Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 11:30, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.
В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.
Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.
Таким образом, финансовый механизм - составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы. Важно грамотно использовать перечисленные средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики государства.
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономики, и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство.
Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и уровня профессионализма работников бюджетной сферы.
В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.
В соответствии
с действующим законодательством страны
принципы построения современной бюджетной
системы отражают все тенденции современного
состояния бюджетного процесса в стране.
Бюджетная система Республики Казахстан
базируется на принципах единства, полноты,
реалистичности, транспарентности, самостоятельности,
последовательности,
Экономика Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом развивалась ускоренными темпами. Объем валового внутреннего продукта (ВВП), по данным Агентства по статистике, составил 9738,8 млрд. тенге и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 10,6 процента. Макроэкономические показатели за 2006 год значительно превысили прогнозные оценки, представленные в Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 годы [8].
В Среднесрочном плане прогноз ВВП на 2006 год составил 8065,4 млрд. тенге, объем инвестиций в основной капитал – 2529,0 млрд. тенге, а мировая цена на нефть – 47 долларов США за баррель (таблица 1).
Таблица 1- Прогнозные и фактические макроэкономические показатели, использованные при формировании республиканского бюджета
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2006г.в % к 2005г. |
ВВП, млрд. тенге Прогноз Уточненный прогноз* Факт |
5850,0 6580,0 7590,6 |
8065,4 8725,0 9738,8 |
137,8 132,6 128,3 |
Темпы прироста реального ВВП, в % Прогноз Уточненный прогноз Факт |
7,9 8,0 9,7 |
8,3 8,3 10,6 |
|
Экспорт товаров, млрд. долл. США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
17,6 22,9 27,8 |
29,1 29,4 38,3 |
165,3 128,4 137,8 |
Импорт товаров, млрд. долл. США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
13,5 15,0 17,4 |
23,1 21,0 23,7 |
171,1 140,0 136,2 |
Индекс потребительских цен, % Прогноз Уточненный прогноз Факт |
4,9-6,5 5-7 7,6 |
5-7 5,7-7,6 8,6 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге Прогноз Уточненный прогноз Факт |
1630,0 1714,0 2421,0 |
2529,0 2602,1 2810,3 |
155,2 152,0 116,1 |
Курс тенге к доллару США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
131,7 130,0 132,9 |
127,0 127,0 126,1 |
96,4 97,7 94,9 |
Мировая цена на нефть (BRENT), долл. США Прогноз Уточненный прогноз Факт |
32,9 42,0 54,4 |
47,0 55,0 65,4 |
142,9 130,9 120,2 |
Дефицит бюджета (профицит) в % к ВВП Прогноз Уточненный прогноз Факт |
-1,5 -1,7 0,6 |
-1,4 -1,4 0,6 |
93,3 82,4 100 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |
Анализ данных таблицы 1 показывает, что при прогнозировании темпы роста объемов ВВП, экспорта и импорта, цены на нефть, а также уровень инфляции занижались. При этом в 2006 году значительно увеличены погрешности макроэкономического прогнозирования. Так, уточненный прогнозируемый объем ВВП в 2006 году был на 10,4 пункта ниже фактического, а стоимость нефти – на 15,9 пункта (таблица 2).
Таблица 2 -Отклонение уточненного прогноза от фактического значения в процентах
Показатели |
2005 |
2006 |
Среднее отклонение |
ВВП |
-13,3 |
-10,4 |
-11,9 |
Темпы прироста реального ВВП |
-17,5 |
-21,7 |
-19,6 |
Экспорт товаров |
-17,6 |
-23,2 |
-20,4 |
Импорт товаров |
-13,8 |
-11,4 |
-12,6 |
Индекс потребительских цен |
-8,0 |
-11,6 |
-9,8 |
Курс тенге к доллару США |
-2,2 |
0,7 |
+0,8 |
Цена на нефть (BRENT) |
-22,8 |
-15,9 |
-19,4 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год |
Как видно из таблицы 2, отклонения по отдельным основным показателям в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились. Уточненный прогнозируемый темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта был ниже фактического роста, а уровень инфляции – на 11,6 пункта. Все это в определенной степени повлияло на качество бюджетной политики, в частности на исполнение доходов и расходов республиканского бюджета. Прогнозы доходов республиканского бюджета за 2005-2006 годы были в основном занижены, что привело к уточнению и корректировке республиканского бюджета в ходе его исполнения. По оценке Счетного комитета, погрешности макроэкономического прогнозирования обуславливали неполное и неэффективное использование средств республиканского бюджета.
