Финансовый механизм в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 11:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

фин мех.docx

— 519.67 Кб (Скачать)

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.

Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.

В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

Таким образом, финансовый механизм - составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы. Важно грамотно использовать перечисленные средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики государства.

 

 

2 Анализ финансового механизма  регулирования экономики Республики  Казахстан на современном этапе

 

2.1 Бюджетная политика Республики  Казахстан

 

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономики, и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.

В соответствии с действующим законодательством страны принципы построения современной бюджетной системы отражают все тенденции современного состояния бюджетного процесса в стране. Бюджетная система Республики Казахстан базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности, самостоятельности, последовательности,приоритетности, ответственности, эффективности и результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного процесса [7, 203].

Экономика Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом развивалась ускоренными темпами. Объем валового внутреннего продукта (ВВП), по данным Агентства по статистике, составил 9738,8 млрд. тенге и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 10,6 процента. Макроэкономические показатели за 2006 год значительно превысили прогнозные оценки, представленные в Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 годы [8].

В Среднесрочном плане прогноз ВВП на 2006 год составил 8065,4 млрд. тенге, объем инвестиций в основной капитал – 2529,0 млрд. тенге, а мировая цена на нефть – 47 долларов США за баррель (таблица 1).

 

Таблица 1- Прогнозные и фактические макроэкономические показатели, использованные при формировании республиканского бюджета

Показатели

2005 год

2006 год

2006г.в % к 2005г.

ВВП, млрд. тенге

Прогноз

Уточненный прогноз*

Факт

 

5850,0

6580,0

7590,6

 

8065,4

8725,0

9738,8

 

137,8

132,6

128,3

Темпы прироста реального ВВП, в %

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 

7,9

8,0

9,7

 

8,3

8,3

10,6

 

Экспорт товаров, млрд. долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 

17,6

22,9

27,8

 

29,1

29,4

38,3

 

165,3

128,4

137,8

Импорт товаров, млрд. долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 

13,5

15,0

17,4

 

23,1

21,0

23,7

 

171,1

140,0

136,2

Индекс потребительских цен, %

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 

4,9-6,5

5-7

7,6

 

5-7

5,7-7,6

8,6

 

Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 

1630,0

1714,0

2421,0

 

2529,0

2602,1

2810,3

 

155,2

152,0

116,1

Курс тенге к доллару США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 

131,7

130,0

132,9

 

127,0

127,0

126,1

 

96,4

97,7

94,9

Мировая цена на нефть (BRENT), долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 

32,9

42,0

54,4

 

47,0

55,0

65,4

 

142,9

130,9

120,2

Дефицит бюджета (профицит) в % к ВВП

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

 

-1,5

-1,7

0,6

 

-1,4

-1,4

0,6

 

93,3

82,4

100

Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]


 

Анализ данных таблицы 1 показывает, что при прогнозировании темпы роста объемов ВВП, экспорта и импорта, цены на нефть, а также уровень инфляции занижались. При этом в 2006 году значительно увеличены погрешности макроэкономического прогнозирования. Так, уточненный прогнозируемый объем ВВП в 2006 году был на 10,4 пункта ниже фактического, а стоимость нефти – на 15,9 пункта (таблица 2).

 

Таблица 2 -Отклонение уточненного прогноза от фактического значения в процентах

Показатели

2005

2006

Среднее отклонение

ВВП

-13,3

-10,4

-11,9

Темпы прироста реального ВВП

-17,5

-21,7

-19,6

Экспорт товаров

-17,6

-23,2

-20,4

Импорт товаров

-13,8

-11,4

-12,6

Индекс потребительских цен

-8,0

-11,6

-9,8

Курс тенге к доллару США

-2,2

0,7

+0,8

Цена на нефть (BRENT)

-22,8

-15,9

-19,4

Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год


 

Как видно из таблицы 2, отклонения по отдельным основным показателям в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились. Уточненный прогнозируемый темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта был ниже фактического роста, а уровень инфляции – на 11,6 пункта. Все это в определенной степени повлияло на качество бюджетной политики, в частности на исполнение доходов и расходов республиканского бюджета. Прогнозы доходов республиканского бюджета за 2005-2006 годы были в основном занижены, что привело к уточнению и корректировке республиканского бюджета в ходе его исполнения. По оценке Счетного комитета, погрешности макроэкономического прогнозирования обуславливали неполное и неэффективное использование средств республиканского бюджета.

