нее:
текстильная 1909,1 2403,2 2353,2
швейная 585,1 694,5 683,8
кожевенно-меховая  и обувная 644,8 629,9 670,8
пищевая промышленность 5097,3 6737,4 7100,4
из нее:
пищевкусовая 2831,6 3541,2 3833,9
мясная  и молочная 2003,9 2857,1 2960,6
рыбная 261,8 339,1 305,9

Информация о работе Финансы государственных организаций и предприятий