Основные параметры доходов и расходов республиканского бюджета за 2006 год приведены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, в процессе исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Таблица 3 -Агрегированные показатели исполнения республиканского бюджета за 2006 год, млрд. тенге
Утве ржд. бюджет |
Уточнен. бюджет |
Скоррект. бюджет |
Кассовое испол. |
% исполнения к | |||
утвер. |
уточ. |
скор. | |||||
Доходы отклонение*: в млрд. тенге в % Налоговые поступления отклонение: в млрд. тенге в % Неналоговые поступления отклонение: в млрд. тенге в % Затраты отклонение: в млрд. тенге в % Бюджетные кредиты отклонение: в млрд. тенге в %
Приобретение финактивов отклонение: в млрд. тенге в % Дефицит бюджета
Остаток бюджетных средств на конец года |
1468,2
379,0 26,0 1302,9
364,9 28,0 37,7
11,5 30,5 1476,2
210,1 14,2 38,2
-1,3 -3,4
91,2
12,3 13,5 -113,7 |
1510,3
336,9 22,3 1266,7
401,1 31,7 39,3
9,9 25,2 1518,8
167,5 11,0 37,9
-1,0 -2,6
103,5
-126,2 |
1682,9
164,3 10,0 1439,3
228,5 15,9 39,3
9,9 25,2 1703,9
-17,6 -1,0 37,9
-1,0 -2,6
103,5
-126,2
|
1847,2
1667,8
49,2
1686,3
36,9
103,5
54,7
151,0 |
125,8
128,0
130,5
114,2
96,6
113,5 |
122,3
131,7
125,2
111,0
97,4
100,0 |
109,8
115,9
125,2
98,9
97,4
100,0 |
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8] |
Затраты республиканского бюджета за 2006 год в процессе уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю.
Дефицит республиканского бюджета в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд. тенге. Фактически республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние и внутренние займы. При этом сумма внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге были направлены на погашение основного долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики, которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.
Погрешности макроэкономического прогнозирования оказали значительное влияние на налоговые поступления в республиканский бюджет, в доходной части которого их доля в 2006 году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном году цены на нефть по сравнению с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы углеводороды и металлы обеспечили более 3/4 стоимости товарного экспорта республики, а доля налоговых поступлений в республиканский бюджет от нефтяного сектора составила более 30 процентов [8].
Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 1996 - 2006 годы [9]
Доходы государственного бюджета в 2006 году по сравнению с 1997 годом увеличились в 8,3 раза или на 2 058,6 млрд.тенге. Так, в 1997 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 16,7% или 279,4 млрд.тенге. В 2005 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 27,6% или 2 098,5 млрд.тенге (Рисунок 1).
Доходы государственного бюджета в 2006 году к ВВП составили 22,9% или 2 338,0 млрд.тенге, снижение по сравнению с 2005 годом объясняется тем, что для исключения зависимости исполнения бюджета от нефтяных поступлений с 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новую концепцию формирования и использования Национального фонда РК. В связи с чем, в настоящее время доходы бюджета не зависят от колебаний цен на нефть, то есть фактора ранее решающего при формировании бюджета страны. Прямые налоги, от предприятий нефтяного сектора минуя бюджет, перечисляются в Национальный фонд РК. Динамика доходов государственного бюджета РК наглядно отражена в приложении 1.
Доходы государственного бюджета на 2007 год установлены в сумме 2 648,9 млрд.тенге. По состоянию на 01.09.2007 года доходы государственного бюджета при плане 1 671,2 млрд.тенге составили 1 796,6 млрд.тенге, или исполнены на 107,5%.
В приложении 2 отражена динамика исполнения государственного бюджета по структуре бюджета за 2005-2007 годы, из которого видно, что расходы государственного бюджета на 2007 год предусмотрены в сумме 2974,4 млрд. тенге, что по сравнению с 2005 годом выросли в 1,4 раза, с 2006 годом на 1,3 раза, в том числе, соответственно республиканский бюджет в 1,4 и 1,3 раза, местный бюджет - 1,8 и 1,4 раза.