Основные параметры доходов и расходов республиканского бюджета за 2006 год приведены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, в процессе исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.

 

Таблица 3 -Агрегированные показатели исполнения республиканского бюджета за 2006 год, млрд. тенге

 

Утве

ржд. бюджет

Уточнен. бюджет

Скоррект. бюджет

Кассовое испол.

% исполнения к

утвер.

 уточ.

скор.

Доходы

отклонение*:

в млрд. тенге

в %

Налоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Неналоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Затраты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Бюджетные кредиты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

 

 

Приобретение финактивов

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Дефицит бюджета

 

Остаток бюджетных средств на конец года

1468,2

 

379,0

26,0

1302,9

 

364,9

28,0

37,7

 

11,5

30,5

1476,2

 

210,1

14,2

38,2

 

-1,3

-3,4

 

 

91,2

 

12,3

13,5

-113,7

1510,3

 

336,9

22,3

1266,7

 

401,1

31,7

39,3

 

9,9

25,2

1518,8

 

167,5

11,0

37,9

 

-1,0

-2,6

 

 

103,5

 

 

 

-126,2

1682,9

 

164,3

10,0

1439,3

 

228,5

15,9

39,3

 

9,9

25,2

1703,9

 

-17,6

-1,0

37,9

 

-1,0

-2,6

 

 

103,5

 

 

 

-126,2

 

1847,2

 

 

 

1667,8

 

 

 

49,2

 

 

 

1686,3

 

 

 

36,9

 

 

 

 

 

103,5

 

 

 

54,7

 

 

151,0

125,8

 

 

 

128,0

 

 

 

130,5

 

 

 

114,2

 

 

 

96,6

 

 

 

 

 

113,5

122,3

 

 

 

131,7

 

 

 

125,2

 

 

 

111,0

 

 

 

97,4

 

 

 

 

 

100,0

109,8

 

 

 

115,9

 

 

 

125,2

 

 

 

98,9

 

 

 

97,4

 

 

 

 

 

100,0

Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]


 

Затраты республиканского бюджета за 2006 год в процессе уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю.

Дефицит республиканского бюджета в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд. тенге. Фактически республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние и внутренние займы. При этом сумма внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге были направлены на погашение основного долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики, которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.

Погрешности макроэкономического прогнозирования оказали значительное влияние на налоговые поступления в республиканский бюджет, в доходной части которого их доля в 2006 году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном году цены на нефть по сравнению с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы углеводороды и металлы обеспечили более 3/4 стоимости товарного экспорта республики, а доля налоговых поступлений в республиканский бюджет от нефтяного сектора составила более 30 процентов [8].

 

Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 1996 - 2006 годы [9]

 

Доходы государственного бюджета в 2006 году по сравнению с 1997 годом увеличились в 8,3 раза или на 2 058,6 млрд.тенге. Так, в 1997 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 16,7% или 279,4 млрд.тенге. В 2005 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 27,6% или 2 098,5 млрд.тенге (Рисунок 1).

Доходы государственного бюджета в 2006 году к ВВП составили 22,9% или 2 338,0 млрд.тенге, снижение по сравнению с 2005 годом объясняется тем, что для исключения зависимости исполнения бюджета от нефтяных поступлений с 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новую концепцию формирования и использования Национального фонда РК. В связи с чем, в настоящее время доходы бюджета не зависят от колебаний цен на нефть, то есть фактора ранее решающего при формировании бюджета страны. Прямые налоги, от предприятий нефтяного сектора минуя бюджет, перечисляются в Национальный фонд РК. Динамика доходов государственного бюджета РК наглядно отражена в приложении 1.

Доходы государственного бюджета на 2007 год установлены в сумме 2 648,9 млрд.тенге. По состоянию на 01.09.2007 года доходы государственного бюджета при плане 1 671,2 млрд.тенге составили 1 796,6 млрд.тенге, или исполнены на 107,5%.

В приложении 2 отражена динамика исполнения государственного бюджета по структуре бюджета за 2005-2007 годы, из которого видно, что расходы государственного бюджета на 2007 год предусмотрены в сумме 2974,4 млрд. тенге, что по сравнению с 2005 годом выросли в 1,4 раза, с 2006 годом на 1,3 раза, в том числе, соответственно республиканский бюджет в 1,4 и 1,3 раза, местный бюджет - 1,8 и 1,4 раза.

Информация о работе Финансовый механизм в условиях рынка